Распоряжение Администрации Смоленской области от 15 февраля 2023 г. N 317-р/адм
"Об утверждении бюджетного прогноза Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года"
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года.
2. Признать утратившими силу:
- распоряжение Администрации Смоленской области от 17.02.2017 N 170-р/адм "Об утверждении бюджетного прогноза Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года";
- распоряжение Администрации Смоленской области от 19.02.2018 N 128-р/адм "О внесении изменений в бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года";
- распоряжение Администрации Смоленской области от 09.04.2018 N 301-р/адм "О внесении изменений в бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года";
- распоряжение Администрации Смоленской области от 18.02.2019 N 196-р/адм "О внесении изменений в бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года";
- распоряжение Администрации Смоленской области от 11.02.2020 N 141-р/адм "О внесении изменений в бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года";
- распоряжение Администрации Смоленской области от 29.01.2021 N 148-р/адм "О внесении изменений в бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года";
- распоряжение Администрации Смоленской области от 10.02.2022 N 151-р/адм "О внесении изменений в бюджетный прогноз Смоленской области на долгосрочный период до 2028 года".
Губернатор |
А.В. Островский |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 15.02.2023 N 317-р/адм
Бюджетный прогноз
Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года
Настоящий бюджетный прогноз разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Смоленской области на долгосрочный период, утвержденными постановлением Администрации Смоленской области от 15.02.2023 N 56.
Целью разработки настоящего бюджетного прогноза является оценка долгосрочной динамики бюджетных параметров, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности областного бюджета и достижение стратегических целей социально-экономического развития Смоленской области.
1. Условия формирования настоящего бюджетного прогноза в текущем периоде
Настоящий бюджетный прогноз разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года (далее также - долгосрочный прогноз социально-экономического развития).
Параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития разработаны на основе анализа текущей социально-экономической ситуации с учетом внутренних возможностей региона, ориентиров и приоритетов региональной экономической политики на долгосрочный период.
Параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития разработаны с учетом того, что развитие экономики характеризуется через прирост среднегодовых показателей без учета факторов, которые не подлежат прогнозированию на уровне региона (возможных кризисов, экономических циклов и т.п.).
Существуют значительные макроэкономические риски как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Основным фактором торможения экономического развития Смоленской области по-прежнему является слабый рост потребительского спроса, вызванный падением реальных денежных доходов населения в результате роста инфляции. Высокий уровень неопределенности экономического прогнозирования негативно отражается на инвестиционных планах предприятий и организаций. В условиях высокой неопределенности население также может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление. Сдержанный рост промышленности обусловлен низким уровнем процессов технологического обновления и недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках, низким уровнем накоплений, санкционными ограничениями.
Одним из рисков социально-экономического развития в долгосрочном периоде остается сокращение численности населения, в том числе трудоспособного возраста.
Настоящий бюджетный прогноз предполагает сохранение трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, вызванную недостатком собственных и заемных средств, инфраструктурные ограничения. Факторы роста по-прежнему на российском уровне останутся в сырьевом секторе. Настоящий бюджетный прогноз предполагает умеренный рост валового регионального продукта в денежном выражении. Слабый рост уровня жизни в целом по Российской Федерации приводит к замедлению развития потребительского сектора, а следовательно, спроса на производимые товары и услуги. Инфраструктурные ограничения и ограничения, касающиеся отдельных аспектов делового климата, характерные для страны в целом, не дают возможность в полной мере использовать преимущество в виде недорогой рабочей силы.
Демографическая ситуация, вызванная долговременными тенденциями, будет сказываться на численности занятых в экономике, которая к 2034 году составит 377,7 тыс. человек. Недостаток и ограничения в бюджетных средствах не позволят значительно улучшить человеческий капитал (здравоохранение, образование). Валовый региональный продукт достигнет к 2034 году 803 158,2 млн. рублей, среднегодовой темп роста составит 105,8 процента.
2. Текущие характеристики социально-экономического развития Смоленской области
Введение санкционных ограничений в отношении Российской Федерации в 2022 году и изменения условий внешней торговли привели к замедлению или снижению динамики большинства экономических показателей.
Однако, несмотря на резкое изменение внешних условий, российская экономика показала достаточную степень устойчивости и адаптации к новым условиям. Высокая степень неопределенности дальнейшего развития ситуации и излишне пессимистические оценки падения российской экономики создавали дополнительные сложности для прогнозирования.
В условиях геополитического и санкционного давления главной задачей является сохранение устойчивости экономики, обеспечение занятости и сохранение доходов жителей, создание оптимальных условий для бизнеса.
Социально-экономическое развитие Смоленской области в январе - августе 2022 года характеризовалось положительной динамикой объема работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", индекса производства продукции сельского хозяйства (за январь - июнь 2022 года), оборота объема платных услуг населению.
Увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата (за январь - июль 2022 года), вместе с тем сократились реальные располагаемые денежные доходы населения (за январь - июнь 2022 года).
Сложилась отрицательная динамика индекса промышленного производства, оборота розничной торговли.
Снизился объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) (за январь - июнь 2022 года).
Основные показатели социально-экономического развития Смоленской области в 2022 году представлены в таблице.
Таблица
Наименование показателя |
Значение показателя (оценка 2022 года) |
Индекс потребительских цен, в процентах к декабрю предыдущего года |
117,5 |
Индекс промышленного производства, в процентах к январю - августу предыдущего года |
95,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к январю - августу предыдущего года |
113,5 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к январю - августу предыдущего года |
74,8 |
Строительство, в процентах к январю - августу предыдущего года |
81,1 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, в процентах к январю - августу предыдущего года |
91,0 |
Объем платных услуг населению, в процентах к январю - августу предыдущего года |
89,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, в рублях за январь - август 2022 года |
37 990,1 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
104 |
В январе - августе 2022 года индекс промышленного производства по сравнению с январем - августом 2021 года составил 98,5 процента. Индексы производства по основным видам деятельности: обрабатывающие производства - 101,2 процента; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 95,2 процента.
В 2021 году индекс производства по обрабатывающим производствам составил 104,3 процента, в 2022 году - 94,9 процента. Рост производства выпуска в 2022 году прогнозировался в следующих сферах: в производстве резиновых и пластмассовых изделий; в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий; в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки; в производстве прочих транспортных средств и оборудования; в производстве мебели; в производстве прочих готовых изделий; в ремонте и монтаже машин и оборудования.
В первом полугодии 2022 года объем производства сельскохозяйственной продукции составил 9,0 млрд. рублей (106,6 процента в сопоставимых ценах к соответствующему уровню 2021 года). В январе - августе 2022 года в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 43,5 тыс. тонн, молока - 100,3 тыс. тонн, яиц - 190,8 млн. штук.
В валовом региональном продукте доля сельского хозяйства составляет 4,2 процента. Сельскохозяйственным производством занимаются около 400 сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, а также около 118 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В 2022 году валовое производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в фактических ценах составило 33,2 млрд. рублей, или 113,5 процента в сопоставимой оценке к уровню 2021 года, доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 69 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 6 процентов, хозяйств населения - 25 процентов.
На развитие экономики и социальной сферы Смоленской области в январе - июне 2022 года использовано 23,4 млрд. рублей инвестиций, что составило 77,9 процента (в сопоставимых ценах) к уровню января - июня 2021 года.
В 2022 году экономика Российской Федерации столкнулась с новыми угрозами и факторами, препятствующими ее устойчивости и развитию: неблагоприятная геополитическая обстановка, беспрецедентное количество санкций, введенных недружественными странами. Кроме того, ситуация с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции остается неоднозначной и нестабильной, что создает дополнительные риски для функционирования отраслей экономики как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов.
Ряд инвесторов, а также представителей бизнеса разного уровня, осуществляющих производственную деятельность на территории Смоленской области, столкнулись с серьезными проблемами, которые напрямую влияют на их функционирование. Инвестиционные планы многих компаний, программы их развития и обновления мощностей были приостановлены, сдвинуты сроки начала реализации инвестиционных проектов, некоторых - на неопределенный срок.
С учетом указанных факторов в 2022 году объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики Смоленской области, составил 58 353,8 млн. рублей, а индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 74,8 процента к уровню 2021 года.
В январе - августе 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 16,6 млрд. рублей, или 108,2 процента к аналогичному периоду 2021 года. Ожидалось, что в целом за 2022 год темп роста объемов выполненных работ в строительстве составит 81,1 процента.
В январе - августе 2022 года введено в действие жилых домов общей площадью 389,7 тыс. кв. метров, что в 2 раза больше, чем в январе - августе 2021 года.
Индекс потребительских цен по Смоленской области за январь - август 2022 года к декабрю 2021 года составил 109,6 процента.
В январе - августе 2022 года оборот розничной торговли составил 141,0 млрд. рублей, что в товарной массе на 3,8 процента меньше, чем в январе - августе 2021 года. Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2022 году приведет к существенному сокращению оборота розничной торговли. По прогнозной оценке, в 2022 году оборот розничной торговли снизился на 9 процентов.
В январе - августе 2022 года населению Смоленской области было оказано платных услуг на 27,6 млрд. рублей, что составляет 100,7 процента к аналогичному периоду 2021 года. В 2022 году объем платных услуг населению составил 41,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 89 процентов к уровню прошлого года.
Оборот малых и средних предприятий Смоленской области (включая микропредприятия) в соответствии с предварительными итогами сплошного наблюдения за деятельностью малого бизнеса в 2022 году должен составить 500,91 млрд. рублей. Ожидаемое увеличение на 28,3 млрд. рублей по сравнению с 2021 годом обусловлено предполагаемым ростом оборота розничной торговли и сферы строительства, а также повышенным уровнем инфляции.
В структуре денежных доходов основным доходным источником населения, как и в предыдущие годы, останется оплата труда.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - июль 2022 года составила 36 326 рублей и увеличилась по сравнению с январем - июлем 2021 года на 11,5 процента.
По прогнозной оценке, в 2022 году реальные располагаемые денежные доходы населения Смоленской области составили 86,8 процента.
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (от общей численности населения Смоленской области) с 14,3 процента в 2021 году вырастет до 17 процентов в 2022 году.
По предварительной оценке, численность постоянного населения Смоленской области на 1 августа 2022 года составила 900,3 тыс. человек и с начала года сократилась на 9,5 тыс. человек, или на 1 процент.
Коэффициент естественной убыли (разница между числом родившихся и числом умерших) на 1 000 человек населения снизился с (-) 12,5 до (-) 11,4.
В январе - июле 2022 года общий объем миграции населения увеличился на 0,4 тыс. человек (на 1,1 процента) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционная убыль увеличилась на 1,2 тыс. человек (на 52,1 процента).
В результате демографических и миграционных процессов, происходящих в регионе, среднегодовая численность постоянного населения Смоленской области в 2022 году составила 904,75 тыс. человек.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года приведены в приложении N 1 к настоящему бюджетному прогнозу.
3. Текущие характеристики областного бюджета
За восемь месяцев 2022 года областной бюджет исполнен по доходам в сумме 43 583,9 млн. рублей (72,6 процента к плану), в том числе налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены в сумме 33 030,2 млн. рублей (78,5 процента к плану), по расходам - в сумме 37 296,3 млн. рублей (57,8 процента к плану), профицит областного бюджета составил 6 287,6 млн. рублей.
Общий объем доходов на 2023 год утвержден в сумме 63 687,5 млн. рублей, общий объем расходов - в сумме 63 956,3 млн. рублей, дефицит областного бюджета составляет 268,8 млн. рублей (0,6 процента от утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
В условиях настоящего бюджетного прогноза ожидается рост общих доходов областного бюджета с 63 687,5 млн. рублей в 2023 году до 88 736,1 млн. рублей в 2034 году (в 1,4 раза).
Расходы областного бюджета прогнозируются с ростом с 63 956,3 млн. рублей в 2023 году до 87 677,7 млн. рублей в 2034 году (в 1,4 раза).
Общий объем долговых обязательств в прогнозном периоде определяется исходя из прогнозируемых объемов доходных источников областного бюджета и объема расходов областного бюджета.
Прогноз основных параметров областного бюджета на долгосрочный период приведен в приложении N 2 к настоящему бюджетному прогнозу.
В целях обеспечения сбалансированности областного бюджета Администрацией Смоленской области принимаются меры по повышению эффективности бюджетных расходов, выявлению и использованию резервов для достижения установленных результатов.
4. Данные о распределении бюджетных ассигнований по областным государственным программам (на период их действия) и непрограммным направлениям деятельности
Расходы областного бюджета формируются в полном соответствии с принципами программно-целевого бюджетного планирования. В 2022 году 98,4 процента расходов областного бюджета реализованы в рамках 32 областных государственных программ, а начиная с 2023 года - в рамках 33 областных государственных программ. Данные о распределении бюджетных ассигнований по областным государственным программам (на период их действия) и непрограммным направлениям деятельности приведены в приложении N 3 к настоящему бюджетному прогнозу.
5. Цели и задачи налоговой, бюджетной и долговой политики в долгосрочном периоде
Основные направления бюджетной и налоговой политики Смоленской области разработаны в целях формирования задач бюджетной и налоговой политики.
При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики Смоленской области были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Смоленской области в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного распоряжением Губернатора Смоленской области от 13.09.2022 N 1194-р.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Смоленской области сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации.
В сложившихся экономических условиях основными задачами бюджетной и налоговой политики Смоленской области являются:
- сохранение устойчивости бюджетной системы Смоленской области и обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области как основного принципа ответственной бюджетной политики;
- повышение доходного потенциала консолидированного бюджета Смоленской области, в том числе за счет повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов и мобилизации имеющихся резервов;
- своевременное принятие решений о приоритизации расходов в целях обеспечения устойчивого развития Смоленской области в условиях внешнего санкционного давления;
- создание условий для восстановления роста экономики, занятости и доходов населения, развития малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для повышения инвестиционной активности в целях устойчивого развития экономики Смоленской области и повышения конкурентоспособности;
- реализация приоритетных направлений и национальных проектов, в первую очередь направленных на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- сохранение социальной направленности консолидированного бюджета Смоленской области;
- обеспечение прозрачного механизма оценки эффективности предоставленных налоговых льгот, установленных соответствующими областными законами;
- обеспечение прозрачности (открытости) и публичности процесса управления общественными финансами.
Налоговая политика
Основными целями налоговой политики Смоленской области являются, с одной стороны, сохранение условий для поддержания устойчивого роста экономики региона, предпринимательской и инвестиционной активности, с другой стороны, - сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета.
Достижению целей будут способствовать следующие основные направления налоговой политики в Смоленской области.
1. Стимулирование инвестиционной деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса.
В целях обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на территории Смоленской области, повышения конкурентоспособности действующих организаций и улучшения их финансового положения в среднесрочном периоде будут сохранены налоговые льготы:
- для инвесторов, реализующих одобренные инвестиционные проекты, и для инвесторов, реализовавших приоритетные инвестиционные проекты (действуют до достижения предельного срока предоставления государственной поддержки);
- для резидентов и управляющих компаний индустриальных парков;
- для резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Смоленской области, получивших статус резидента;
- для инвесторов, заключивших специальные инвестиционные контракты;
- для организаций, реализующих на территории Смоленской области проекты на основании концессионных соглашений, заключенных со Смоленской областью в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях", направленных на создание и (или) реконструкцию объектов здравоохранения, а также на осуществление деятельности с их использованием (эксплуатацией);
- для организаций, реализующих на территории Смоленской области соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенные со Смоленской областью в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленные на строительство и (или) реконструкцию объектов здравоохранения, а также на осуществление их эксплуатации и (или) технического обслуживания.
Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов с 2020 года применяется инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций.
С 2022 года инвесторам, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, предоставляется налоговая преференция в форме освобождения от уплаты налога на имущество в отношении вновь созданного, приобретенного недвижимого имущества на период от 3 до 10 лет в зависимости от суммарной первоначальной стоимости указанного имущества.
Также в целях привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, включая создание импортозамещающих производств, реализации высокотехнологичных проектов и создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности в регионе, в том числе в сложившихся санкционных условиях, с 2023 года предусмотрено внедрение механизма региональных инвестиционных проектов, в рамках которого для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов будет установлена пониженная ставка по налогу на прибыль организаций.
Будет продолжена государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, направленная в том числе на смягчение негативных последствий в отраслях экономики, в наибольшей степени зависящих от санкционного давления.
2. Мобилизация доходов.
В целях мобилизации доходов в консолидированный бюджет Смоленской области предлагается реализовать следующие мероприятия:
- продолжение работы, направленной на повышение объема поступлений налога на доходы физических лиц за счет создания условий для роста фонда оплаты труда в регионе, легализации "теневой" заработной платы и доведения ее до среднеотраслевого уровня, а также проведение мероприятий по сокращению недоимки по налогу на доходы физических лиц;
- вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход;
- увеличение налоговой базы по налогу на прибыль организаций за счет реализации инвестиционных проектов на территории региона и развития деятельности текущих хозяйствующих субъектов, а также повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности Смоленской области;
- установление на 2023 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Смоленской области, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
В целях формирования комфортной потребительской среды будет продолжена работа по созданию условий для развития малых форматов торговли в муниципальных образованиях Смоленской области, в том числе легализации незаконно установленных нестационарных торговых объектов, что в свою очередь обеспечит рост поступлений в местные бюджеты.
3. Совершенствование налогового администрирования.
В целях совершенствования налогового администрирования будет продолжена работа:
- по повышению ответственности администраторов доходов областного бюджета за эффективное прогнозирование, своевременность и полноту перечисления в бюджетную систему налогов и неналоговых платежей, активизации претензионно-исковой работы с неплательщиками;
- по взаимодействию органов власти всех уровней в рамках межведомственных рабочих групп (комиссий) в части качественного администрирования доходных источников бюджетов, повышения уровня их собираемости, сокращения недоимки и легализации налоговой базы;
- по актуализации на постоянной основе сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию и учет объектов недвижимого имущества, в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области;
- по проведению органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области совместно с территориальными налоговыми органами адресной работы с физическими лицами, имеющими задолженность в бюджет по имущественным налогам, информированию работодателей о сотрудниках, имеющих задолженность по имущественным налогам, повышению налоговой культуры налогоплательщиков.
4. Оценка налоговых расходов Смоленской области.
Налоговые расходы установлены областным законодательством в виде налоговых льгот (пониженных налоговых ставок, освобождений от налогообложения) по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения. Информация о суммах налоговых расходов (налоговых льгот), предоставляемых органами государственной власти Смоленской области, в 2021 - 2025 годах представлена в таблице.
Таблица
тыс. рублей
Наименование |
2021 год (факт) |
2022 год (оценка) |
Прогноз |
||
на 2023 год |
на 2024 год |
на 2025 год |
|||
Всего |
2 002 873 |
1 991 960 |
1 944 017 |
1 719 305 |
1 652 596 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций |
136 059 |
209 967 |
255 463 |
138 153 |
190 211 |
налог на имущество организаций |
396 549 |
311 924 |
218 670 |
141 568 |
22 801 |
транспортный налог |
8 737 |
8 541 |
8 356 |
6 493 |
6 493 |
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
1 461 042 |
1 461 042 |
1 461 042 |
1 433 091 |
1 433 091 |
налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
486 |
486 |
486 |
|
|
Будет продолжена работа по оптимизации состава региональных налоговых льгот и преференций с учетом ежегодной оценки их эффективности, проводимой в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 03.12.2019 N 2173-р/адм "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Смоленской области".
Реализация вышеперечисленных направлений налоговой политики позволит обеспечить сбалансированность консолидированного бюджета Смоленской области в целях полного финансирования расходных обязательств, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Смоленской области.
Бюджетная политика
Основными направлениями бюджетной политики Смоленской области являются:
- формирование реалистичного прогноза поступлений доходов областного бюджета;
- первоочередное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Смоленской области;
- принятие новых расходных обязательств исключительно по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на основе их тщательной оценки и при наличии источников финансирования для их гарантированного исполнения;
- сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
- обеспечение выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы не ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне;
- поддержка инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности, реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- проведение долговой политики Смоленской области с учетом реализации мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Смоленской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Смоленской области.
В сфере межбюджетных отношений:
- заключение с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, получающими дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области обязательств, предусмотренных указанными соглашениями;
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов;
- стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области к повышению уровня финансовой самодостаточности местных бюджетов;
- реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области требований бюджетного законодательства.
Долговая политика
Управление государственным долгом Смоленской области - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития Смоленской области заимствований при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых денежных средств.
Управление государственным долгом является одним из важнейших элементов финансовой политики Смоленской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению государственных гарантий Смоленской области, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.
Основными целями государственной долговой политики Смоленской области на долгосрочный период являются:
- стабильное обслуживание долговых обязательств;
- прогнозирование и предотвращение рисков, связанных со структурой государственного долга Смоленской области (далее также - государственный долг);
- равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга.
Государственная долговая политика Смоленской области является частью бюджетной политики, проводимой Администрацией Смоленской области, и управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом.
В процессе управления государственным долгом приоритетными являются следующие задачи:
- обеспечение сбалансированности областного бюджета при недостаточности собственных источников финансирования дефицита областного бюджета;
- поэтапное сокращение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
- снижение дефицита областного бюджета;
- достижение эффективного и целевого использования заемных средств;
- учет и регистрация долговых обязательств;
- обеспечение раскрытия информации о государственном долге.
6. Государственный долг Смоленской области
Объем государственного долга Смоленской области спрогнозирован с учетом соглашений, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Администрацией Смоленской области, о предоставлении бюджету Смоленской области из федерального бюджета бюджетных кредитов, параметров бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета, параметров кредитов, привлеченных Смоленской областью в кредитных организациях.
Уровень дефицита областного бюджета спрогнозирован в 2023 году в размере 268,8 млн. рублей, к 2034 году прогнозируется уровень профицита в размере 1 058,14 млн. рублей.
Объем государственного долга Смоленской области в 2023 году составит 23 652,5 млн. рублей (50,9 процента от собственных доходов областного бюджета), к
2034 году объем государственного долга Смоленской области сократится до 11 081,9 млн. рублей (14,5 процента от собственных доходов областного бюджета).
Структура государственного долга Смоленской области приведена в приложении N 4 к настоящему бюджетному прогнозу.
Приложение N 1
к бюджетному прогнозу
Смоленской области
на долгосрочный период
до 2034 года
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года
Показатель |
Единица измерения |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
Валовый региональный продукт |
млн. рублей |
436 097,0 |
461 497,0 |
494 263,3 |
517 493,7 |
554 235,8 |
580 284,9 |
613 361,1 |
647 096,0 |
683 980,5 |
721 599,4 |
761 287,4 |
803 158,2 |
Темпы роста внутреннего регионального продукта |
процентов к предыдущему году |
106,3 |
105,8 |
107,1 |
104,7 |
107,1 |
104,7 |
105,7 |
105,5 |
105,7 |
105,5 |
105,5 |
105,5 |
Фонд заработной платы работников организаций, всего |
млн. рублей |
201 751,3 |
213 800,0 |
235 009,8 |
247 377,5 |
269 864,0 |
284 034,5 |
300 519,6 |
318 096,5 |
337 110,2 |
357 145,8 |
378 546,5 |
401 312,7 |
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
877,8 |
869,1 |
860,5 |
852,1 |
844,0 |
836,1 |
828,3 |
821,0 |
814,0 |
807,4 |
801,3 |
795,5 |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
483,5 |
469,0 |
476,0 |
466,5 |
473,5 |
464,0 |
459,6 |
455,5 |
452,0 |
448,4 |
445,0 |
441,7 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. человек |
397,7 |
401,0 |
407,0 |
398,9 |
404,8 |
396,7 |
393,0 |
389,5 |
386,5 |
383,4 |
380,5 |
377,7 |
Приложение N 2
к бюджетному прогнозу
Смоленской области
на долгосрочный период
до 2034 года
Прогноз
основных параметров областного бюджета на долгосрочный период
(млн. рублей)
Показатель |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
Доходы, всего |
63 687,5 |
63 790,3 |
59 294,0 |
61 941,7 |
64 506,4 |
67 228,0 |
70 076,9 |
73 047,9 |
76 160,9 |
79 583,1 |
82 960,8 |
86 585,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые доходы |
45 783,7 |
47 842,6 |
48 213,0 |
50 831,2 |
53 365,3 |
56 055,0 |
58 870,7 |
61 807,2 |
64 884,4 |
68 269,3 |
71 608,2 |
75 192,2 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций |
13 721,2 |
14 145,7 |
14 708,9 |
15 400,2 |
16 493,6 |
17 268,8 |
18 253,2 |
19 257,1 |
20 354,7 |
21 474,2 |
22 655,3 |
23 901,4 |
налог на доходы физических лиц |
13 765,8 |
14 632,7 |
15 751,0 |
16 579,9 |
18 087,0 |
19 036,8 |
20 141,7 |
21 319,7 |
22 594,0 |
23 936,9 |
25 371,2 |
26 897,1 |
налог на имущество организаций |
4 408,3 |
4 556,0 |
4 695,2 |
4 718,7 |
4 742,3 |
4 766,0 |
4 789,8 |
4 813,8 |
4 837,8 |
4 862,0 |
4 886,3 |
4 910,8 |
неналоговые доходы |
696,1 |
713,8 |
737,0 |
766,5 |
797,1 |
829,0 |
862,2 |
896,7 |
932,5 |
969,8 |
1 008,6 |
1 049,0 |
безвозмездные поступления |
17 207,7 |
15 233,9 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездные поступления из федерального бюджета |
16 967,7 |
15 233,9 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
10 344,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дотации |
5 247,7 |
2 079,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
3 286,5 |
субсидии |
9 202,4 |
10 991,4 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
4 869,5 |
субвенции |
1 489,9 |
1 613,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
1 638,9 |
иные межбюджетные трансферты |
1 027,7 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
549,1 |
Расходы, всего |
63 956,3 |
64 090,3 |
58 256,9 |
60 285,2 |
62 956,1 |
66 011,7 |
68 787,5 |
71 810,6 |
74 973,1 |
78 441,9 |
81 862,9 |
85 526,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты |
20 207,5 |
18 261,0 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
18 539,9 |
расходы без учета межбюджетных трансфертов |
43 748,8 |
45 829,3 |
39 717,0 |
41 745,3 |
44 416,2 |
47 471,8 |
50 247,6 |
53 270,7 |
56 433,2 |
59 902,0 |
63 323,0 |
66 986,9 |
Дефицит/профицит |
-268,8 |
-300,0 |
1 037,1 |
1 656,5 |
1 550,3 |
1 216,3 |
1 289,4 |
1 237,3 |
1 187,8 |
1 141,2 |
1 097,9 |
1 058,4 |
Приложение N 3
к бюджетному прогнозу
Смоленской области
на долгосрочный период
до 2034 года
Данные
о распределении бюджетных ассигнований по областным государственным программам (на период их действия) и непрограммным направлениям деятельности
(млн. рублей)
Показатель |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Расходы, всего |
63 956,3 |
64 090,3 |
58 256,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие здравоохранения в Смоленской области" |
11 280,1 |
13 019,5 |
11 714,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" |
9 113,2 |
7 142,6 |
7 820,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие культуры в Смоленской области" |
1 115,5 |
1 037,6 |
946,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие образования в Смоленской области" |
13 533,9 |
13 412,0 |
12 871,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Смоленской области" |
443,6 |
355,1 |
297,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Смоленской области" |
386,4 |
333,6 |
341,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Обеспечение законности и правопорядка в Смоленской области" |
135,1 |
141,6 |
146,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" |
1 012,0 |
1 340,7 |
1 561,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области" |
11 576,0 |
13 547,1 |
9 287,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" |
715,0 |
2 531,9 |
66,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Информационное общество Смоленской области" |
479,6 |
397,1 |
395,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Местное самоуправление в Смоленской области" |
174,0 |
177,3 |
180,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Управление имуществом и земельными ресурсами Смоленской области" |
81,8 |
77,0 |
162,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Содействие занятости населения Смоленской области" |
616,4 |
585,2 |
608,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области" |
1 555,4 |
100,8 |
690,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Создание условий для осуществления градостроительной деятельности в Смоленской области" |
482,5 |
380,9 |
590,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" |
621,3 |
616,9 |
65,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики в Смоленской области" |
40,9 |
27,8 |
28,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Лесное хозяйство и животный мир Смоленской области" |
395,0 |
437,0 |
442,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Создание условий для эффективного государственного управления в Смоленской области" |
663,7 |
533,0 |
549,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров" |
277,4 |
248,6 |
257,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Управление государственными финансами Смоленской области" |
600,5 |
502,8 |
804,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами" |
4 304,4 |
3 170,5 |
3 173,7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие информационного пространства и гражданского общества в Смоленской области" |
109,9 |
110,0 |
110,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие государственной ветеринарной службы Смоленской области" |
210,9 |
201,6 |
208,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Смоленской области" |
579,3 |
559,3 |
559,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Укрепление единства российской нации, гармонизация межнациональных отношений и развитие казачества в Смоленской области" |
5,7 |
2,1 |
2,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности" |
104,9 |
83,6 |
57,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Молодежная политика и гражданско-патриотическое воспитание граждан в Смоленской области" |
131,8 |
111,4 |
94,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Формирование современной городской среды на территории Смоленской области" |
501,1 |
308,3 |
9,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Создание благоприятных условий для экономического развития Смоленской области" |
40,3 |
42,1 |
43,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Повышение качества водоснабжения на территории Смоленской области" |
845,0 |
603,6 |
77,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
областная государственная программа "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области" |
21,8 |
22,0 |
23,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непрограммные расходы исполнительных органов Смоленской области |
1 801,9 |
629,7 |
645,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
к бюджетному прогнозу
Смоленской области
на долгосрочный период
до 2034 года
Структура
государственного долга Смоленской области
(млн. рублей)
Показатель |
Период |
|||||||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
|
Объем государственного долга Смоленской области на конец соответствующего финансового года |
23 652,5 |
23 652,5 |
22 517,0 |
20 860,5 |
19 310,2 |
18 093,9 |
16 804,5 |
15 567,2 |
14 379,4 |
13 238,2 |
12 140,3 |
11 081,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
государственные ценные бумаги |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
кредиты кредитных организаций |
2 256,4 |
3 191,3 |
5 315,2 |
7 783,3 |
10 202,9 |
12 956,5 |
14 816,5 |
13 899,2 |
13 031,4 |
12 210,3 |
11 432,4 |
10 694,0 |
кредиты от других бюджетов бюджетной системы |
21 396,1 |
20 761,2 |
17 201,8 |
13 077,2 |
9 107,3 |
5 137,4 |
1 988,0 |
1 668,0 |
1 348,0 |
1 027,9 |
707,9 |
388,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Смоленской области от 15 февраля 2023 г. N 317-р/адм "Об утверждении бюджетного прогноза Смоленской области на долгосрочный период до 2034 года"
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Смоленской области от 6 февраля 2025 г. N 95-рп
Распоряжение Правительства Смоленской области от 12 февраля 2024 г. N 211-рп