г. Краснодар |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А32-1398/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Епифанова В.Е.,
судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С.,
при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Скаковой А.Ю. (доверенность от 26.12.2013), в отсутствие заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) и третьего лица - Бойко Нины Николаевны, извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-1398/2012,
установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, пансионат Зеленая горка, N 3, по схеме застройки;
- обязать территориальное управление принять решение о передаче указанного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Определениями от 17.07.2012 и от 24.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Бойко Н.Н. (л. д. 33, 39).
Определением от 05.12.2012 Росимущество привлечено к участию в деле в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия (л. д. 50).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013, требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв. м. На территориальное управление возложена обязанность по принятию решения о передаче земельного участка.
Судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв. м, расположенный в границах округа горно-санитарной охраны курорта, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Администрация направила в Росимущество письмо от 29.09.2011 о передаче участка в муниципальную собственность, которое поручило территориальному управлению провести проверку представленных документов и по итогам проверки принять решение о передаче участков с подписанием актов приема-передачи (письмо от 07.11.2011). Однако поручение Росимущества территориальное управление не исполнило, участок в муниципальную собственность не передало, чем нарушило положения Закона N 244-ФЗ, предусматривающего два условия для передачи земельных участков в муниципальную собственность (нахождение его в границах курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией). С заявлением о передаче земельного участка администрация обратилась в уполномоченный орган. Доказательств того, что спорный участок не может находиться в муниципальной собственности, не представлено. Поэтому суды пришли к выводу о неправомерности допущенного территориальным управлением бездействия и нарушении им интересов заявителя, что в силу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) является основанием для удовлетворения требований. Довод территориального управления о нарушении администрацией порядка обращения за передачей участка апелляционный суд отклонил. Администрация обратилась с заявлением о передаче земельного участка, относящегося к землям курортов, в муниципальную собственность, в Росимущество. Это соответствует части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), а также пунктам 1.2, 3.1 и 3.2 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 N 270 (далее - Административный регламент). Росимущество направило территориальному органу (управлению) письменное поручение рассмотреть вопрос о передаче спорного участка, относящегося к землям особо охраняемых природных территорий, и принять решение по существу заявления. Однако территориальное управление незаконно бездействовало, что повлекло нарушение прав муниципального образования (л. д. 95, 125).
Территориальное управление обжаловало решение от 12.07.2013 и апелляционное постановление от 10.10.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с Законом N 244-ФЗ из федеральной собственности в муниципальную передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу названного Федерального закона. Порядок передачи таких участков предусмотрен в пункте 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В соответствии с Положением о территориальном управлении (утверждено приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49) территориальное управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Краснодарского края. С предложением о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 администрация обратилась в Росимущество. Тогда как требование о признании незаконным бездействия по вопросу о передаче земельного участка в муниципальную собственность заявлено к территориальному управлению. Кроме того, судом не принято во внимание, что поручение Росимущества о передаче земельного участка поступило территориальному управлению 18.01.2012. Законом N 244-ФЗ установлен двухмесячный срок рассмотрения предложения органа местного самоуправления. Администрация обратилась в суд 08.02.2012, то есть до момента возникновения бездействия. Не учли судебные инстанции и того обстоятельства, что в отношении спорного участка администрацией и Бойко Н.Н. заключен договор аренды от 19.09.2006 N 4910001277. В письме Прокуратуры Краснодарского края от 01.11.2011 N 711-21-2011 указывается на недопустимость включения в перечни земельных участков, предлагаемых к передаче в собственность муниципальных образований в порядке Закона N 244-ФЗ участков, в отношении которых муниципальными образованиями до вступления в силу указанного закона заключены договоры аренды с превышением предоставленных полномочий, являющиеся недействительными (ничтожными) сделками. Передача земельных участков, являющихся предметом ничтожных сделок, в собственность муниципального образования, приведет к легализации таких (незаконных) договоров, и будет способствовать нарушению требований федерального законодательства о порядке передачи земельных участков, расположенных в границах курортов федерального значения.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.
Администрация, Росимущество и Бойко Н.Н., извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя территориального управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, пансионат Зеленая горка, N 3, по схеме застройки внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права аренды в пользу Бойко Н.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 25.07.2011 (л. д. 21).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка от 26.09.2011 N 2343/12/11-391482) участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта (л. д. 22, 23).
29 сентября 2011 года администрация обратилась к руководителю Росимущества с просьбой принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 из федеральной собственности в муниципальную. В качестве приложения к письму указаны выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт земельного участка (л. д. 27).
Письмом от 07.11.2011 Росимущество поручило территориальному управлению провести проверку представленных администрацией документов, создать комиссию с целью проверки фактического использования земельного участка и по результатам проверки принять решение о передаче участка в собственность муниципального образования, осуществив фактическую передачу участка с подписанием актов приема-передачи (л. д. 80, 81).
В письме от 03.04.2012 территориальное управление сообщило Росимуществу о приостановлении процесса передачи ряда участков (в том числе участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143) для принятия мер по защите интересов Российской Федерации путем подачи исков о взыскании неосновательного обогащения за пользование федеральным имуществом (л. д. 82 - 84). В качестве основания для приостановления указано на то, что в отношении предполагаемого к передаче участка администрацией заключен договор аренды, являющийся недействительной (ничтожной) сделкой.
Ссылаясь на то, что решение о передаче земельного участка территориальным управлением не принято, администрация обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса с требованиями о признании бездействия незаконным и об обязании уполномоченного органа принять решение о передаче участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 в собственность муниципального образования.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 расположен на территории курорта федерального значения (во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта) и находится в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Факт государственной регистрации в ЕГРП права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 до момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ участвующие в деле лица не оспаривают. В этом случае для возникновения права муниципальной собственности требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 данного Закона.
В пункте 1 Положения закреплено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Росимуществом и (или) его территориальными органами.
При поступлении в Росимущество письменного обращения органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 настоящего Регламента. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней (пункт 3.1 Административного регламента).
По результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений: письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу; распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность; письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность (пункт 3.2 Административного регламента).
Если поступившее обращение заявителя и прилагаемые к нему документы соответствуют предъявляемым требованиям и имеются основания для передачи, Росимущество (или по его поручению территориальный орган Росимущества) осуществляет подготовку соответствующего проекта распоряжения. В случае, если комплект документов не соответствует утвержденному в пункте 2.4.2 перечню документов либо если имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть передано в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, ответственный исполнитель в месячный срок со дня поступления обращения в Росимущество готовит письменный отказ заявителю с указанием основания отказа в передаче имущества (пункты 3.3 и 3.10 Административного регламента).
В случае поручения территориальному органу Росимущества принять решение о передаче имущества территориальный орган в месячный срок со дня поступления документов издает распоряжение, осуществляет подготовку и утверждение акта приема-передачи соответствующего имущества, обеспечивает внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества и представляет копию распоряжения и информацию о внесении изменений в реестр федерального имущества в Росимущество (пункт 3.4 Административного регламента).
Как установили суды, процедура обращения с заявлением о передаче земельного участка администрацией соблюдена. По обращению заявителя Росимущество приняло решение о даче поручения территориальному управлению по рассмотрению вопроса о передаче федерального имущества по существу. Поручение Росимущества от 07.11.2011 территориальное управление в сроки, предусмотренные пунктом 3.4 Административного регламента, не исполнило. Каких-либо доказательств того, что земельный участок не может быть передан в муниципальную собственность, уполномоченные органы не представили. Поэтому судебные инстанции пришли к выводу о неправомерности допущенного территориальным управлением бездействия и нарушении им прав заявителя, что является основанием для удовлетворения требований (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы территориального управления об ошибочном определении субъектного состава настоящего спора рассматривался судом апелляционной инстанции и был обоснованно отклонен со ссылкой на нормы Положения и требования Административного регламента.
Заявитель не учитывает, что по заявлению администрации Росимуществом принято соответствующее решение (дано поручение территориальному управлению). Оспариваемое заявителем бездействие допущено именно территориальным управлением, которое не только не совершило в установленные сроки действия, предусмотренные пунктом 3.4 Административного регламента, но и приостановило процесс передачи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 (письмо от 03.04.2012). Однако Административным регламентом не допускается возможность приостановления исполнения государственной функции (административных процедур) передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и (или) в муниципальную собственность.
Отклоняется и довод территориального управления о том, что передача участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 в собственность муниципального образования приведет к легализации недействительного (ничтожного) договора аренды. Указанный довод основан на ошибочном понимании заявителем жалобы положений статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, факт наличия договоров аренды в отношении земель курорта федерального значения, заключенных администрацией до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, не может являться препятствием для реализации предусмотренной им процедуры передачи участков в муниципальную собственность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А32-1398/2012
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.