город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2013 г. |
дело N А32-1398/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 г. по делу N А32-1398/2012 по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Сочи,
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Бойко Нина Николаевна,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением в котором просит:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Территориальное управление), выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, панс. Зеленая горка, N 3, по схеме застройки из федеральной в муниципальную собственность;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, панс. Зеленая горка, N 3 по схеме застройки из федеральной в муниципальную собственность.
Заявленные требования мотивированы тем, что в силу действующего законодательства Территориальное управление, как представитель собственника земельных участков федерального уровня собственности, на которые зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией, обязано совершить действия по передаче этих земельных участков в муниципальную собственность.
Определениями суда от 17.07.2012 г. и от 24.10.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Бойко Нина Николаевна.
Определением суда от 05.12.2012 г. к участию в деле в качестве другого заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленного требования. Суд также признал бездействие Территориального управления незаконным и нарушающим права заявителя по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Территориальное управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что передача земельных участков, являющихся предметом ничтожных сделок, в собственность муниципального образования город - курорт Сочи может привести к легализации ничтожных договоров аренды данных земельных участков, а также может способствовать нарушению требований федерального законодательства о порядке передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в муниципальную собственность.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 07 октября 2013 года, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:0143, что подтверждается выпиской из соответствующего реестра от 25.07.2011 г., копия которой представлена в дело.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Закона N 33-ФЗ, а также статьей 1 Закона N 26-ФЗ курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 Закона N 33-ФЗ и пункт 2 статьи 16 Закона N 26-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 г.
N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 г. N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" закреплено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 г. N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 г. N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горносанитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 03.12.2008 г.
N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что администрация письмом от 29.09.2011 г. обратилась к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом за передачей спорного земельного участка в муниципальную собственность.
В свою очередь, Территориальное управление исходящим письмом от 03.04.2012 г. со ссылкой на кадастровый номер земельного участка обратилась за разъяснениями к заместителю руководителя Федерального агентства.
Письмом от 07.11.2011 г. Росимущество поручило территориальному управлению провести проверку представленных администрацией документов, создать комиссию с целью проверки фактического использования земельных участков, указанных в обращении администрации и принять решения по этим обращениям, по итогам проверки принять решение о передаче участков с подписанием актов приема-передачи.
Из Закона N 244-ФЗ следует, что для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией.
Из статьи 3 Устава города Сочи следует, что Адлерский район является внутригородским районом.
Нахождение земельного участка в границах внутригородского района города-курорта Сочи делает этот участок участком особо - охраняемой природной территорией.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 площадью 444,61 кв.м расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, панс. Зеленая горка, N 3 по схеме застройки.
По мнению апеллянта Территориальное управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Краснодарского края и в нарушение указанных норм администрация обратилась с предложением о передаче спорных земельных участков в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а требование о признании незаконным бездействия выразившееся в непринятии решения о передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность направлены к Территориальному управлению.
Указанная позиция Территориального управления является ошибочной.
Согласно пункту 1 Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Росимуществом и (или) его территориальными органами.
В силу пункта 3.1 Административного регламента при поступлении в Росимущество письменного обращения органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 названного Регламента. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.
Пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений:
- письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу;
- распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность;
- письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
Таким образом, решение о передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования должно приниматься Росимуществом на основании обращения органа местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается обращение администрации в Росимущество с заявлением о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402009:0143 из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.09.2013 года по делу N А32-509/2013.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).
В отношении этого земельного участка имеется в наличии совокупность условий, для его передачи в муниципальную собственность.
Доказательств того, что спорный участок не может находится в муниципальной собственности, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 г. по делу N А32-1398/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1398/2012
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Бойко Нина Николаевна, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ ФАУГИ по КК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом , г. Москва