г. Краснодар |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А32-40337/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании заявителей: индивидуальных предпринимателей Фоминой Арины Геннадьевны (ИНН 231207759538, ОГРНИП 308231214300047), Морозовой Ольги Александровны (ИНН 231106056176, ОГРНИП 304231132900251), Шемякиной Светланы Михайловны (ИНН 231121099819, ОГРНИП 308231116800133), Малыч Людмилы Васильевны (ИНН 231121100630, ОГРНИП 308231116900017), Помохаевой Людмилы Александровны (ИНН 230806844572, ОГРНИП 308230816300011) и их представителя - Кравченко В.П. (доверенности от 26.02.2014), от лица, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Дьяченко Я.И. (доверенность от 27.12.2013), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Мемориал" - Белоглядовой К.Ю. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Фоминой А.Г., Морозовой О.А., Шемякиной С.М., Малыч Л.В., Камышевой Г.Г., Помохаевой Л.А. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-40337/2013, установил следующее.
Индивидуальные предприниматели Фомина А.Г., Морозова О.А., Шемякина С.М., Малыч Л.В., Камышева Г.Г., Похомаева Л.А. (далее - предприниматели) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконными действий по перемещению принадлежащих заявителям нестационарных торговых объектов в противоречие ситуационной схеме размещения последних (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мемориал" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотивам наличия у органа местного самоуправления полномочий по определению места размещения нестационарных торговых объектов, отсутствия доказательств их фактического переноса на другое место и предположительного характера доводов о причинении таким переносом убытков заявителям. Суд апелляционной инстанции также указал на соответствие вновь определенного органом местного самоуправления места дислокации нестационарных торговых объектов условиям, приведенным в конкурсной документации, и правомерность определения места размещения названных объектов в соответствии с ситуационной схемой, подлежащей ежемесячному согласованию уполномоченным органом администрации.
Предприниматели обжаловали судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что они как победители конкурсов на размещение нестационарных торговых объектов в отсутствие нормативного регулирования процедуры изготовления, изменения и предоставления участникам (победителям) конкурса ситуационной схемы размещения торговых объектов лишены возможности заблаговременного осведомления о конкретном месте размещения торговых объектов по адресу, указанному в конкурсной документации, а устное предложение должностного лица администрации о перемещении названных объектов на место, не предусмотренное ситуационной схемой, не соответствует принципам земельного законодательства (эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления публичных земель) и муниципальным нормативным актам. По мнению заявителей, победитель конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта вправе рассчитывать на размещение последнего в соответствии с прилагаемым к конкурсной заявке эскизом (дизайн-проектом), согласованным с органом архитектуры, а для перемещения такого объекта на иное место необходимо проведение соответствующего конкурса на основании иной конкурсной документации, в том числе эскиза (дизайн-проекта), привязанного к новому предполагаемому месту размещения, которое должно быть благоустроено и согласовано с органами обеспечения безопасности дорожного движения. Нарушение прав предпринимателей выражается в уклонении органа местного самоуправления от заключения договоров, необходимых для осуществления торговой деятельности.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление N 182) утверждена дислокация размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, которой предусмотрено размещение пятнадцати объектов в целях организации торговли живыми и искусственными цветами по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. 4-я Линия - ул. Круговая.
Администрацией в лице заместителя главы муниципального образования г. Краснодар и начальника управления торговли и бытового обслуживания населения 27.08.2008 согласована схема размещения пятнадцати объектов мелкорозничной торговли по реализации живых и искусственных цветов по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. 4-я линия - ул. Круговая (далее - схема размещения торговых объектов от 27.08.2008). В соответствии со схемой размещения торговых объектов от 27.08.2008 за счет предпринимателей установлены сборно-разборные металлические укрытия прямоугольной формы с односкатной крышей и роликовыми механизмами открытия/закрытия ворот.
В последующем торговые места согласно утвержденной схеме размещения объектов предоставлялись предпринимателям как победителям На основании результатов конкурсов (протоколы оценки и сопоставления заявок от 21.10.2010 N 17/1, от 28.03.2011 N 19/3, от 28.10.2011 N 22/3, от 19.03.2012 N 24/3) администрацией и предпринимателями заключались договоры о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов (лотков) в целях реализации живых и искусственных цветов. Приложениями к договорам являлись ситуационные схемы, подлежавшие, в силу пунктов 2.3 договоров, ежемесячному согласованию с администрацией и определявшие точные места размещения нестационарных торговых объектов. Предпринимателями также представлен эскизный проект размещения торговых объектов, разработанный департаментом архитектуры и градостроительства администрации.
Постановлением администрации от 12.02.2013 N 1122 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, в которую включены объекты заявителей по вышеназванному адресу.
Согласно выпискам из протокола оценки и сопоставления заявок от 25.10.2013 N 31/3 предприниматели вновь признаны победителями конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов по вышеназванному адресу на период с 01.11.2013 по 31.03.2014.
В поступившем в суд первой инстанции заявлении предприниматели указали, что на проведенном администрацией 30.10.2013 совещании до их сведения доведена информация о переносе нестационарных торговых объектов на другое место, находящееся на расстоянии более 100 метров от существующего места размещения.
На заявление предпринимателей от 19.11.2013 об уточнении нового места размещения торговых объектов, о разъяснении степени его благоустройства, а также о его согласовании с органами по обеспечению безопасности дорожного движения и управления железной дорогой управление торговли и бытового обслуживания населения в письме от 16.12.2013 N 551/18 указало на определение названного места их специалистами в присутствии победителей конкурса, отсутствие привязки приложенного к заявлению на участие в конкурсе эскизного проекта к местности и необходимости какого либо согласования с вышеназванными органами.
Считая незаконными действия администрации по перемещению нестационарных торговых объектов, предприниматели обратились в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. В обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления вменено обеспечение управления и распоряжения земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1.2 статьи 30, пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и осуществление муниципального земельного контроля отнесены статьями 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа и внутригородского района.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Нестационарный торговый объект, в силу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), может быть размещен на публичных землях только при условии его включения в разрабатываемую и утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением N 182 и разработанным в целях создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, определены порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар.
Размещение нестационарных торговых объектов предписано осуществлять путем проведения соответствующего конкурса, ответственным за проведение и организатором которого назначено управление торговли и бытового обслуживания населения администрации. При составлении схемы размещения нестационарных торговых объектов учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов муниципального образования город Краснодар. По результатам конкурса победителю предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой, что оформляется соответствующим договором.
В числе документов, содержащих сведения, подтверждающие соответствие заявителя конкурсным условиям, указан согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства администрации эскиз (дизайн-проект) нестационарного торгового объекта, являющийся по сути предложением по оборудованию нестационарного торгового объекта и прилегающей территории в едином архитектурно-дизайнерском стиле, а также одним из критериев оценки и сопоставления конкурсной заявки.
Фактическое размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения, их внешний вид должен соответствовать эскизу (дизайн-проекту). Предпринимателям запрещается переоборудовать конструкции названных объектов, а также организовывать фундамент и нарушать благоустройство территории.
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что в результате конкурса его организатором должны быть конкретизировано место размещения торгового объекта и обеспечена его неизменность в течение срока, на который заключается договор. Ранее существовавшее условие типового договора о предоставлении права на размещение сезонного нестационарного торгового объекта, устанавливавшее необходимость ежемесячного согласования с администрацией ситуационной схемы, не могло быть истолковано как право администрации на произвольное и неоднократное изменение в пределах включенного в схему дислокации адреса места расположения нестационарного торгового объекта в течение сезона, на который заключается договор.
Вместе с тем, предпринимателями не доказано осуществление администрацией фактических действий по переносу торговых объектов, судам первой и апелляционной инстанций не представлены доказательства направления администрацией собственникам нестационарных торговых объектов требований об их перемещении на другое место, что исключает возможность вывода о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. У суда кассационной инстанции полномочия по принятию и оценке соответствующих доказательств отсутствуют. Оспаривание самого решения органа местного управления о таком перемещении в предмет рассмотренного заявления не входило.
Дав оценку процессуальному поведению предпринимателей в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса, суды возложили на них негативные последствия несовершения процессуальных действий по представлению доказательств, что соответствует отраженному в постановлении от 06.03.2012 N 12505/11 правовому подходу Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, согласно которому с точки зрения состязательности как основы судопроизводства в арбитражном суде нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы направлены на признание судом кассационной инстанции в нарушение приведенного процессуального положения отвергнутых судами обстоятельств. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А32-40337/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Дав оценку процессуальному поведению предпринимателей в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса, суды возложили на них негативные последствия несовершения процессуальных действий по представлению доказательств, что соответствует отраженному в постановлении от 06.03.2012 N 12505/11 правовому подходу Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, согласно которому с точки зрения состязательности как основы судопроизводства в арбитражном суде нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
...
Доводы кассационной жалобы направлены на признание судом кассационной инстанции в нарушение приведенного процессуального положения отвергнутых судами обстоятельств. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2014 г. N Ф08-8407/14 по делу N А32-40337/2013