г. Краснодар |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А32-18751/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньфармация" (ИНН 2310067376, ОГРН 1022301619339) - Москвиновой С.А. (доверенность от 11.01.2013), в отсутствие представителей ответчика - муниципального унитарного предприятия города Новороссийска "Аптека N 487" (ИНН 2315004605, ОГРН 1022302387788), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства здравоохранения Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньфармация" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2013 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Ванин В.В., Величко М.Г., Баранова Ю.И.) по делу N А32-18751/2012, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Кубаньфармация" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию города Новороссийска "Аптека N 487" (далее - аптека) о взыскании 93 943 рублей 26 копеек задолженности за оказанные услуги, связанные с закупкой, хранением и реализацией включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2135-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств наркотических средств и психотропных веществ, поставляемых для нужд лечебно-профилактических и аптечных учреждений Краснодарского края в 2010 году (далее соответственно - услуги, оборот, лекарственные средства).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного от 21.12.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2013 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края с указанием на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к участию в деле департамента здравоохранения Краснодарского края как одной из сторон государственных контрактов, исследования и оценки государственных контрактов на поставку социально значимых лекарственных средств, отсутствие у оказанных предприятием услуг по оптовой закупке лекарственных средств и их последующей реализации потребительской (экономической) ценности для аптеки. Оценив товарные накладные как разовые сделки купли-продажи лекарственных средств, а действия предприятия - как осуществленные во исполнение обязанностей поставщика по договору поставки, но не в интересах покупателя, кассационный суд отметил, что ни муниципальное образование город-герой Новороссийск, ни аптека не являются сторонами государственных контрактов и не могут считаться в чем-либо обязанными перед их (контрактов) сторонами. Выводы судов о наличии на стороне аптеки задолженности признан не учитывающим характер оптовой надбавки, направленной на компенсацию организациям оптовой торговли их расходов, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных средств. Поставка в аптечную сеть жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по отпускной цене производителей расценена не противоречащей целям коммерческой деятельности предприятия, осуществляемой на риск последнего.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013, в иске отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием у аптеки, не являвшейся стороной государственных контрактов, обязанности по оплате предусмотренных их предметами услуг, связанных с обращением лекарственных средств, поставляемых для нужд лечебно-профилактических и аптечных учреждений края.
Предприятие обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что предприятие как победитель аукциона, осуществляя приемку лекарственных средств, их хранение и доставку розничным продавцам (лечебно-профилактическим и аптечным учреждениям), несло расходы, подлежащие компенсации за счет аптеки, являющейся одним из названных учреждений.
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство) в отзыве на кассационную жалобу поддержало изложенные в ней доводы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что департаментом (государственный заказчик) и предприятием (исполнитель) по итогам проведенных аукционов заключены государственные контракты от 11.01.2010 N 1-Г/У, от 24.02.2010 N 11-Г/У, от 6.04.2010 N 31-Г/У, от 16.07.2010 N 308-Г/У, от 26.08.2010 N 542-Г/У (далее - государственные контракты), предметом которых явилось оказание исполнителем услуг, связанных с оборотом лекарственных средств, а также услуг по проведению расчетных операций с получателем и поставщиком продукции.
Пунктами 2.2 контрактов предусмотрено заключение исполнителем дополнительных договоров поставки с поставщиком товара и его получателем.
Доказательства заключения предприятием и аптекой договоров на поставку лекарственных средств и оказание связанных с их оборотом услуг в деле отсутствуют.
Департаментом в рамках заключенных с определенными на торгах поставщиками государственных контрактов на поставку лекарственных средств обеспечивалась их доставка на склад предприятия, обладающего лицензией на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Предприятие осуществляло доставку малых партий лекарственных средств лечебно-профилактическим и аптечным учреждениям.
Предприятие поставило в 2010 году аптеке лекарственные средства, что аптекой не оспаривается и подтверждено первичными бухгалтерскими документами (накладными).
Между сторонами отсутствует спор об оплате аптекой собственно лекарственных средств.
В качестве доказательств факта оказания услуг представлены подписанные предприятием и аптекой акты.
Основанием обращения в суд явилось неисполнение аптекой существующей у нее, по мнению предприятия, обязанности по оплате связанных с оборотом лекарственных средств услуг, цена которых приравнена к утвержденной приказом Региональной Энергетической Комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.08.2008 N 12/2008-м "Об установлении платы за услуги, оказываемые ГУП Краснодарского края "Кубаньфармация", предельной надбавке - 15 % от отпускной цены лекарственных средств (далее - приказ РЭК).
В соответствии с частью 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Из данной нормы следует, что в предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон случаях обязательство в отношении его сторон может создавать для третьих лиц только права.
Условия всякого гражданско-правового договора порождают обязательственные отношения лишь между его сторонами и дают им право требовать исполнения друг от друга, но не от третьих лиц, которые не участвуют в этом договоре. Обязательство не порождает и основанных на договоре прав требования к лицам, не состоящим в этих обязательственных отношениях. Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 13534/10, от 22.11.2011 N 7677/11.
Частью 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт определяется как договор, заключенный заказчиком от имени публично-правового образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
По государственным контрактам заказчиком услуг, связанных с оборотом лекарственных средств, выступил Краснодарский край в лице департамента, а исполнителем - предприятие.
Государственными контрактами предусмотрено их финансирование за счет средств краевого бюджета и других источников.
Аптека стороной государственных контрактов не являлась.
В этой связи, суды правомерно заключили, что установленным государственными контрактами порядком, предполагающим возмещение предприятию за счет аптечных учреждений расходов по оказанию связанных с оборотом лекарственных средств услуг, на аптеку, не являющуюся стороной контрактов, не могли быть возложены какие-либо обязанности.
Привлеченное определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство не представило доказательств перечисления в 2010 году аптеке средств, направленных на финансирование оказанных предприятием услуг, связанных с оборотом лекарственных средств.
Факт подписания аптекой актов оказания услуг также не возлагает на нее обязанность по осуществлению соответствующих платежей ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 (в редакции Указов от 08.07.1995 N 685, от 08.04.2003 N 410) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предписано утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Названным актом всем предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности вменена обязанность по применению на внутреннем рынке установленных регулируемых государством цен (тарифов).
Во исполнение вышеприведенного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление N 239), утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке осуществляют Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (далее - постановление N 654) вышеназванные Перечни дополнены соответственно лекарственными средствами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также предельными оптовыми и предельными розничными надбавки к ценам на них.
Частью 2 статьи 5 действовавшего в начале спорного периода Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, возложено на федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, а также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.02.2010, определено, что в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", вступившего в силу 01.09.2010, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - постановление N 782, Положение), согласно которому государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарственные средства, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства (пункт 2 постановления N 782).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации пунктом 14 Положения уполномочены на установление в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории этих субъектов Российской Федерации, предельных оптовых надбавок к ценам на лекарственные средства, исходя из принципов возмещения организациям оптовой торговли экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных средств, учета размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов, учета в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей.
Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства, ограничена соответствующей предельной оптовой надбавкой, установленной органом исполнительной власти субъекта (пункт 16 Положения).
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки лекарственных средств по форме, утвержденной постановлением N 654. Реализация лекарственных средств аптечным учреждением осуществляется при наличии указанного протокола.
Без применения указанного порядка до 01.04.2010 допускалась реализация организациями оптовой торговли только тех лекарственных средств, которые не прошли государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя (пункт 7.1 постановления N 782).
Структура отпускной цены на лекарственные средства организаций оптовой торговли, согласно пункту 20 Положения, включает в себя фактическую отпускную цену производителя, не превышающую зарегистрированную цену, и оптовую надбавку, не превышающих соответственно предельную оптовую надбавку, установленную в субъекте Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных положений действовавшего в спорный период законодательства, минимальная оптовая надбавка, не превышающая соответствующую нормативно установленную предельную величину, должна была определяться на торгах при отборе организации оптовой торговли и включаться в отпускную цену лекарственных средств. Оказание каких-либо дополнительных услуг аптечным учреждениям и возложение на них дополнительных расходов не предусматривалось.
В отсутствие договоров поставки, заключенных предприятием и аптекой, а также протоколов согласования цен поставки лекарственных средств, суды правомерно ограничили обязанность аптеки по оплате поставленных лекарственных средств суммами, указанными в товарных накладных, свидетельствующих о совершении сторонами разовых сделок купли-продажи.
Выводы о том, что действия предприятия, связанные с приемкой товара, его хранением, подготовкой к продаже и доставке к месту нахождения покупателя не могут быть квалифицированы как оказанные в интересах аптеки услуги, направлены на выполнение поставщиком обязанностей по договору поставки, а у аптеки отсутствует как договорная, так и кондикционная обязанность по оплате данных услуг, следует признать соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А32-18751/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.