г. Краснодар |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А32-13142/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод Литвинова" (ИНН 2308068439, ОГРН 1022304133422) - Самойлик М.В. (доверенность от 20.11.2014), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования г. Краснодар - Дьяченко Я.И. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный завод Литвинова" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2014 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-13142/2014, установил следующее.
ООО "Кирпичный завод Литвинова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и технического обслуживания газораспределительного пункта (далее - ГРП) по ул. Стадионной, 55 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, об устранении нарушения прав и законных интересов общества путем возложения на администрацию муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обязанности по рассмотрению представленной обществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и технического обслуживания ГРП и утверждении и выдаче по результатам рассмотрения схемы расположения спорного участка.
Решением от 01.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву непредставления обществом необходимого пакета документов, недоказанности наличия права собственности заявителя на ГРП как самостоятельный объект недвижимости, недоказанности признаков недвижимой вещи, эксплуатация которой требует предоставления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельного участка в собственность или в аренду.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что действующее законодательство не предусматривает необходимость государственной регистрации прав на каждый в отдельности объект недвижимости, входящий в состав комплекса. Газопровод строился администрацией города Сургута на земельном участке, выделенном на основании постановления мэра города Краснодара от 16.05.1997 N 821. ГРП-29А и ГРП-2 технологически неразрывно связаны со всей системой газопровода, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. им. Дзержинского, микрорайон N 5. Указанные ГРП входят в состав линейного объекта - газопровода, отдельно эксплуатироваться не могут ввиду их функционального назначения. Газопровод представляет собой неделимую вещь, единый комплекс как совокупность объединенных одним назначением линейных объектов (газопроводов высокого и низкого давления), зданий ГРП, систем катодной защиты, неразрывно связанных физически и технологически. В связи с отсутствием у ГРП качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Суды не учли, что газопровод является подземным, на земной поверхности расположены лишь некоторые его части, что отражено в техническом паспорте на инженерные сети газопровода от 24.04.2006. У общества отсутствует обязанность по формированию земельного участка под всем линейным объектом. ГРП расположен на земельном участке, фактически используется истцом без надлежащего оформления. Оспариваемый отказ препятствует реализации, установленной налоговым законодательством, обязанности по уплате земельного налога.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель администрации просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Иные участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество обратилось в муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" за предоставлением услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка для эксплуатации зданий, строений, сооружений". Заявление поступило в центр 17.02.2014, срок исполнения 19.03.2014.
Общество также приложило: заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, паспорт представителя, доверенность от 09.07.2013, пояснительную записку от заявителя, постановление мэра города Краснодара от 16.05.1997 N 821, выписку из ЕГРЮЛ от 29.01.2014, свидетельство о постановке на учет N 005531597, устав, свидетельство ОГРП от 14.10.2005 серии 23-АА 464157, правоустанавливающие документы на литеру Г, технический паспорт газораспределительных сетей от 16.12.2003, топографическую съемку (октябрь 2013), адресную справку от 29.07.2013 N 23/3-7969, технический паспорт на нежилое помещение (литера Б), схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, подготовленную на основании договора, материалы аналитических (инструментальных) измерений, предоставленных в форме отчета, для вычисления фактической площади земельного участка. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на литеру Б не представлены (в соответствующей графе стоит отметка "нет" - т. 1, л. д. 111 - 112).
В письме департамент от 18.03.2014 N 29/903-1, рассмотрев обращение общества, указал на подготовку проекта постановления "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Стадионной, 55 в г. Краснодаре", который передан в структурные подразделения администрации на согласование, однако не согласован в связи с отсутствием документа, подтверждающего право собственности общества на ГРП. Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не препятствует повторному обращению заявителя после устранения данного замечания (т. 1, л. д. 9).
Считая отказ, изложенный в письме от 18.03.2014 N 29/903-1, незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Кодекса обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, распределительными газопроводами являются газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов - вводов или организаций - потребителей газа; в состав газораспределительных сетей входят наружные подземные и надземные распределительные газопроводы.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; для размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимом для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций муниципального органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
Постановлением администрации от 06.07.2012 N 5634 в целях повышения качества и доступности оказания муниципальных услуг (функций) утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории", принятый в соответствии с Законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Предметом регулирования административного регламента является определение стандарта предоставления указанной услуги и порядка выполнения административных процедур при подготовке и издании постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории муниципального образования город Краснодар (пункт 1 регламента).
Заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги, являются физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также их законные представители, наделенные полномочиями выступать от имени заявителей при предоставлении муниципальной услуги (пункт 2 регламента).
Пункт 11 административного регламента запрещает требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением городской Думы Краснодара.
Результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги (пункт 12 регламента).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых при утверждении (для юридических лиц) схем расположения земельных участков для эксплуатации зданий, строений, сооружений, помещений, закреплен в пункте 16 регламента.
Оценив представленные доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 71 Кодекса, суды установили, что общество не представило в администрацию документ, свидетельствующий о праве собственности на ГРП, расположенный на земельном участке, для которого испрашивалось утверждение схемы.
При этом, как правильно отмечено судами обеих инстанций, вхождение ГРП в состав газопровода (линейного объекта) означает для общества необходимость оформления права на весь земельный участок, занятый линейным объектом, но не отдельными составными частями газопровода. Именно система газоснабжения, будучи имущественным производственным комплексом, является объектом недвижимости, под которым надлежит формировать земельный участок в порядке, определенном положениями статьи 36 Земельного кодекса. Необходимость формирования отдельных земельных участков, занимаемых составными частями таких объектов, приведенной нормой права не предусмотрено.
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у администрации возможности утвердить и выдать обществу соответствующую схему, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А32-13142/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.