1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, Служба) о результатах внешней проверки исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год (далее - заключение Счетной палаты) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение Счетной палаты подготовлено на основании результатов контрольного мероприятия, проведенного в Росприроднадзоре. По результатам контрольного мероприятия, составлен акт, который подписан без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2021 год представлена 15 марта 2022 года в Счетную палату, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ). Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
Профессиональное суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета за отчетный финансовый год, обеспечении достоверного представления финансового положения:
Бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Службы, по состоянию на 1 января 2021 года, в соответствии с Инструкцией "О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н, и Инструкцией "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и о порядке их составления и представления", утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 1 марта 2016 года N 15н, при этом выявлены нарушения и недостатки, не связанные с искажениями бюджетного учета и показателей бюджетной отчетности.
1.3. Регулирование функций Росприроднадзора осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400.
После реорганизации Росприроднадзора в соответствии с приказом Минприроды России от 3 июня 2019 г. N 342 "Об утверждении Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" в структуру Службы входят центральный аппарат Росприроднадзора и 32 территориальных органа, из них: 30 межрегиональных управлений, 1 морское управление и Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), а также 16 подведомственных учреждений.
2. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета
2.1. В части доходов федерального бюджета
Росприроднадзор в 2021 году осуществлял полномочия главного администратора доходов в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Прогноз доходов, учтенный в параметрах Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, сформирован Росприроднадзором в сумме 5 321,9 млн рублей, что на 14,2% выше, чем в 2020 году. Исполнение федерального бюджета по доходам в 2021 году превысило прогноз кассовых поступлений на 2 916,3% и составило 155 203,9 млн рублей.
Доходы Росприроднадзора в 2021 году формировались за счет:
- штрафов и санкций за возмещение ущерба (95,5% от общего объема поступивших доходов);
- экологического сбора (3,3% от общего объема поступивших доходов);
- государственная пошлина (0,5% от общего объема поступивших доходов);
- иных доходов (0,7% от общего объема поступивших доходов).
Перевыполнение плана связано с погашением задолженности по уплате экологического сбора за предыдущие годы по требованиям Росприроднадзора, а также с возмещением вреда причиненного окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте "Топливное хозяйство ТЭЦ-3 Акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания" по делу от 16 октября 2020 года N А33-27273/2020.
2.2. В части расходов федерального бюджета
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ Росприроднадзору были предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в сумме 5 174,2 млн рублей.
В 2021 году изменения в Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ не вносились.
Анализ структуры расходов Росприроднадзора показал, что более 99,95% из них составляют расходы по разделу 06 "Охрана окружающей среды". Расходы по разделам 10 "Социальная политика" и 07 "Образование" составляют менее 0,05%.
В 2021 году Росприроднадзором было сформировано 78 документов на изменение показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в информационной системе Минфина России "Электронный бюджет".
Анализ показал обоснованность вносимых Росприроднадзором предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств. Соответствующие предложения сопровождались обосновывающими документами.
В результате проведенных в течение 2021 года корректировок сводной бюджетной росписи объем бюджетных ассигнований дополнительно увеличился на 2 596,8 млн рублей (50,2%), с 5 174,2 млн рублей до 7 770,9 млн рублей.
Расхождение между утвержденной бюджетной росписью (с учетом изменений) на 2021 год и доведенными лимитами бюджетных обязательств отсутствует.
Кассовые расходы Росприроднадзора в 2021 году составили 7 700,4 млн рублей (99,1% от уточненной бюджетной росписи (7 770,9 млн рублей).
Неисполнение в основном связано с возвратом страховых взносов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, сокращением программ обучения сотрудников, отменой ряда контрольных мероприятий, а также уточнением сумм по заключенным государственным контрактам.
Расходы на реализацию федеральных целевых программ Росприроднадзору не предусмотрены.
Росприроднадзор в 2021 году реализовывал мероприятия, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N 2464-р). Средства резервного фонда в объеме 1 463,6 млн рублей были направлены:
- на обновление парка автотранспортных средств территориальных органов Росприроднадзора в объеме 102,0 млн рублей. Кассовое исполнение составило 101,5 млн рублей (99,5%). Неисполненные назначения составили 0,5 млн рублей (0,5%) и являются экономией, образовавшейся по результатам конкурсных процедур;
- на обновление материально-технической базы подведомственных учреждений Росприроднадзора в сумме 646,7 млн рублей. Кассовое исполнение составило 646,7 млн рублей (100%);
- на увеличение финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственными учреждениями Росприроднадзора в размере 714,9 млн рублей. Кассовое исполнение составило 714,9 млн рублей (100%).
Расходы на закупки товаров, работ, услуг для нужд Росприроднадзора составляют 963,3 млн рублей, включая расходы на реализацию государственных полномочий по проведению государственной экологической экспертизы в объеме 292,9 млн рублей, или 12,5% в общем объеме расходов в 2021 году.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ на закупку товаров, работ и услуг для нужд Росприроднадзора было предусмотрено 946,8 млн рублей.
В дальнейшем объем средств на осуществление закупок Росприроднадзору посредством внесения изменений в сводную бюджетную роспись был увеличен на 66,7 млн рублей.
Всего в 2021 году Росприроднадзору были доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму 1 013,6 млн рублей.
Выборочной проверкой заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, нарушений не установлено.
2.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета
Приложением N 9 к Федеральному закону от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ Росприроднадзор определен главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета. Конкретные источники доходов указанным приложением за Росприроднадзором не закреплены.
Бюджетные назначения по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2021 год Росприроднадзору не доводились. Формирование перечня подведомственных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета Росприроднадзором не осуществлялось.
Планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, а также контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета Росприроднадзором в 2021 году не осуществлялись.
Согласно форме по ОКУД 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" (раздел 3 "Источники финансирования дефицита бюджета") в 2021 году Росприроднадзор не осуществлял администрирование источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Фактов несоответствия показателей бюджетной отчетности Росприроднадзора на 1 января 2022 года по источникам дефицита федерального бюджета с данными бюджетного учета в ходе проверки не установлено.
2.4. В части дебиторской задолженности
Общая дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2022 года составляла 60 283,1 млн рублей (по состоянию на 1 января 2021 года - 182 325,0 млн рублей). Анализ общих объемов дебиторской задолженности Росприроднадзора показал ее снижение в отчетном году на 122 041,9 млн рублей.
Причиной образования дебиторской задолженности является предъявление территориальными органами Росприроднадзора исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Снижение объема дебиторской задолженности на конец отчетного периода связано с оплатой 145 492,6 млн рублей по делу от 16 октября 2020 года N А33-27273/2020 о возмещении вреда причиненного окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте "Топливное хозяйство ТЭЦ-3 Акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания", работой в рамках плана мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью, совершенствованием администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышением эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, а также взысканием платежей с потенциальных плательщиков.
Службой ведется работа по сокращению дебиторской задолженности. Утвержден порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (приказ Росприроднадзора от 21 сентября 2020 г. N 1217), регламентирующий порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.5. В части кредиторской задолженности
Общая сумма кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2022 года составляла 28 674,6 млн рублей (по состоянию на 1 января 2021 года - 23 336,3 млн рублей).
Основными причинами образования кредиторской задолженности являются:
- задолженность по налоговым платежам по госпошлине, которая носит характер текущей. Образована в связи с тем, что юридическими лицами произведена оплата госпошлины за совершение юридически значимых действий, сданы документы на рассмотрение, но по ним еще не наступил срок подготовки и выдачи соответствующих разрешительных документов;
- задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, которая образовалась вследствие поступления квартальных авансовых платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год (срок представления деклараций - 10 марта 2021 года. Декларации проверяются в течение девяти последующих месяцев, после чего производится начисление платы по контрагентам);
- задолженность по доходам по уплате экологического сбора образовалась вследствие поступления авансовых платежей до момента подачи декларации плательщиками.
3. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства
Согласно сведениям о вложениях в объекты недвижимого имущества, объекты незавершенного строительства (ф. 0503190) по состоянию на начало и на конец 2021 года на балансе Росприроднадзора числятся девять объектов незавершенного строительства общей стоимостью 29,2 млн рублей, переданные в Росприроднадзор в 2004 году в результате реорганизации от комитетов природных ресурсов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ Росприроднадзору предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021-2022 годы в сумме 713,8 млн рублей на приобретение одного служебно-разъездного и двух служебно-вспомогательных судов, в том числе:
- на 2021 год - в объеме 355,6 млн рублей;
- на 2022 год - в объеме 358,2 млн рублей.
Срок ввода в эксплуатацию судов - 2022 год.
Объекты, запланированные к вводу в эксплуатацию в 2021 году, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отсутствуют.
Проведение публичного технологического и ценового аудита объектов капитального строительства (аудит), реализуемых в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, не предусмотрено.
Объекты капитального строительства, ранее включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, завершение строительства которых осуществляется без использования средств, предоставляемых из федерального бюджета в текущем и последующих финансовых годах, отсутствуют.
4. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственных заданий, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели
На начало и на конец 2021 года в ведении Росприроднадзора находилось 16 федеральных государственных бюджетных учреждений, основными направлениями деятельности которых является выполнение государственных работ в рамках государственного задания для обеспечения деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов в области охраны окружающей среды.
В Росприроднадзоре формирование государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ федеральным государственным бюджетным учреждениям и финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется в соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640) и Порядком определения нормативных затрат на выполнение федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Росприроднадзору, государственных работ, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 февраля 2017 г. N 60.
Государственные задания на 2021 год федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Росприроднадзора, утверждены приказом Росприроднадзора от 28 декабря 2020 г. N 1812 (с изменениями в редакции приказов от 27 апреля 2021 г. N 224, от 7 июня 2021 г. N 324 и от 10 сентября 2021 г. N 610).
Размер субсидий на выполнение государственного задания, утвержденного Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, на 2021 год по сравнению с 2020 годом увеличился на 15 030,3 тыс. рублей, или на 2,0%.
В 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены дополнительные средства в объеме 714,9 млн рублей на выполнение государственного задания (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N 2464-р).
Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственным учреждениям Росприроднадзора в 2021 году составил 1 654,5 млн рублей.
Объем субсидий подведомственным Росприроднадзору учреждениям на выполнение государственного задания в 2020 году, а также на начало и на конец 2021 года представлены в таблице.
(тыс. руб.)
N |
Наименование учреждения |
Объем субсидии |
Отклонение на начало года (%) |
Отклонение на конец года (%) |
||
2020 г. |
01.01.2021 |
31.12.2021 |
||||
Дирекции по техническому обеспечению надзора на море
| ||||||
1 |
Балтийская |
29 895,0 |
30 294,4 |
30 294,4 |
101 |
101 |
2 |
Арктическая |
33 956,4 |
34 224,0 |
38 767,6 |
101 |
114 |
3 |
Балтийско-Арктическая |
|
|
13 766,0 |
0 |
0 |
4 |
Северо-Каспийская |
35 509,4 |
36 044,8 |
53 781,5 |
102 |
151 |
5 |
Черноморо-Азовская |
36 694,8 |
37 453,3 |
55 065,0 |
102 |
150 |
6 |
Тихоокеанская |
34 995,9 |
35 508,8 |
37 743,0 |
101 |
108 |
7 |
Камчатская |
41 190,8 |
41 812,0 |
46 017,7 |
102 |
112 |
Центры лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам |
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
7 |
по Северо-Западному |
77 173,9 |
78 306,2 |
131 445,1 |
101 |
170 |
8 |
по Центральному |
109 016,8 |
110 295,6 |
176 148,2 |
101 |
162 |
9 |
по Приволжскому |
112 248,9 |
113 553,1 |
181 382,6 |
101 |
162 |
10 |
по Южному |
101 782,1 |
103 321,7 |
160 781,5 |
102 |
158 |
11 |
по Уральскому |
79 144,9 |
80 318,9 |
123 388,4 |
101 |
156 |
12 |
по Сибирскому |
90 339,2 |
92 184,4 |
375 504,1 |
102 |
416 |
13 |
по Дальневосточному |
75 773,5 |
76 831,7 |
162 145,5 |
101 |
214 |
Иные учреждения
| ||||||
14 |
ГосНИИ промышленной экологии |
26 483,4 |
28 587,3 |
28 587,3 |
108 |
108 |
15 |
Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия |
27 662,4 |
28 114,0 |
28 114,0 |
102 |
102 |
16 |
Научно-исследовательский центр по редким и исчезающим видам животных и растений |
10 293,8 |
10 441,1 |
11 539,0 |
101 |
112 |
Всего по ВР 611 |
922 161,2 |
937 291,3 |
1 654 471,5 |
102 |
179 |
При внесении изменений в показатели государственного задания на 2021 год формировалось новое государственное задание для подведомственных учреждений.
Государственные услуги федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Росприроднадзора, не оказываются.
Выборочной проверкой расчетов финансового обеспечения выполнения государственного задания нарушений не установлено.
Анализ результатов выполнения государственного задания, которое предполагает в том числе проведение лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках государственного экологического надзора, а также экспертное сопровождение в рамках обеспечения государственного экологического надзора, по данным размещенным в "Реестре отчетов о выполнении государственных заданий" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", показал, что оно в отчетном году выполнено в полном объеме.
В 2021 году Росприроднадзор предоставлял субсидии на иные цели своим подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям в сумме 1 106,2 млн рублей на реализацию мероприятий в рамках федеральных проектов "Чистый воздух" (105,1 млн рублей), "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (212,0 млн рублей) и "Сохранение озера Байкал" (16,2 млн рублей), а также на цели, не связанные с реализацией федеральных проектов (126,2 млн рублей).
Субсидии на иные цели, не связанные с реализацией федеральных проектов, предусматривали реализацию мероприятий в области информационных технологий, включая внедрение современных информационных систем в учреждениях, подведомственных Росприроднадзору.
Кроме того, на обновление материально-технической базы для подведомственных Росприроднадзору учреждений из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году выделено 646,7 млн рублей, за счет которых приобретено 794 единицы оборудования, 39 единиц транспортных средств, в том числе 32 единицы автотранспортных средств.
Субсидии на иные цели использованы в 2021 году подведомственными учреждениями в соответствии с соглашениями и условиями их предоставления.
5. Анализ исполнения в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (далее - ГП 12) Росприроднадзор является участников двух подпрограмм:
1) "Регулирование качества окружающей среды" (подпрограмма 1);
2) "Биологическое разнообразие России" (подпрограмма 2).
Ответственным исполнителем ГП-12 является Минприроды России.
Росприроднадзору в 2021 году были предусмотрены бюджетные ассигнования исключительно по подпрограмме 1 "Регулирование качества окружающей среды". Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ утверждены бюджетные ассигнования в объеме 5 174,2 млн рублей. В ходе исполнения федерального бюджета бюджетные ассигнования по указанной подпрограмме были увеличены на 49,8% и составили 7 755,2 млн рублей.
В соответствии с планом реализации ГП-12 за Росприроднадзором закреплено в 2021 году два контрольных события по подпрограмме 2.
Контрольные события 2.4 "Выданы и согласованы лицензии и разрешения в области охраны и использования объектов животного мира в 2021 году (за исключением охотничьих ресурсов), не менее 1" и 2.7 "Проведены контрольно-надзорные мероприятия, в том числе рейды, административные расследования и внеплановые проверки государственного надзора за конфискованными дикими животными, содержащимися и используемыми в условиях неволи, за исключением животных, используемых в культурно-зрелищных целях и их содержанием в 2021 году, не менее 1" наступили в установленные срок - 31 декабря 2021 г.
За Росприроднадзором в ГП-12 предусмотрено достижение значения показателя (индикатора) по подпрограмме 1 "Регулирование качества окружающей среды": "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды"
Сведения о достижении значения указанного показателя (индикатора) представлены в таблице:
N |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограммы государственной программы, федеральной целевой программы (подпрограммы федеральной целевой программы) |
||
2020 г. |
2021 г. |
||||
план |
Факт |
||||
Подпрограмма 1. Регулирование качества окружающей среды
| |||||
1 |
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды |
процентов |
21,4 |
70 |
81,1 |
Перевыполнение показателя обусловлено проведением в 2021 году внеплановых проверок в целях контроля исполнения предписаний, выданных в 2020 году, проверка исполнения которых в 2020 году не проводилась в силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438.
Кроме того, Росприроднадзором осуществлялось финансирование государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, в части обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих (субсидии на приобретение жилья).
6. Анализ исполнения (хода реализации) за отчетный финансовый год национальных проектов, включая оценку достижения значений целевых и дополнительных показателей национального проекта, и федеральных проектов, включая оценку достижения значений показателей федерального проекта и выполнения контрольных точек и мероприятий
Росприроднадзор является участником четырех федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Экология", разработанных в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204:
1) "Чистый воздух" (далее - ФП "Чистый воздух");
2) "Сохранение озера Байкал" (далее - ФП "Чистая страна");
3) "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - ФП ТКО);
4) "Оздоровление Волги" (далее - ФП "Оздоровление Волги").
Распределение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ, показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета и кассовое исполнение расходов федерального бюджета на 1 января 2022 г. представлены в таблице.
(тыс. руб.)
Наименование |
ГП |
ПП |
ОМ |
НР |
ФЗ от 08.12.2020 N 385-ФЗ |
СБР на 01.01.22 |
Касса на 01.01.22 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Всего |
|
376 326,9 |
398 062,8 |
398 062,8 |
||||||
в том числе: |
|
|
|
|
||||||
ФП "Оздоровление Волги" |
|
59 223,2 |
59 223,2 |
59 223,2 |
||||||
Проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волгу и ее притоки |
06 |
03 |
12 |
1 |
G6 |
20400 |
611 |
59 223,2 |
59 223,2 |
59 223,2 |
ФП "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" |
|
212 000,0 |
212 000,0 |
212 000,0 |
||||||
Создание электронной федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами |
06 |
05 |
12 |
1 |
G2 |
04700 |
612 |
212 000,0 |
212 000,0 |
212 000,0 |
ФП "Чистый воздух" |
|
105 103,7 |
105 103,7 |
105 103,7 |
||||||
Усиление федерального государственного экологического надзора |
06 |
05 |
12 |
1 |
G4 |
12300 |
612 |
25 530,0 |
25 530,0 |
25 530,0 |
Создание проектного офиса федерального проекта "Чистый воздух" |
06 |
05 |
12 |
1 |
G4 |
12700 |
612 |
79 573,7 |
79 573,7 |
79 573,7 |
ФП "Сохранение озера Байкал" |
|
0,0 |
21 735,9 |
21 735,9 |
||||||
Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал |
06 |
05 |
12 |
1 |
G7 |
50940 |
244 |
0,0 |
3 230,7 |
3 230,7 |
06 |
05 |
12 |
1 |
G7 |
50940 |
611 |
0,0 |
2 305,2 |
2 305,2 |
|
06 |
05 |
12 |
1 |
G7 |
50940 |
612 |
0,0 |
16 200,0 |
16 200,0 |
В рамках ФП "Оздоровление Волги" в 2021 году Росприроднадзором в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведена работа по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов сточных вод в реку Волга, а также лабораторный анализ отобранных проб сточных вод на определение содержание загрязняющих веществ.
Также проведено более 300 контрольно-надзорных мероприятий, в результате которых выявлено 22 факта несанкционированного сброса сточных вод в реку Волга и ее притоки. Проверено более 90 хозяйствующих субъектов, наложено штрафов на сумму более 8 млн рублей, рассчитано и предъявлено вреда, причиненного водным объектам, на сумму более 100 млн рублей.
В рамках ФП "ТКО" Росприроднадзором проводилась работа по модернизации государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее - ЕГИС УОИТ) в целях обеспечения постоянного мониторинга текущей ситуации в сфере обращения с отходами, качественного планирования и сбалансированного развития отрасли и направлена, в том числе на снижение трудозатрат на проверку территориальных схем обращения с отходами субъектов Российской Федерации, повышение экономической эффективности деятельности в сфере обращения с отходами, повышение полноты и достоверности данных, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 356-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что функции оператора ЕГИС "УОИТ" и федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов осуществляет ППК "РЭО".
До настоящего времени передача полномочий по эксплуатации ЕГИС "УОИТ" от Росприроднадзора публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" не осуществлена.
Росприроднадзор письмом от 17 декабря 2021 г. N МК-07-01-07/44556 направил в Правительство Российской Федерации и Минприроды России план мероприятий по переходу к целевой модели эксплуатации и развития ЕГИС УОИТ.
В соответствии с указанным планом мероприятий Росприроднадзор в срок до 15 марта 2022 г. передает в Минприроды России дистрибутивы, программно-аппаратные комплексы по обеспечению требований к защите информации, техническую и организационную документацию ЕГИС УОИТ.
В рамках ФП "Сохранение озера Байкал" в 2021 году Росприроднадзором с целью выполнения мероприятий по снижению общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, проводилась работа по еженедельному мониторингу на промышленной площадке ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" (участок южной акватории озера Байкал в районе влияния сточных вод, сбрасываемых по выпуску N 1 МУП "КОС БМО"). За период с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. выполнено 2 036 единиц анализов. Осуществлен отбор 62 проб природной воды.
В рамках ФП "Чистый воздух" в 2021 году Росприроднадзором с целью усиления федерального государственного экологического надзора проведена модернизация лабораторной базы подведомственных лабораторий ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" и ФГБУ "ЦЛАТИ по СЗФО". Закуплено 18 единиц оборудования, из них ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" 17 единиц оборудования, в том числе:
- г. Магнитогорск - 11 единиц;
- г. Нижний Тагил - 3 единицы;
- г. Челябинск - 3 единицы.
Решением проектного комитета по национальному проекту "Экология" (протокол от 30 июля 2021 г. N 9) руководителем ФП "Чистый воздух" назначен первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации К.А. Цыганов. В соответствии с приказом Минприроды России от 28 сентября 2021 г. N 694 функции проектного офиса ФП "Чистый воздух" возложены на ФГБУ "ВНИИ Экология".
7. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов
В 2021 году Росприроднадзором перечислены субвенции из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города Севастополь на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в сумме 4 373,7 тыс. рублей, в том числе 2 186,9 тыс. рублей Республике Крым и 2 186,8 тыс. рублей городу Севастополь.
Республикой Крым в 2021 году субвенция использована в объеме 2 186,9 тыс. рублей на указанные цели, что подтверждено представленными отчетами о движении денежных средств, предоставляемых из федерального бюджета.
Городом Севастополь в 2021 году субвенция использована в объеме 2 186,3 тыс. рублей на указанные цели, что подтверждено представленными отчетами о движении денежных средств, предоставляемых из федерального бюджета.
Остаток субвенции бюджета города Севастополь на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на 1 января 2022 года в сумме 0,5 тыс. рублей образовался в связи с экономией по результатам конкурсных процедур, и расходов, связанных с командировочными расходами.
В 2021 году Росприроднадзором осуществлялась проверка отчетов о движении денежных средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города Севастополя в виде субвенции на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, являющихся приложениями к соглашениям. Отчеты согласно условиям соглашений представлены в установленном порядке и сроки, нецелевого использования субвенции не установлено.
8. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета
В ходе проведения контрольного мероприятия проведена оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, в соответствии с Методикой проведения Счетной палатой Российской Федерации в ходе последующего контроля за исполнением федерального бюджета оценки качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К (1245).
Итоговая оценка в Росприроднадзоре проводилась по следующим группам показателей: среднесрочное финансовое планирование, исполнение федерального бюджета по доходам и расходам, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, ФАИП, незавершенное строительство, учет и отчетность, эффективность внутреннего финансового аудита, уровня объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля, а также выполнения государственных заданий и составила 47,5 балла из 58 возможных, что выше аналогичного показателя, отмеченного по результатам предыдущей оценки на 5 баллов.
9. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 05 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", приказом Росприроднадзора от 11 февраля 2021 г. N 47 утвержден Порядок осуществления в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования внутреннего финансового аудита.
Штатная численность сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита составляет 7 единиц, однако фактически, в 2021 году внутренний финансовый аудит в отношении территориальных органов Росприроднадзора осуществлялся четырьмя сотрудниками.
Укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита составляет 57% от штатной численности сотрудников отдела и 2% от общей штатной численности сотрудников центрального аппарата Росприроднадзора.
План проведения проверок деятельности территориальных органов Росприроднадзора центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках внутреннего финансового аудита на 2021 год утвержден приказом Росприроднадзора от 28 декабря 2020 г. N 1803. В 2021 году проведены проверки трех межрегиональных управлений Росприроднадзора.
В ходе мероприятия выявлено нарушение пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н, пункта 2 приложения 1 "Оценка бюджетных рисков" к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н, в соответствии с которыми руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обязан обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков, в Росприроднадзоре не сформирован реестр бюджетных рисков, что затруднило применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении аудиторских мероприятий.
10. Результаты проверки и анализа эффективности формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью главным администратором средств федерального бюджета
На балансе Росприроднадзора, по данным бюджетного учета, по состоянию на 1 января 2021 года и на 31 декабря 2021 года объекты недвижимого имущества, а также земельные участки не числятся.
Информация об объектах недвижимого имущества, закрепленных за территориальными органами и подведомственными учреждениями Росприроднадзора, представлена в таблице.
Наименование |
Количество объектов недвижимого имущества |
Государственная регистрация прав на федеральное недвижимое имущество |
|
прав собственности Российской Федерации |
прав оперативного управления/хозяйственного ведения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
661 |
624 |
628 |
центральный аппарат |
0 |
0 |
0 |
территориальные органы |
413 |
394 |
394 |
федеральные государственные бюджетные учреждения |
248 |
230 |
234 |
В целях повышения качества внутреннего учета объектов недвижимого имущества, закрепленных за территориальными органами и федеральными государственными бюджетными учреждениями Службы, приказом Росприроднадзора от 7 июля 2015 г. N 551 "Об утверждении форм отчетности по недвижимому имуществу, закрепленному за территориальными органами и федеральными бюджетными учреждениями Росприроднадзора" утверждены формы отчетности по недвижимому имуществу, закрепленному за территориальными органами и федеральными государственными бюджетными учреждениями Росприроднадзора, а также методические рекомендации по заполнению форм.
В оперативном управлении территориальных органов Росприроднадзора находится 394 объекта недвижимого имущества (здания, помещения, сооружения).
Территориальными органами Росприроднадзора не зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 19 объектов недвижимого имущества и право оперативного управления на 19 объектов. В настоящее время проводится работа по регистрации прав собственности и оперативного управления.
В оперативном управлении подведомственных бюджетных учреждений Росприроднадзора находятся 234 объекта недвижимого имущества (здания, помещения, сооружения), из них не зарегистрировано:
- право собственности Российской Федерации на 18 объектов;
- право оперативного управления на 14 объектов.
Информация о земельных участках, закрепленных за территориальными органами и подведомственными учреждениями Росприроднадзора, представлена в таблице.
Наименование |
Количественный состав используемых земельных участков |
Осуществлена государственная регистрация прав собственности Российской Федерации |
||
шт. |
кв. м |
шт. |
кв. м |
|
Всего |
145 |
243 529,22 |
137 |
234 707,89 |
центральный аппарат |
0 |
0 |
0 |
0 |
территориальные органы |
89 |
149 917,42 |
86 |
149 455,09 |
федеральные государственные бюджетные учреждения |
56 |
93 611,8 |
51 |
85 252,8 |
За территориальными органами Росприроднадзора закреплено 89 земельных участков общей площадью 149 917,42 кв. м, из них не зарегистрировано 3 земельных участка.
За подведомственными бюджетными учреждениями Росприроднадзора закреплено 56 земельных участков площадью 93 611,8 кв. м, из них не зарегистрировано 5 участков.
Согласно пояснениям, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации затрудняет процесс регистрации оперативного управления и права постоянного бессрочного пользования.
Причинами, не позволяющими оперативно получать свидетельства о праве собственности Российской Федерации, являются:
- отсутствие на ряде объектов правоустанавливающих документов;
- длительное изготовление техпаспортов на объекты, межевых планов;
- отсутствие финансов на оформление объектов.
11. Выводы
11.1. Проверкой установлена достоверность бюджетной отчетности Росприроднадзора за 2021 год.
11.2. Фактическое исполнение доходов федерального бюджета за 2021 год составило 155 203,9 млн рублей, что на 2 916,3% превышает прогноз кассовых поступлений доходов на 2021 год, установленный в объеме 5 321,8 млн рублей. Перевыполнение плана связано с погашением задолженности по уплате экологического сбора за предыдущие годы по требованиям Росприроднадзора, а также с возмещением вреда причиненного окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте "Топливное хозяйство ТЭЦ-3 Акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания" по делу от 16 октября 2020 года N А33-27273/2020.
11.3. По итогам 2021 года исполнение Росприроднадзором федерального бюджета по расходам составило 7 700,4 млн рублей, или 99,1% от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью в объеме 7 770,9 млн рублей.
11.4. Анализ дебиторской задолженности показал ее сокращение, по сравнению с показателями на начало года, более чем в 3 раза, с 182 325,0 млн рублей до 60 283,1 млн рублей, что связано с оплатой 145 492,6 млн рублей по делу от 16 октября 2020 года N А33-27273/2020 о возмещении вреда причиненного окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте "Топливное хозяйство ТЭЦ-3 Акционерным обществом "Норильско-Таймырская энергетическая компания", работой в рамках плана мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью, совершенствованием администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышением эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, а также взысканием платежей с потенциальных плательщиков.
11.5. Увеличение кредиторской задолженности с 23,3 до 28,7 млрд рублей носит текущий характер и связано с расчетами по доходам в части оплаты госпошлин за совершение юридически значимых действий, особенностями внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор, а также поступления авансовых платежей по уплате экологического сбора до момента подачи декларации плательщикам.
11.6. Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственными учреждениями Росприроднадзора исполнены в полном объеме и составили в 2021 году 1 654,5 млн рублей. Государственное задание в 2021 году выполнено в полном объеме.
11.7. Субсидии на иные цели в 2021 году исполнены подведомственными учреждениями Росприроднадзора в полном объеме и составили 1 106,2 млн рублей.
11.8. Субвенции, предоставленные в 2021 году бюджетам Республики Крым и г. Севастополю в объеме 4,4 млн рублей, были использованы в соответствии с условиями заключенных соглашений на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
11.9. Проверкой установлены нарушения требований пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н, пункта 2 приложения 1 "Оценка бюджетных рисков" к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н, в части обеспечения ведения реестра бюджетных рисков.
12. Предложения
12.1. Направить Заключение Счетной палаты о результатах проверки исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности за 2021 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
12.2. Направить представление Счетной палаты в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Аудитор |
С.В. Мамедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ "О результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.Г. Радионова)" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 5 апреля 2022 г.)
Опубликование:
-