Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Правовые аспекты создания и функционирования сайтов
9.1. В статье 6 Федерального закона N 8-ФЗ указывается, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
В этом же законе вводится понятие официального сайта. Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Таким образом, домены сайтов органов управления архивным делом должны быть в обязательном порядке зарегистрированы на эти органы управления, а не на иные юридические и физические лица.
9.2. Федеральный закон N 270-ФЗ не только вводит понятие "официальная страница" - страница на сайте, созданная государственным органом, органом местного самоуправления или подведомственной организацией и содержащая информацию об их деятельности, но и расширяет действие положений Федерального закона N 8-ФЗ на подведомственные организации. Следовательно, домены сайтов государственных и муниципальных архивов должны быть в обязательном порядке зарегистрированы на эти учреждения, а не на иные юридические и физические лица.
9.3. Федеральным законом N 270-ФЗ устанавливается, что решение о создании официальных сайтов подведомственных организаций принимается государственными органами и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся эти организации (пункт 6а статьи 1). В этом же пункте закрепляется сложившаяся практика о возможности размещения информации о деятельности организаций в муниципальных образованиях на официальных сайтах муниципальных образований или на региональном портале. Предусматривается, что эта информация размещается в форме официальных страниц, при этом только орган управления может разрешить подведомственной организации не создавать официальную страницу (пункт 6б статьи 1).
9.4. Федеральный закон N 270-ФЗ устанавливает необходимость взаимодействия официальных сайтов и официальных страниц с федеральной ГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с требованиями, которые утверждаются Правительством Российской Федерации*(31).
9.5. Федеральный закон N 270-ФЗ уточняет, что общедоступная информация в форме открытых данных должна размещаться на официальных сайтах.
9.6. В Федеральном законе N 270-ФЗ появилось требование (пункт 9г статьи 1), прямо влияющее на создание и развитие официальных сайтов государственных и муниципальных архивов: "Перечень информации о деятельности подведомственных организаций, размещаемой на их официальных сайтах, утверждается государственными органами, органами местного самоуправления, в ведении которых такие организации находятся". При утверждении этих перечней определяется и периодичность размещения информации (пункт 7д статьи 1) на официальных сайтах (за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных).
9.7. Определение сайта содержится в пункте 13 части 1 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ: "Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
С позиции объектов гражданских прав (статья 128 ГК РФ) сайт можно отнести к двум категориям:
- результат работ и оказания услуг (если сайт заказывается на разработку);
- охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
9.8. Если рассматривать сайт как объект интеллектуальной собственности, то с точки зрения статьи 1240 ГК РФ сайт является сложным объектом, включающим несколько результатов интеллектуальной деятельности. Перечень результатов интеллектуальной деятельности может варьироваться в зависимости от целей и вида интернет-ресурса. Если говорить про официальные сайты архивных организаций, то на них будут присутствовать:
- произведения литературы и искусства, то есть всевозможные тексты, изображения, аудиозаписи, дизайн и т.д. (об этом подробнее см. статью 1259 ГК РФ). При этом сайт является составным произведением, то есть содержит совокупность самостоятельных объектов авторского права (статья 1260 ГК РФ);
- программа для ЭВМ - все прописанные на языке программирования коды (Perl, PHP и др.), создающие определенное решение (форум, поиск, ИС УИКАД и т.д.);
- архивные каталоги и базы данных, то есть совокупность систематизированных определенным образом материалов.
На перечисленные результаты интеллектуальной деятельности распространяется защита авторского права. Автором произведения признается лицо, творческим трудом которого оно создано (статьи 1228, 1257 ГК РФ). При этом, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
9.9. Условия использования. Посетителю ресурса необходимо сообщить о его правах и особенностях использования контента, чтобы:
- защитить авторские права на содержимое сайта;
- избежать ответственности перед законом из-за действий недобросовестных посетителей;
- предотвратить незаконное обращение с контентом.
В указанных целях материалы сайта помечаются знаком охраны авторского права, состоящим из символа , указания имени правообладателя и года первой публикации.
На сайте должно быть размещено текстовое сообщение о правилах копирования материалов, дизайна и оформления сайта. Следует особо указывать на возможность свободного использования и распространения контента или его части (например, в отношении открытых данных), если его владелец заинтересован в этом.
9.10. По закону использование материала допускается только при наличии письменного согласия правообладателя. Рекомендуется продумать на этапе создания сайта правила обращения с его содержимым (см. раздел 9.16 Методических рекомендаций).
9.11. Если на сайте имеется какая-либо форма запроса, регистрации или иная форма, подразумевающая ввод и предоставление персональных данных пользователем, то лицо, осуществляющее их сбор (администратор сайта), признается оператором персональных данных. Поэтому при разработке сайта необходимо обеспечить соблюдение требований законодательства к хранению и обработке персональных данных. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) персональные данные (ПДн) - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Столь широкое определение приводит к тому, что в юридической практике под персональными данными принято понимать любую информацию, которая относится к конкретному человеку прямо или косвенно: имя, фамилия, возраст, место рождения, фотография, адрес, номер телефона, геолокация, cookie, IP-адрес.
9.12. Требуется подготовить документ "Политика обработки персональных данных", в котором сформулировано, сбор какой именно информации о пользователе производится на сайте, описано, как она хранится и как будет использоваться. Согласно пункту 2 статьи 18.1 Федерального закона N 152-ФЗ этот документ (гиперссылку на него) необходимо разместить на каждой странице сайта, на которой осуществляется сбор ПДн.
9.13. Дополнительно требуется разместить на сайте "Соглашение об обработке персональных данных", в которых подробно прописаны условия сбора информации.
9.14. Отсутствие указанных документов на сайте повлечет за собой штраф от 30 до 60 тыс. рублей (часть 3 статьи 13.11 КоАП).
9.15. Пользователь имеет право запретить владельцу сайта собирать и хранить данные о нем. Поэтому нужно убедиться, что он согласен со всеми условиями.
На каждой веб-странице, на которой будет запрашиваться персональная информация, необходимо предусмотреть поле для выражения согласия посетителя на ее получение и хранение.
Не рекомендуется применять автоматическое согласие посетителя сайта на использование ПДн. Федеральный закон N 152-ФЗ указывает, что для выражения согласия на обработку ПДн пользователь должен самостоятельно совершить действие, например, проставить отметку в чекбоксе. То есть автоматическое согласие не соответствует требованию закона.
9.16. В том случае, когда на сайте располагается сервис, предоставляющий пользователям, зарегистрированным в соответствующем порядке, доступ к его использованию, - личный кабинет, целесообразно заключить с пользователем соглашение, которым будут устанавливаться права и обязанности сторон. Такой договор, как правило, называется, "Пользовательское соглашение". Он рассматривается как согласие пользователя с условиями, предлагаемыми администратором сайта.
По своей правовой природе пользовательское соглашение является договором присоединения (статья 428 ГК РФ). Размещение его в форме запроса/регистрации рассматривается как оферта (предложение заключить договор на определенных одной стороной условиях). Совершение пользователем конклюдентных действий (поставил галочку, нажал кнопку "Отправить", прошел процедуру регистрации, предоставил данные), в зависимости от того, какой порядок установлен в соглашении, будет считаться акцептом (согласием).
Пользовательское соглашение для администратора сайта будет помощником в вопросе надлежащего использования сервиса/сайта пользователем. В соглашении можно определить, каким образом пользователь использует сайт, запреты и ограничения использования, получение доступа в личный кабинет, блокировку, удаление пользователя, ответственность администратора/пользователя и иные условия.
В настоящее время суды признают пользовательские соглашения в качестве надлежащего доказательства, принимают во внимание его условия. Тем самым оно способно защитить интересы владельца/администратора сайта.
9.17. При определении формы согласия на оператора персональных данных дополнительно возлагается обязанность отслеживать, что именно этот человек предоставил ему свое согласие. Сбор ПДн без согласия пользователя карается штрафом до 75 тыс. рублей.
9.18. В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" оператор ПДн больше не вправе осуществлять сбор ПДн с помощью средств автоматизации без уведомления уполномоченного органа (Роскомнадзора).
К таким персональным данным относятся:
- данные, полученные и обработанные в рамках ТК РФ и иных федеральных законов, касающихся трудовых отношений;
- данные, полученные при заключении договоров с физическими лицами;
- данные, которые разрешено распространять с согласия физического лица.
Следствием подачи уведомления являются включение в реестр операторов персональных данных и плановые проверки Роскомнадзором соблюдения организационных и технических требований к защите ПДн.
9.19. Изменение в Федеральном законе N 152-ФЗ гласит, что согласие на обработку персональных данных, которые физическое лицо разрешило распространять о себе, нужно оформить отдельно от других согласий*(32).
Таким образом, чтобы разместить ПДн сотрудника архивного учреждения на официальном сайте или официальной странице и тем самым осуществить распространение этих ПДн, недостаточно иметь стандартное согласие на обработку данных. Потребуется составить и подписать отдельный документ (даже в том случае, если ранее сотрудник в обычном согласии на обработку указал, что не возражает, чтобы его данные учреждение передавало третьим лицам).
Рекомендуется включить в согласие следующую информацию:
- сведения о гражданине, который дает согласие: Ф.И.О., телефон, электронная почта и почтовый адрес;
- сведения о компании, которая получает сведения: наименование, адрес из ЕГРЮЛ, ИНН, ОГРН;
- цель обработки ПДн: с какой целью ПДн сотрудника размещаются на официальном сайте;
- категории и перечень данных с возможностью выбора, какие именно ПДн сотрудник разрешает, а какие не разрешает распространять;
- срок действия согласия - период, в течение которого действует согласие на распространение этих данных, или дата окончания его действия;
- наименование информационного ресурса сайта и раздела сайта, на котором сотрудник разрешает размещать информацию, если он дает согласие на публикацию своих данных.
9.20. Сотрудник архивного учреждения может в любой момент потребовать прекратить распространять информацию, которую ранее разрешал передавать (пункт 12 статьи 10.1 Федерального закона N 152-ФЗ). Требование должно быть оформлено письменно. В нем должны быть указаны: Ф.И.О., номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес, список ПДн, обработку которых нужно прекратить. После получения требования согласие на распространение больше не действует, ПДн сотрудника с сайта следует удалить.
9.21. Хранить персональные данные необходимо только на серверах, которые находятся на территории Российской Федерации. Нарушение закона в этом вопросе влечет за собой штраф до 6 млн рублей (за первое нарушение) и до 18 млн рублей (за повторное нарушение).
______________________________
*(1) Рекомендации по созданию архивного сайта в Интернет: приложение к письму Росархива от 17 мая 2001 г. N 6/513-К. URL: https://rusarchives.ru/met-rekomendacii/2001-rekomendacii-po-sozdaniyu-arhivnogo-sayta-v-internet (дата обращения: 27.07.2022).
*(2) Рекомендации Всероссийского научно-практического семинара-совещания "Российские архивные сайты: опыт, проблемы, перспективы развития" (23-24 мая 2008 г., Левково, Московская область). URL: http://portal.rusarchives.ru/evants/conferences/archival_sites_2008/recommend.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(3) Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011-2020 гг.: утверждена приказом Росархива от 2 декабря 2011 г. N 104. URL: https://archives.gov.ru/programs/informatization.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(4) Рекомендации по созданию интернет-выставок архивных документов/Н.В. Глищинская, И.В. Караваев. М.: Росархив, 2012. URL: https://archives.gov.ru/documents/rekomend_internet-vystavka.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(5) Рекомендации по созданию интернет-каталогов архивных документов/Н.В. Глищинская, И.В. Караваев. М.: Росархив, 2012. URL: https://archives.gov.ru/documents/rekomend_internet-katalog.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(6) Концепция информатизации (автоматизации) деятельности государственного архива/Росархив; ВНИИДАД. М., 2014. URL: https://archives.gov.ru/sites/default/files/2014-koncepciya-informatization-gosarchive.pdf (дата обращения: 27.07.2022).
*(7) Изучение опыта представления системы научно-справочного аппарата государственных и муниципальных архивов Российской Федерации в сети Интернет: аналитический обзор/Росархив; ВНИИДАД. М., 2014. URL: https://archives.gov.ru/sites/default/files/2014-analiz-nsa-archives-internet.pdf (дата обращения: 27.07.2022).
*(8) Концепция развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г.: проект/Росархив. М., 2012. URL: https://archives.gov.ru/documents/projects-concept-razvitie-archivnogo-dela.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(9) Артизов А.Н. О стратегических подходах к размещению архивной информации в сети Интернет: доклад на заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (8 октября 2014 г., г. Санкт-Петербург). URL: https://archives.gov.ru/index.php?q=reporting/report-artizov-2014-sovet.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(10) Резолюция Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (8 октября 2014 г., г. Санкт-Петербург). URL: https://archives.gov.ru/index.php?q=coordination/council/rezolution-2014.shtml (дата обращения: 27.07.2022).
*(11) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 27.07.2022).
*(12) Приказ Росархива от 18 декабря 2020 г. N 187 "Об утверждении проекта Ведомственной программы цифровой трансформации Федерального архивного агентства на 2021-2023 годы". URL: https://archives.gov.ru/sites/default/files/plan-vpct-2020.pdf (дата обращения: 27.07.2022).
*(13) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 1187 "О перечнях общедоступной информации, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных". URL: http://government.ru/docs/3243/ (дата обращения: 27.07.2022).
*(14) Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных: приняты на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 29 мая 2014 г. (протокол N 4). Версия 3. URL: https://data.gov.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-publikacii-otkrytyh-dannyh-versiya-30 (дата обращения: 27.07.2022).
*(15) Справочная информация о том, что нужно сделать для авторизации через ЕПГУ. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/faq.jsp#!/2 (дата обращения: 27.07.2022).
*(16) См. рекомендации Яндекса (URL: https://yandex.ru/support/webmaster/recommendations/frequent-mistakes.html) и Google (https://developers.google.com/search/docs/advanced/guidelines/links-crawlable?hl=ru) для веб-мастеров.
*(17) Примеры реализации языка запросов можно увидеть в справках Яндекса (https://yandex.ru/support/search/query-language/search-context.html) и Google (https://support.google.com/websearch/answer/2466433?hl=ru).
*(18) ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (дата актуализации описания: 27.07.2022).
*(19) Руководство по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) 2.0. - URL: https://www.w3.org/Translations/WCAG20-ru/ (дата обращения: 27.07.2022).
*(20) Dinozo C. The State of D2C Marketing in 2019. URL: https://www.yotpo.com/blog/d2c-marketing-2019/ (дата обращения: 27.07.2022).
*(21) С 23 июня 2011 г. Рамблер/поиск использует поисковые технологии компании "Яндекс".
*(22) Подробнее об информационных потребностях указанных категорий пользователей см.: Боброва Е.В. Архивные информационные ресурсы: результаты опроса пользователей//Отечественные архивы. 2022. N 4. С. 35-45.
*(23) Ашманов И., Иванов И. Оптимизация и продвижение сайта в поисковых системах. СПб.: Питер, 2011. С. 144-145.
*(24) Технически домены с WWW и без WWW - два разных ресурса, поисковые системы индексируют и ранжируют их отдельно, а ссылки будут иметь разный вес, что может привести к понижению сайта в поисковой выдаче (поскольку поисковик может принять один сайт за дубликат другого), а также к проблемам с авторизацией на сайте и с другим функционалом, использующим cookie.
*(25) Оптимальная длина текста - 1 000 - 2 000 слов для двух-трех продвигаемых ключевых слов/фраз.
*(26) Один из качественных показателей текста - показывает частоту повтора слов в документе. Академическая частота равна доле повторяемых слов ко всему объему текста. Высоким уровнем тошноты считается 8%. Нормальный уровень - 4-6%. Практически вся классическая литература имеет такой уровень тошноты.
*(27) Оптимальным считается размер страницы до 100 Кб после сжатия. Необходимо удалять ненужные элементы и использовать сжатие gzip, чтобы сократить размер.
*(28) Считаются все элементы страницы - изображения, видео, скрипты и др. Чтобы страница загружалась быстро, согласно рекомендациям Google, их общий вес не должен превышать 1 600 Кб.
*(29) Для успешного индексирования страницы поисковыми ботами HTTP-код ответа сервера должен быть 200.
*(30) Оказывает влияние на поведенческие факторы: чем быстрее загрузка, тем меньше отказов. Робот "Яндекса" реже посещает медленные сайты. Это влияет на эффективность продвижения, такие сайты редко индексируются. В Google скорость загрузки - один из основных факторов ранжирования.
*(31) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (ред. от 17 августа 2022 г.) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102151387 (дата обращения: 27.07.2022).
*(32) Распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (статья 3 Федерального закона N 152-ФЗ).
<< Раздел 8. Обеспечение защиты и сохранности ресурсов |
||
Содержание Методические рекомендации по созданию и развитию официальных сайтов и официальных страниц органов управления архивным делом,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.