г. Краснодар |
|
19 февраля 2015 г. |
Дело N А53-5904/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ассорти-Альянс" (ИНН 6164289431, ОГРН 1096164001966) ии заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН 6167080043, ОГРН 1056167010008), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 09515 8, 09516 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассорти-Альянс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2014 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А53-5904/2014, установил следующее.
ООО "Ассорти-Альянс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 22.01.2014 N 330 о привлечении общества к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления; решения от 17.02.2014 N 1 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 06.08.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.11.2014, обществу отказано в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество хранило тару в хозяйственной зоне, что не противоречит пункту 2.7 СанПина 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (далее - СанПин 2.3.6.1066-01). Наличие свалочного очага и отсутствие площадки для сбора мусора и контейнеров не доказано. Пояснения относительно складирования тары давало неуполномоченное лицо.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 19.06.2014 прокурор Ленинского района города Ростова-на-Дону провел проверку соблюдения обществом по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, д. 145/162 законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировки, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Проверкой выявлено отсутствие у общества площадки, предназначенной для сбора мусора, оборудованной контейнерами, вследствие чего в подвальном помещении магазина и на хозяйственном дворе обнаружены свалочные очаги из использованной тары, емкостей из-под пищевых продуктов.
В связи с этим прокурор Ленинского района г. Ростов-на-Дону вынес постановление от 24.06.2013 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам статьи 8.2 Кодекса, направив материалы проверки в управление, постановлением которого от 22.01.2014 N 330 с общества взыскано 100 тыс. рублей штрафа по статье 8.2 Кодекса. Решением руководителя управления от 17.02.2014 N 1 постановление от 22.01.2014 N 330 оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением и решением административного органа, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества вмененного состава правонарушения, исходя из следующего.
Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
По смыслу этой статьи обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из содержания статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2.7 СанПина 2.3.6.1066-01 указано, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от места организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте (пункт 2.8 СанПина 2.3.6.1066-01).
Суд установил и материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.06.2013 N 330, объяснением заместителя директора общества Козловой Н.М., постановлением административного органа от 22.01.2014 N 330 и решением от 17.02.2014 N 1) подтверждается складирование и хранение обществом отходов, образовавшихся в результате производственной деятельности общества.
Вывод суда о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, установленного статьей 8.2 Кодекса, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Отклоняя довод общества о наличии договора от 23.08.2012 N 4-3287н на вывоз твердых отходов производства и потребления, заключенного с ООО "Чистый город", суд обоснованно отметил, что выявленное правонарушение выражается в нарушении правил накопления отходов на территории организации. Отходы, в том числе тара, складируются на территории хозяйственного двора, не оборудованного с учетом требований СанПина 2.3.6.1066-01.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 по делу N 303-КГ14-2151).
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-Впр10-33.
Суд также правильно исходил из того, что законодательство в сфере обращения с отходами не допускает складирования (накопления) отходов вне оборудованных площадок, контейнеров, вне зависимости от продолжительности периода такого складирования.
Судебные инстанции также не выявили нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, а также при вынесении оспариваемых постановления и решения. Срок давности привлечения общества к ответственности соблюден.
Судебные инстанции не выявили основания для признания совершенного правонарушения малозначительным. Переоценка этого обстоятельства в силу в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А53-5904/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.