г. Краснодар |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А32-1957/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского хозяйства) Ситникова Ивана Федоровича (ИНН 234300595583, ОГРНИП 308234305200012) - Ермолаева А.П. (доверенность от 12.09.2013), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) и третьего лица - крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ситникова Ивана Федоровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-1957/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского хозяйства) Ситников И.Ф. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в уклонении от предоставления в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Ситникова И.Ф. земельных участков с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13 и 23:46:0000000:14;
- обязать департамент принять решение о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Ситникова И.Ф. указанных земельных участков, подготовить проект договора аренды земельных участков и направить их в адрес заявителя.
Заявление обосновано ссылками на статьи 34 и 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Требования мотивированы тем, что заявитель вправе претендовать на получение участков в аренду для деятельности фермерского хозяйства по правилам Закона о фермерском хозяйстве. Уклонение департамента от принятия решения по заявлениям главы хозяйства не соответствует закону и нарушает права последнего в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КФХ "Кубань-Юг" (т. 1, л. д. 107).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13 и 23:46:0000000:14 находятся в собственности Краснодарского края. В предоставлении указанных участков в аренду главе хозяйства отказано (письмо департамента от 19.12.2013) со ссылкой на то, что земли фонда перераспределения предоставляются при отсутствии на территории муниципального образования необходимого количества земель. Полагая отказы департамента (его бездействие по неоформлению прав на землю) незаконными, глава хозяйства обратился в суд. На основе применимого к спору законодательства (статья 81 Земельного кодекса, статья 12 Закона о фермерском хозяйстве) суды пришли к выводу о том, что обязанность по предоставлению заявителю земельного участка является встречной и зависит от соблюдения претендентом установленной процедуры; в предоставлении земельного участка может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к заявлению документов. Суды установили, что глава хозяйства, являясь единственным членом фермерского хозяйства, испрашивает в аренду земельные участки общей площадью 410,082 га. Какие-либо документы, обосновывающие площадь необходимой ему земли, глава хозяйства не представил. При этом оценка обоснованности испрашиваемого размера земельных участков связана с числом членов фермерского хозяйства, а не количеством работников, привлекаемых по трудовому либо гражданско-правовому договору. Поскольку заявитель не обосновал размер испрашиваемых земельных участков, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии заявления главы хозяйства статье 12 Закона о фермерской хозяйстве. Дополнительно суды указали на несоответствие Закону о фермерском хозяйстве целей, для которых главой хозяйства испрашиваются участки (совместное использование с другой организацией). Кроме того, суды установили, что участки находятся во владении КФХ "Кубань-Юг", что также свидетельствует о невозможности предоставления спорного недвижимого имущества. С учетом изложенного на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные инстанции отказали в удовлетворении требований (т. 1, л. д. 195; т. 2, л. д. 47).
Глава хозяйства обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает ошибочным вывод судов о несоответствии заявления главы хозяйства статье 12 Закона о фермерском хозяйстве. В заявлениях в качестве цели использования земельных участков указано на осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Размер испрашиваемых участков обоснован видами деятельности крестьянского хозяйства (выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством). Также заявления содержат сведения о том, что использование земельных участков будет осуществляться крестьянским (фермерским) хозяйством в соответствии с их назначением посредством заключения гражданско-правовых договоров (договоры аренды сельскохозяйственной техники с экипажем, оказания услуг и др.). Департамент от рассмотрения заявлений по существу уклонился, на несоблюдение формы и содержания заявлений положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве (в том числе, в части обоснования размеров испрашиваемых участков) не указывал. Оценивая достаточность предъявленных документов для обоснования испрашиваемой площади земельных участков, суды нарушили принцип состязательности и осуществили подмену уполномоченного административного органа. Однако законодательно установленный административный порядок получения земельного участка для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства не может подменяться судебным порядком. Кроме того, в данной части выводы судебных инстанций необоснованны. Департамент не представил доказательств, свидетельствующих о том, что размер испрашиваемых заявителем земельных участков не соответствует экономическим возможностям созданного крестьянского хозяйства, а также видам осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности. В то же время заявителем приобщены в дело гражданско-правовые договоры, подтверждающие осуществление крестьянско-фермерским хозяйством экономической деятельности. Кроме того, решением главы хозяйства от 20.09.2013 в хозяйство на основании личных заявлений принято четыре новых члена; заключены договоры аренды сельскохозяйственной техники с экипажем, о совместной деятельности, аренды недвижимого имущества, купли-продажи сельскохозяйственной техники и крупного рогатого скота. Выводы судов о зависимости обоснования размера испрашиваемых земельных участков от числа членов крестьянского (фермерского) хозяйства не основаны на Законе о фермерском хозяйстве. К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются правила гражданского законодательства. Наряду со специальной правоспособностью, фермерское хозяйство обладает общей правоспособностью, что позволяет ему осуществлять производственную и иную хозяйственную деятельность посредством заключения любых гражданско-правовых договоров. Вывод суда об отсутствии такого права у фермерского хозяйства, созданного одним человеком, противоречит гражданскому законодательству. Каких-либо ограничений максимальных размеров испрашиваемых земельных участков для целей ведения крестьянского хозяйства положения Закона о фермерском хозяйстве не содержат. Участие в производственно-хозяйственной деятельности предполагает личную трудовую занятость членов хозяйства. Такая занятость может выражаться как в непосредственном выполнении тех или иных видов сельскохозяйственных работ, так и в осуществлении руководящей функции. Закон о фермерском хозяйстве не устанавливает каких-либо ограничений в использовании наемного труда. Ссылки на наличие в данном случае спора о праве на земельные участки неправомерны в связи с тем, что приведенные судом обстоятельства сложились ввиду длительного неисполнения департаментом обязанностей, установленных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса. Кроме того, апелляционным постановлением от 16.08.2013 по делу N А32-9775/2011 признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка, заключенный департаментом и КФХ "Кубань-Юг"; спорные участки истребованы из владения последнего. Таким образом, на момент рассмотрения апелляционной жалобы главы хозяйства участки были свободны от прав третьих лиц.
От департамента и КФХ "Кубань-Юг" отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию судебные акты отменить, требования удовлетворить.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя главы хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на территории Лабинского района в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума образованы земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12 (площадью 2 695 859 кв. м), 23:46:0000000:13 (площадью 883 996 кв. м) и 23:46:0000000:14 (площадью 520 965 кв. м). На участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРП от 02.10.2013 и кадастровыми паспортами земельных участков от 03.03.2014 (т. 1, л. д. 26 - 28, 59 - 69).
27 ноября 2013 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13 и 23:46:0000000:14 в аренду сроком на 10 лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. В заявлениях глава хозяйства указал, что крестьянское хозяйство создано и ведется им единолично. Видами деятельности хозяйства являются выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. Для посева сельскохозяйственных культур хозяйству требуется 700 га, для выпасов и сенокосов - по 200 га. Использование участков будет осуществляться хозяйством посредством заключения гражданско-правовых договоров. К заявлениям глава хозяйства приложил документы, удостоверяющие личность, а также документы о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л. д. 13 - 15).
В письме от 19.12.2013 департамент сообщил заявителю о том, что земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). В случае отсутствия на территории муниципального образования необходимого количества земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена передача соответствующих земель фонда перераспределения земель Краснодарского края. В письме также сообщалось, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (далее - Порядок) утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 (т. 1, л. д. 16).
Ссылаясь на незаконность бездействия департамента, выразившегося в уклонении от оформления прав на указанные участки, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Закон о фермерском хозяйстве, статья 12 которого регламентирует порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы (в редакции, действовавшей в спорный период) граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка предоставление таких земельных участков осуществляется департаментом либо органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, наделенного отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, из фонда перераспределения земель Краснодарского края для ведения сельскохозяйственного производства определенным категориям субъектов, в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства.
Материалы дела подтверждают, что земельные участки сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования) с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13 и 23:46:0000000:14 находятся в собственности Краснодарского края. Доказательства передачи органам местного самоуправления Лабинского района полномочий Краснодарского края по распоряжению данными участками в дело не представлены. Следовательно, за предоставлением земельных участков в аренду глава хозяйства обратился в надлежащий (уполномоченный) орган.
Вместе с тем возможность принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, определенному лицу (в данном случае - специальному субъекту) действующее земельное законодательство связывает с соблюдением заявителем установленной процедуры.
Пункт 1.7 Порядка предусматривает, что для приобретения прав на земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованные лица подают в департамент или орган местного самоуправления заявления, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право, срок использования, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет). Приведенные положения корреспондируют подпункту 5 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве.
По смыслу изложенных норм в предоставлении земельного участка без торгов фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов. В этом случае земельный участок должен предоставляться по правилам статьи 34 Земельного кодекса и статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Возражая против заявленных требований, департамент представил суду документы, подтверждающие, что главе хозяйства ранее предоставлялось 5 земельных участков общей площадью 4 257 тыс. кв. м (постановление главы администрации муниципального образования Мостовской район от 28.07.2008 N 2181, договоры аренды от 28.07.2008). Однако на дату обращения с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков (площадью 410,082 га) ранее выделенные главе хозяйства участки им не использовались в связи с передачей прав и обязанностей по договорам аренды другому лицу (т. 1, л. д. 108 - 154).
Исследовав заявления главы хозяйства, а также иные представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что глава хозяйства не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной (410,082 га). При этом суды учитывали существующий на момент обращения в департамент состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства (единолично глава хозяйства), его материально-технические и трудовые активы. Исходя из установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии заявлений главы хозяйства от 27.11.2013 положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод жалобы главы хозяйства о соответствии поданных им в департамент заявлений положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве окружным судом отклоняется. В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо (специальный субъект) должно представить обоснование размера испрашиваемого участка, с учетом числа членов фермерского хозяйства и видов его деятельности.
По результатам исследования имеющихся в деле (представленных сторонами) доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к противоположному выводу. Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16191/11, от 24.07.2012 N 17382/11 и от 05.03.2013 N 13031/12 у кассационной инстанции отсутствуют процессуальные основания для переоценки исследованных судебными инстанциями доказательств. Иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом положений части 2 статьи 287 Кодекса.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о необоснованности вывода судебных инстанций о взаимной связи (взаимозависимости) обоснования размера испрашиваемых земельных участков и числа членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также несоответствии размера испрашиваемых заявителем земельных участков (для целей ведения крестьянского хозяйства) экономическим возможностям такого хозяйства и видам осуществляемой им деятельности. Судами при разрешении спора установлено, что на момент обращения в департамент за предоставлением в аренду земельного массива площадью 410,082 га крестьянское (фермерское) хозяйство состояло только из одного человека (главы хозяйства). По смыслу статьи 3 и пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве правом на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности обладают глава фермерского хозяйства и другие его члены. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие названного Закона не распространяется. Это означает, что такие граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают. Заявитель жалобы не учитывает, что земельный участок предоставляется только лицам, решившим создать фермерское хозяйство (объединению граждан, заинтересованных в осуществлении его деятельности). Поэтому при обосновании размера испрашиваемого в аренду (собственность) участка для создания фермерского хозяйства (осуществления его деятельности) должны учитываться не только экономические возможности и виды осуществляемой хозяйством деятельности, но и число членов фермерского хозяйства.
Окружной суд полагает необходимым также отметить следующее. Апелляционным постановлением от 16.08.2013, оставленным без изменения постановлением окружного суда от 21.10.2013 по делу N А32-9775/2011, земельные участки с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13 и 23:46:0000000:14 истребованы из незаконного владения КФХ "Кубань-Юг". Поэтому ссылки судебных инстанций на наличие спора о праве в отношении указанных земельных участков не могут быть признаны обоснованными. Вместе с тем данный (ошибочный) вывод судов не повлек принятия незаконных судебных актов, поскольку в удовлетворении требований отказано в связи с несоответствием заявлений главы хозяйства положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина (в размере 100 рублей) уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (квитанция от 24.10.2014).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу N А32-1957/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.