г. Краснодар |
|
02 февраля 2015 г. |
Дело N А32-14895/2014 |
Резолютивная часть определения объявлена 27 января 2015 года.
Определение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - Сочинской таможни (ИНН 2317013362, ОГРН 1022302837699) - Грицая С.С. (доверенность от 17.12.2014), от ответчика - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой") (ИНН 2320157646, ОГРН 1072300010991) - Исламовой Д.М. (доверенность от 01.01.2015), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, не участвовавшего в рассмотрении дела, - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), при рассмотрении кассационной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2014 (судья Григорьева Ю.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2014 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А32-14895/2014 установил следующее.
Сочинская таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Государственной корпорации "Олимпстрой" (далее - Корпорация) о взыскании 2 522 584 рублей 12 копеек задолженности по арендной плате за период с 11.12.2013 по 15.06.2014 и 242 168 рублей 08 копеек пеней (уточненные требования).
Решением от 29.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.11.2014, в иске отказано. Суды пришли к выводу, что договором аренды от 07.09.2009, заключенным на срок 11 месяцев, предусмотрено лишь однократное его продление на такой же срок. Договор с 14.07.2011 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Корпорация реализовала право на односторонний отказ от договора, заключенного на неопределенный срок, уведомив арендодателя 31.10.2013 о прекращении договора с 01.12.2013. Апелляционный суд рассмотрел довод таможни о принятии решения о правах и обязанностях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Территориальное управление) и признал его несостоятельным, указав, что собственник (Российская Федерация, которую представляет Территориальное управление) имущества, переданного в оперативное управление, вправе распоряжаться этим имуществом только при его изъятии из оперативного управления.
Судебные акты обжалованы в кассационном порядке таможней и Территориальным управлением, не привлекавшимся к участию в деле.
Территориальное управление в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и удовлетворить иск таможни, поддерживая ее доводы о толковании договора и считая, что судебные акты затрагивают права и законные интересы Российской Федерации, не привлеченной к участию в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и Территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что производство по кассационной жалобе Территориального управления надлежит прекратить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В постановлении от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее.
При применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора. В случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ. После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Приведенные разъяснения также применимы при принятии или рассмотрении судом кассационной инстанции жалобы лица, не участвовавшего в деле, обязанного обосновать, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя.
Предметом договора аренды от 07.09.2009 N 137-09/13 являлась передача Корпорации (арендатору) таможней (арендодателем) с согласия Территориального управления во временное владение и пользование федерального имущества: сооружения "Линия ВЛ-10кВ внешнего электроснабжения многостороннего автомобильного пункта МАПП "Адлер", расположенного в Адлерском районе г. Сочи. Имущество закреплено за таможней, имеющей статус учреждения, на сохраняющемся в период аренды праве оперативного управления.
Договором, в частности, предусмотрено, что ежемесячная арендная плата перечисляется арендатором в федеральный бюджет на счет получателя - Территориального управления в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (статья 298 ГК РФ).
Исходя из приведенных норм и условий договора аренды Российская Федерация в лице Территориального управления как собственник имущества учреждения (таможни) стороной договора не являлась и его условия не определяла, а ее интересы после дачи согласия на заключение договора выражались в получении арендных платежей в федеральный бюджет.
Правовое положение Корпорации определено в статье 2 Федерального закона от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта". В данной статье указано, что Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Корпорация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, установленной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, и соответствует этой цели.
В соответствии со статьей 3 Закона целью деятельности Корпорации является осуществление контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.
В силу статьи 5 Закона собственные средства Корпорации, используемые в своей деятельности, формируются, прежде всего, за счет имущественных взносов Российской Федерации. Денежные средства Корпорации в полном объеме направляются на финансирование мероприятий, необходимых для достижения цели, ради которой она создана, в соответствии с Программой строительства.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 210-ФЗ "О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" установлено, что денежные средства и иное имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Корпорации, передаются ликвидационной комиссией по решению Правительства Российской Федерации соответственно в федеральный бюджет и в собственность Российской Федерации (статья 4 данного Закона).
Статьей 1 Закона от 21.07.2014 N 210-ФЗ предусмотрена ликвидация Корпорации в связи с достижением цели и решением задач по организации и проведению Олимпийских зимних игр 2014 года в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Ликвидация Корпорации влечет за собой ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Требования кредиторов к Корпорации предъявляются в течение двух месяцев со дня помещения публикации о ликвидации Корпорации в "Российской газете". Юридические лица, образованные в форме государственной корпорации, не вправе предъявлять требования к Корпорации в качестве кредиторов. Обязательства Корпорации перед такими юридическими лицами считаются погашенными со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (статья 2).
Рассматриваемые требования предъявлены таможней в мае 2014 года, т. е. до принятия Закона о ликвидации Корпорации. Однако к моменту подачи Территориальным управлением кассационной жалобы Корпорация находится в стадии ликвидации, последствием которой является передача всех оставшихся в ее активе денежных средств в федеральный бюджет. В случае удовлетворения требований таможни те же средства также должны быть переданы в федеральный бюджет.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут затрагивать интересы Российской Федерации, соответственно, отсутствовали основания для ее привлечения к участию в деле в лице Территориального управления, производство по кассационной жалобе которого подлежит прекращению применительно к статьям 150, 282 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 150, 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по кассационной жалобе Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2014 по делу N А32-14895/2014 прекратить.
Определение может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, установленном в статье 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.