г. Краснодар |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А32-11330/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лаверна" (ИНН 2305005582, ОГРН 1022301068570) - Гриднева Р.В. (доверенность от 24.01.2014), в отсутствие представителя заинтересованного лица - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда от 30.09.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-11330/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лаверна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 15.01.2013 N 52-334/13-33.24 решения об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 35 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:41:0601001:1777, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, прирельсовая зона (далее - земельный участок), и о понуждении департамента к принятию решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013, заявленные требования удовлетворены по мотиву отсутствия у департамента оснований для принятия положительного решения по вопросу о предоставлении земельного участка в аренду.
Департамент обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что на момент обращения общества в департамент действующим законодательством не предусматривалась возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, у общества отсутствовало право на приобретение земельного участка в аренду на льготных условиях, что не позволило принять соответствующее решение.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлениями главы администрации города Горячий Ключ Краснодарского края (далее - администрация) от 09.03.1995 N 533 и от 26.03.1996 N 824 земельный участок предоставлен правопредшественнику общества в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и обслуживания производственной базы и подъездного ж/д тупика к производственной базе в существующей прирельсовой зоне города Горячий Ключ.
Право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 29.04.2010, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2010 серии 23-АЖ N 276209 и выпиской из реестра от 01.04.2013. Кадастровый учет земельного участка осуществлен 14.02.2006. Согласно выписке из реестра от 01.04.2013 собственником земельного участка является субъект Российской Федерации - Краснодарский край.
Общество обратилось в департамент с заявлением от 19.12.2012 о предоставлении в аренду земельного участка, приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Письмом от 15.01.2013 N 52-334/13-33.24 департамент известил общество о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, что явилось основанием обращения последнего в арбитражный суд.
Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования переоформляется в порядке статьи 36 Земельного кодекса, которая содержит правила приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридическим лицам, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, вменена в обязанность переоформление до 01.07.2012 права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретение земельных участков в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса, которыми установлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды и права собственности земельных участков граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса).
Судами установлено, что к заявлению общество приложило пакет документов, соответствующий перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса. При этом, пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не предусмотрено условие обязательного расположения на спорном земельном участке зданий, строений или сооружений для приобретения на него права собственности или аренды, то есть наличие либо отсутствие объекта недвижимости на земельном участке, особенности его адресного местоположения на земельном участке, не являются препятствием для переоформления права.
Заявитель осуществляет на земельном участке строительство подъездных и внутренних железнодорожных путей на основании разрешения на строительство от 26.12.2007 N RU 23304000-79, выданном комитетом архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Горячий Ключ, срок действия которого продлен до 02.08.2014.
Действующим законодательством пропуск срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, не квалифицируется как основание отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Установленной пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ датой ограничен срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды на льготных условиях.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А32-11330/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса. При этом, пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не предусмотрено условие обязательного расположения на спорном земельном участке зданий, строений или сооружений для приобретения на него права собственности или аренды, то есть наличие либо отсутствие объекта недвижимости на земельном участке, особенности его адресного местоположения на земельном участке, не являются препятствием для переоформления права.
...
Действующим законодательством пропуск срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, не квалифицируется как основание отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Установленной пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ датой ограничен срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды на льготных условиях."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2014 г. N Ф08-2185/14 по делу N А32-11330/2013