г. Краснодар |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А63-5122/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 7 августа 2015 г. N 308-АД15-6597 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ДОРСНАБ" (ИНН 2302048838, ОГРН 1052300667385), заинтересованных лиц - специализированного батальона ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения г. Ессентуки ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Главного управления Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю, заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, третьего лица - федерального казенного учреждения "Управления ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДОРСНАБ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2014 (судья Тлябичева З.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-5122/2014, установил следующее.
ООО "ДОРСНАБ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Специализированному батальону ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения г. Ессентуки ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - батальон) и Главному управлению Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 05.05.2014 N 26 АА 064164 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства".
Решением суда от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения по статье 12.34 Кодекса, соблюдением порядка привлечения общества к административной ответственности и доказанностью правонарушения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.10.2014 и постановление апелляционной инстанции от 05.12.2014, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает, при вынесении судебных актов допущены процессуальные и материальные нарушения норм материального права, общество не является субъектом вмененного правонарушения, нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
В отзывах на кассационную жалобу батальон и управление считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 26.03.2014 на участке дороги ФАД М-29 "Кавказ" с 380 км по 380 км + 100 м батальон выявил факт нарушения правил содержания дорог: на проезжей части отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.1, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях. В присутствии двух свидетелей составлен акт от 26.03.2014 о выявленных недостатках в содержании дорог, определением от 26.03.2014 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование.
В присутствии законного представителя общества 21.04.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 26 АА 329334 и вынесено постановление от 05.05.2014 N 26 АА 064164, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 12.34 Кодекса, назначено наказание в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением батальона, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая заявление, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере 300 тыс. рублей (статья 12.34 Кодекса).
Субъектами административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание дорог.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 12, 21 и 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 12.34 Кодекса.
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Горизонтальная разметка, среди прочего, разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Дорожная разметка 1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
При этом в соответствии с пунктами 4.2.2 и 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В силу пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1 тыс. автомобилей в сутки и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Необходимость применения дорожной разметки 1.1 установлена в пункте 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (статья 12 Закона о безопасности дорожного движения).
Установленные правилами, нормативами, стандартами и иными нормативными документами требования к ремонту и содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы и дороги городов и других населенных пунктов, а также железнодорожные переезды.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состоянием дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу пункта 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, содержащимися в письме Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Таким образом, содержание дорог включает в себя и поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог. При этом к техническим средствам организации дорожного движения ГОСТ Р 52289-2004 относит разметку.
Перечень работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог регламентируется "Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N 402. В состав работ по содержанию автомобильных дорог входит уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки (подпункт "б" пункта 4 части 6). Следовательно, нанесение разметки и поддержание ее надлежащего состояния отнесено законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения.
Как видно из материалов дела, между обществом и ФКУ "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт от 16.11.2012 N 0321100019412000148-0000667-01, в соответствии с которым общество приняло на себя обязательства по содержанию участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой (Обход п. Иноземцево), в том числе элементов обустройства автомобильных дорог, в соответствии с требованиями контракта, включая услуги по обеспечению круглогодичного проезда автомобилей по объекту, созданию условий для бесперебойного и безопасного движения, а также по обеспечению сохранности имущественного комплекса объекта. Участок дороги с выявленными нарушениями с 380 км по 380 км + 100 м ФАД М-29 "Кавказ" также относится к контракту. В соответствии с пунктом 7.4.2 общество обязано поддерживать требуемый в соответствии с условиями контракта уровень содержания автодороги для обеспечения круглогодичного проезда автомобильных транспортных средств, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения.
Согласно пункту 4 подпункта "б" приложения N 3 к государственному контракту общество обязано осуществлять уход за разметкой, а именно: наносить вновь и восстанавливать изношенную горизонтальную и вертикальную разметку.
Суды, установив, что общество является ответственным за содержание спорного участка автодороги и обязано осуществлять уход за разметкой, наносить вновь и восстанавливать изношенную горизонтальную разметку, сделали правильный вывод о том, что общество является субъектом административного правонарушения по статье 12.34 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество не представило доказательства отсутствия у него возможности надлежащим образом выполнить требования Правил дорожного движения и тем самым обеспечить безопасность дорожного движения во время проведения дорожных работ, что обоснованно учтено судами при принятии обжалуемых судебных актов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по обеспечению безопасности дорожного движения, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установив фактические обстоятельства по делу, суды сделали правильный вывод о наличии у батальона правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судебных инстанций, которые дали им надлежащую правовую оценку. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 по делу N А63-5122/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, установив, что общество является ответственным за содержание спорного участка автодороги и обязано осуществлять уход за разметкой, наносить вновь и восстанавливать изношенную горизонтальную разметку, сделали правильный вывод о том, что общество является субъектом административного правонарушения по статье 12.34 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество не представило доказательства отсутствия у него возможности надлежащим образом выполнить требования Правил дорожного движения и тем самым обеспечить безопасность дорожного движения во время проведения дорожных работ, что обоснованно учтено судами при принятии обжалуемых судебных актов.
...
Установив фактические обстоятельства по делу, суды сделали правильный вывод о наличии у батальона правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2015 г. N Ф08-641/15 по делу N А63-5122/2014
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-641/15
05.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3182/14
06.10.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-5122/14
25.08.2014 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3182/14