г. Краснодар |
|
10 марта 2015 г. |
Дело N А15-4216/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Махачкалинская шерстеперерабатывающая фабрика" (ИНН 0541029261, ОГРН 1020502529145) - Сефиханова Р.Х. (доверенность от 02.03.2015), в отсутствие представителя ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.07.2014 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А15-4216/2013, установил следующее.
ООО "Махачкалинская шерстеперерабатывающая фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:0077:0027 площадью 80 тыс. кв. м, расположенного по адресу относительно ориентира в границах участка: Республика Дагестан, г. Махачкала, Юго-Восточная промышленная зона, относящегося к категории "земли под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013, составляющей 80 911 тыс. рублей (с учетом увеличения размера заявленных требований;
т. 3, л. д. 74, 75).
Иск мотивирован несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
Определением от 18.02.2014 произведена замена ненадлежащего ответчика (филиала кадастровой палаты) на юридическое лицо - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (т. 2, л. д. 72 - 74).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан (далее - правительство), Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) и администрация муниципального образования городской округ "город Махачкала" (далее - администрация).
Решением от 11.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2014, заявленные требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 80 911 тыс. рублям. Суды руководствовались заключением эксперта ГБУ "Республиканский центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Республики Дагестан от 24.04.2014 N 865/14, полученным по итогам проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы.
В кассационной жалобе правительство просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, отметив, что судебные акты приняты без привлечения к участию в деле ООО Оценочная компания "Золотая цифра", без изучения отчета по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также положительного экспертного заключения от 30.01.2013 N ЭК-1000113, полученного в целях подтверждения результатов кадастровой оценки. Отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен не на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. В экспертном заключении от 24.04.2014 N 865/14 допущена ошибка в указании даты установления рыночной стоимости земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу. Иные лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:0027 общей площадью 80 тыс. кв. м (8 га), расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юго-Восточная промзона, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2003 серии 05-РД N 073742 (т. 1, л. д. 14).
Согласно кадастровому паспорту от 24.06.2003 N 02/2003-942 и кадастровой справке от 23.12.2013 кадастровая стоимость земельного участка составила 160 106 400 рублей (т. 1, л. д. 15 - 17, 18).
Кадастровая стоимость установлена на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" (далее - постановление от 31.01.2013 N 13).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что кадастровая стоимость земельного участка 160 106 400 рублей внесена в ГКН на основании постановления от 31.01.2013 N 13.
В силу статьи 68 Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В обоснование иска общество представило подготовленный ООО Аудиторско-Консалтинговая группа "Росфинэкспертиза" отчет от 16.12.2013 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:0027 по состоянию на 01.01.2013, которая составила 74 993 600 рублей (т. 1, л. д. 19 - 119).
Частью 1 статьи 82 Кодекса предусмотрено назначение экспертизы по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний, возникающих при рассмотрении любого дела.
В ходе судебного разбирательства возникли вопросы, требующие специальных познаний, учитывая также существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка (160 106 400 рублей) и приведенной в отчете его рыночной стоимостью (74 993 600 рублей), ввиду чего определением от 03.04.2014 по ходатайству истца по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ГБУ "Республиканский центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Республики Дагестан.
В порядке статьи 87 Кодекса ответчик ходатайств о проведении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлял.
Согласно заключению судебной экспертизы от 24.04.2014 N 865/14 рыночная стоимость исследуемого земельного участка по состоянию на 31.01.2013 составила 80 911 тыс. рублей.
С позиции статьи 71 Кодекса суды обеих инстанций, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса, статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, установив рыночную стоимость земельного участка, удовлетворили заявленные требования.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Кодекса возложена на стороны.
Само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.
Доводы кассационной жалобы о том, что отчет по определению рыночной стоимости земельного участка произведен не на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, а также о наличии в заключении судебного эксперта от 24.04.2014 N 865/14 ошибки в указании даты установления рыночной стоимости, изучены коллегией и отклоняются.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного
участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка суду нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки, поскольку такое требование направлено не на ее оспаривание, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку.
Доводы кассационной жалобы правительства в целом направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных ими доказательств, что нормами главы 35 Кодекса в суде кассационной инстанции не допускается.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 Кодекса оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.07.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу А15-4216/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.