г. Краснодар |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А32-34714/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Лебедевой А.И. (доверенность от 13.08.2014), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), и третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Ящук Даниила Антоновича, Есоян Анжик Сергеевны, Гузевой Елены Николаевны, Размадзе Бесика Бахвовича, общества с ограниченной ответственностью "Сочиэлектросетьстрой", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-34714/2011, установил следующее.
В рамках дел N А32-34714/2011, N А32-34715/2011, N А32-34717/2011 и N А32-35124/2011 администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с требованиями о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (площадью 608 кв. м, по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6); 23:49:0109028:15 (площадью 697 кв. м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17), 23:49:0136005:9 (площадью 2401 кв. м, по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12); 23:49:0407005:0132 (площадью 640 кв. м, по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81), а также об обязании территориального управления принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Определением от 30.10.2012 дела N А32-34714/2011, N А32-34715/2011, N А32-34717/2011, N А32-35124/2011 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера N А32-34714/2011 (т. 4, л. д. 95). Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Есоян А.С. и Размадзе Б.Б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Ящук Д.А., Гузева Е.Н. и ООО "Сочиэлектросетьстрой" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013, требования администрации удовлетворены в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15. Отказ в удовлетворении остальной части требований мотивирован недоказанностью принадлежности участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 к землям курорта федерального значения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 решение и апелляционное постановление в удовлетворенной части требований оставлены без изменения. В остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Окружной суд указал на необоснованность вывода о недоказанности факта нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0407005:0132, 23:49:0136005:9 в границах округа санитарной охраны курорта. Суды не оценили сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), не установили источники сведений о нахождении участков в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, включенных в условия имеющихся в деле договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2014, в удовлетворении требований отказано.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции установили, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041:63 предоставлен в аренду Ящуку Д.А по договору от 13.04.2004 N 4910000976; с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 - Есоян А.С. по договору от 16.01.2006 N 4910000896; с кадастровым номером 23:49:0136005:9 - обществу по договору от 01.11.2001 N 2346. По обращению органа местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность земельных участков соответствующего решения не принято, что послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд. Суды исходили из норм Закона N 244-ФЗ, предусматривающих основания и порядок передачи земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения из федеральной собственности в собственность муниципальных образований. Для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Исследуя вопрос о вхождении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 (г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6), 23:49:0136005:9 (г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12), 23:49:0407005:0132 (г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81) в границы округа санитарной охраны курорта, суды установили, что в соответствии с Уставом города Сочи Лазаревскому внутригородскому району подчинен Волковский сельский округ, село Волковка, Адлерскому внутригородскому району - села Веселое и Черешня. Подчинение сельских округов городским имеет административный характер, указание на территориальное вхождение сельских округов в границы внутригородских округов Устав не содержит. Поскольку как городские, так и сельские округа являются самостоятельными административно-территориальными единицами, суды пришли к выводу о том, что сельские округа не входят в состав территории городских округов Сочи. С учетом пояснений Управления Росреестра по Краснодарскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю сведения, отраженные в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 (о расположении участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта), суды оценили критически. Судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности администрацией права на передачу земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132, поэтому в удовлетворении требований отказали (т. 6, л. д. 52, 92).
Администрация обжаловала решение и постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Спорные участки расположены на территории Лазаревского и Адлерского районов города Сочи. В силу положений пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статьи 1, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. В рамках реализации Закона N 244-ФЗ администрацией в территориальное управление направлены документы для принятия решения о передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования. Установленные Законом N 244-ФЗ условия для такой передачи в данном случае соблюдены. Представленными в дело документами подтверждается регистрация права собственности на участки за Российской Федерацией и их нахождение в границах курорта федерального значения. Таким образом, бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решений о передаче спорных участков из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования, является незаконным.
Территориальное управление в отзыве сослалось на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. По мнению территориального управления, суды пришли к правильному выводу о том, что для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерации до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Из положений Устава города Сочи следует, что сельские округа не входят в состав территории городских округов Сочи. Расположение спорных участков в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения администрацией не доказано, поэтому в удовлетворении требований суды отказали правомерно.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления возражала против удовлетворения жалобы, ссылалась на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным в дело доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в окружной суд не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, решение от 30.04.2014 и апелляционное постановление от 09.08.2014 следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края в ином судебном составе.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:63 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, 6, в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права аренды в пользу Ящук Д.А., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.06.2011 (т. 4, л. д. 9).
В ЕГРП зарегистрировано также право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 площадью 2401 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, 12 и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 площадью 640 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, 81; обременение данного права арендой в пользу Размадзе Б.Б. и Есоян А.С. соответственно. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП от 26.05.2011 и от 22.11.2013 (т. 1, л. д. 9; т. 6, л. д. 16).
В рамках реализации Закона N 244-ФЗ Департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил в Росимущество обращение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков согласно прилагаемому перечню. В перечень земельных участков от 27.06.2011 N 23 включены участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 (т. 4, л. д. 37, 38).
Письмом от 10.08.2011 Росимущество поручило территориальному управлению провести проверку представленных администрацией документов, создать комиссию с целью проверки фактического пользования земельных участков и в случае наличия законных оснований принять решение о безвозмездной передаче земельных участков в муниципальную собственность (т. 4, л. д. 33, 34).
Ссылаясь на бездействие территориального управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 198 Кодекса органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если они полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
По смыслу частей 4 и 5 статьи 200 Кодекса на заявителя возлагается обязанность доказать факт нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым действиями (бездействием), на орган, осуществляющий публичные полномочия - подтвердить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с уклонением территориального управления от принятия решения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Из приведенных положений следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), требуется в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
Отказ в удовлетворении требований администрации суды первой и апелляционной инстанций мотивировали недоказанностью факта нахождения земельных участков в границах округа горно-санитарной (санитарной) охраны курорта. Проанализировав положения статьи 3 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, судебные инстанции пришли к выводу о том, что спорные участки территориально в границы муниципального образования город-курорт Сочи не входят, следовательно, не относятся к землям курортов федерального значения.
Окружной суд полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, повторно разрешая спор, не выяснили существенные для дела обстоятельства, не исследовали и не оценили имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, что повлекло необоснованный вывод о том, что спорные участки не относятся к землям курортов федерального значения.
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации). Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом (статья 8 данного Кодекса).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Основания для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество закреплены в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
При обращении в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу орган местного самоуправления указывал на то, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 зарегистрировано за Российской Федерацией до принятия Закона N 244-ФЗ. Факт государственной регистрации права федеральной собственности на указанные участки подтвержден имеющимися в деле выписками из ЕГРП и формально констатирован при разрешении спора судами. Однако судебные инстанции не выясняли основания возникновения права федеральной собственности на недвижимое имущество (не устанавливали правовые основания государственной регистрации земельных участков за Российской Федерацией). Между тем, названные обстоятельства имеют существенное значение для обоснованного вывода о незаконности (либо правомерности) уклонения территориального управления от принятия решения о передаче спорных земельных участков в собственность муниципального образования в порядке частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Факт регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63, 23:49:0136005:9 и 23:49:0407005:0132 констатирован судебными инстанциями без привязки к датам регистрации права в ЕГРП и к моменту вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Если основанием для возникновения права федеральной собственности на земельные участки послужил факт нахождения их в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, а право собственности Российской Федерации на эти участки зарегистрировано (до вступления в силу Закона N 244-ФЗ) на основании пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса, на правоотношения сторон распространяются положения названного Закона. Поэтому заявитель (орган местного самоуправления) в такой ситуации не должен доказывать (а арбитражный суд при разрешении спора дополнительно выяснять) обстоятельства отнесения спорных участков к землям курортов.
Суды первой и апелляционной инстанций также не учли следующее. Положения действующего земельного и экологического (природоохранного) законодательства не соотносят территорию курорта (освоенной и используемой в лечебно-профилактических целях особо охраняемой территории, располагающей природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры) с административными границами муниципального образования, в котором существует (функционирует) такой курорт.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.
Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В составе округа выделяется до трех зон. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (статья 1 Закона N 26-ФЗ, пункт 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425).
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" предусмотрено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения; ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.
Распоряжением от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Названным распоряжением курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция в постановлении от 09.09.2013 предложила суду оценить сведения ГКН и условия договоров аренды о нахождении участков в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта.
В силу абзаца второго пункта 15 части 2 статьи 289 Кодекса указания суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Однако условия пунктов 1.1 договоров аренды от 16.01.2006 и от 13.04.2006 (т. 4, л. д. 108, 113) о расположении участков с кадастровыми номерами 23:49:0402041:63 и 23:49:0407005:0132 во второй зоне округа санитарной охраны курорта оценку суда не получили. Не исследовались судебными инстанциями и сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от 13.11.2013, согласно которым (пункт 6.6) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:9 расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта (т. 6, л. д. 8 - 10).
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) в ГКН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения ГКН.
Порядок ведения ГКН (утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42) предусматривает в составе структуры записи об объекте недвижимости сведения об учетном номере зоны с особыми условиями использования территорий, если земельный участок частично или полностью расположен в границах такой зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 5 части 8 Порядка).
В силу пункта 3 части 2 статьи 14 Закона о кадастре недвижимости сведения, внесенные в ГКН, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
По сведениям ГКН, отраженным в кадастровом паспорте от 31.10.2013 N 2343/12/13-951797 (т. 6, л. д. 13 - 15), земельному участку с кадастровым номером 23:49:0136005:9 установлен особый режим использования земли (вторая зона округа горно-санитарной охраны курорта).
Не принимая во внимание указанные в кадастровом паспорте сведения, суд первой инстанции сослался на письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю от 31.01.2014 (т. 6, л. д. 34) о невозможности представления информации о вхождении спорного участка в границы округов санитарной охраны курорта.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов. Поэтому отсутствие в ГКН сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования города Сочи само по себе не означает, что соответствующие зоны не установлены.
Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Созданные ранее особо охраняемые природные территории и их охранные зоны сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ).
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не может признать принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, вынесенными при правильном применении норм материального и процессуального права, на основании полного и всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд вправе отменить решение (постановление) и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемом акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе.
Поэтому решение от 30.04.2014 и апелляционное постановление от 09.08.2014 следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Учитывая характер нарушений, допущенных судами при повторном рассмотрении дела, спор следует разрешить в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи с учетом всех доводов и возражений сторон, принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2014 по делу N А32-34714/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.