город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2013 г. |
дело N А32-34714/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Захарова Л.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 по делу N А32-34714/2011, принятое судьёй Данько М.М., по заявлению администрации муниципального образования город-курорт Сочи к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, при участии третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Ящука Даниила Антоновича, Есоян Анжик Сергеевны, Гузевой Елены Николаевны, общества с ограниченной ответственностью "Сочиэлектросетьстрой", Рамадзе Бесика Бахвовича, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-34714/11, в котором просила:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041: 63 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6 из федеральной в муниципальную собственность;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:0063 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6 в муниципальную собственность.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-34715/11, в котором просила:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:5, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, из федеральной в муниципальную собственность;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17 в муниципальную собственность.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-34717/11, в котором просила:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136005:9, площадью 2401 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12, из федеральной в муниципальную собственность;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136005: 9 площадью 2401 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12, в муниципальную собственность.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-35124/11, в котором просила:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132, площадью 640 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81, из федеральной в муниципальную собственность;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 площадью 640 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81, в муниципальную собственность.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2012 дела N А32-34714/2011, N А32-34715/2011, N А32-34717/2011, N А32-35124/2011 объединены в одно производство с присвоением делу номера N А32-34714/2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, из федеральной в муниципальную собственность. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028: 15, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт в части удовлетворения заявленных требований мотивирован тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028: 15 имеются в наличии два необходимых условия для его передачи из федеральной в муниципальную собственность, предусмотренные Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ): нахождение участка в границах курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 суд указал, что администрация не представила доказательства того, что они входят в границы округа санитарной охраны курорт Сочи.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что в отношении спорных земельных участков заключены договоры аренды, по которым арендодателем незаконно выступает не ТУ Росимущества, уполномоченное распоряжаться федеральной собственностью, в связи с чем их передача в муниципальную собственность фактически узаконит недействительные сделки. Кроме того, ТУ Росимущества указывает, что в его адрес администрация с предложением о передаче спорных земельных участков в собственность муниципального образования не обращалась, в связи с чем оснований для оценки бездействия у суда отсутствуют.
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи также обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что представленными в дело документами подтверждается, что права на спорные земельные участки зарегистрированы за РФ, и все спорные участки расположены в границах курорта федерального значения, то есть имеются в наличии все предусмотренные Законом N 244-ФЗ условия для передачи спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
Третье лицо по делу Гузева Е.Н. в своём отзыве на апелляционные жалобы не согласилась с доводами ТУ Росимущества и администрации, просила решение суда оставить без изменения, указав на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028: 15 имеются в наличии все условия для его передачи в муниципальную собственность.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на все вышеперечисленные земельные участки зарегистрировано право собственности РФ.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041: 63, площадью 608 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6, предоставлен на условиях аренды Ящук Д.А.
С кадастровым номером 23:49:0109028:15, площадью 697 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, предоставлен на условиях аренды Гузевой Е.Н.
С кадастровым номером 23:49:0407005:0132, площадью 640 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81, предоставлен на условиях аренды Есорян А.С.
С кадастровым номером 23:49:0136005:9, площадью 2401 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12, предоставлен на условиях аренды ООО "Сочиэлектросетьстрой".
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 Закона N 33-ФЗ и пункт 2 статьи 16 Закона N 26-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
В постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" закреплено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, в связи с чем при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления.
Судом установлено, что администрация обратилась к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом за передачей спорных земельных участков в муниципальную собственность.
Письмами за подписью заместителя руководителя Федерального агентства территориальному управлению поручено по итогам проверки принять решение о передаче участков с подписанием актов приема-передачи.
Из закона 244-ФЗ следует, что для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией.
Из статьи 3 Устава города Сочи следует, что Лазаревский район является внутригородским районом. Нахождение земельного участка в границах внутригородского района города-курорта Сочи свидетельствует о том, что данный земельный участок является участком особо охраняемой природной территории.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028: 15, площадью 697 кв. м, расположен в Сочи в Лазаревском районе, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17.
Таким образом, в отношении указанного земельного участка имеется в наличии совокупность установленных Законом N 244-ФЗ условий для его передачи в муниципальную собственность, в связи с чем бездействие территориального управления в отношении данного земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя по делу.
Довод ТУ Росимущества о том, что в отношении данного земельного участка заключен недействительный договор аренды, в котором арендодателем в нарушение закона выступает не ТУ Росимущества, в связи с чем его передача в муниципальную собственность фактически узаконит недействительный договор аренды, является несостоятельным. Из фактических обстоятельств дела и вышеназванных правовых норм следует, что ТУ Росимущества по предложению администрации обязано принять решение о передаче данного земельного участка в муниципальную собственность в силу положений Закона N 244-ФЗ. Препятствия для передачи земельного участка в муниципальную собственность судом не установлено. Иные оспариваемые ТУ Росимущества отношения, в том числе по аренде земельного участка, предметом настоящего дела не являются и не оцениваются судом как не имеющие существенного значения для данного дела.
Ссылка ТУ Росимущества на то, что предложение от администрации о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность не поступало, не принимается судом апелляционной инстанции. Как следует из материалов дела, администрация обратилась к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом за передачей спорных земельных участков в муниципальную собственность. Письмами за подписью заместителя руководителя Федерального агентства территориальному управлению поручено по итогам проверки принять решение о передаче участков с подписанием актов приема-передачи. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически обращение администрации, являющееся основанием для принятия решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность (при наличии установленных Законом N 244-ФЗ условий), имело место, несмотря на то, что обращение переадресовано ТУ Росимущества Федеральным агентством.
Вместе с тем, судом правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении остальной части требований, поскольку заявителем не доказан факт их нахождения в границах округа санитарной охраны курорта Сочи, то есть в границах курорта федерального значения.
Так, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005: 9 расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12.
В соответствии с Уставом города Сочи Лазаревскому внутригородскому району подчинен Волковский сельский округ, село Волковка.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041: 63 площадью 608 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6.
В соответствии с Уставом города Сочи Адлерскому внутригородскому району подчинены: Нижнешиловский сельский округ село Веселое, село Черешня.
Из Устава города Сочи следует, что сельские округа имеют подчинение городским округам.
Однако указание на то обстоятельство, что сельские округа входят в границы внутригородских округов Устав не содержит.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что сельские округа не входят в территории городских округов, поскольку как городские, так и сельские округа являются самостоятельными административно-территориальными единицами. Между тем, признак территориальности (расположение земельного участка в границах курорта федерального значения) является одним из двух существенных условий, дающих основание для передачи земельного участка в муниципальную собственность из федеральной.
Таким образом, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 администрация не представила доказательства того, что они входят в границы округа санитарной охраны курорт Сочи и относятся к курортам федерального значения.
В апелляционной жалобе администрации указанный пробел в доказательстве факта относимости спорных земельных участков к курорту федерального значения не устранен.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 по делу N А32-34714/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34714/2011
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Гузева Елена Николаевна, Гузеева Елена Николаевна, Есоян Анжик Сергеевна, ООО "Сочиэлектросетьстрой", Рамадзе Бесик Бахвович, ТУ ФА ПО УГИ по КК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Ящук Даниил Анатольевич, Ящук Даниил Антонович, ТУ ФАУГИ по КК, ТУФА по УГИ по г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8506/15
21.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13275/15
23.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34714/11
21.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7843/14
09.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11212/14
30.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34714/11
09.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4950/13
02.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7299/13
12.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34714/11