г. Краснодар |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А53-19504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (ИНН 6165025495, ОГРН 1026103723106), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (ИНН 6166069008, ОГРН 1096166000919) - Десятниковой А.А. (доверенность от 22.06.2015), Бегояна Б.С. (доверенность от 06.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2014 (судья Тихоновский Ф.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (судьи Николаев Д.В., Сулименко Н.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-19504/2014, установил следующее.
ООО "Альбатрос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) с требованиями: признать недействительным решение инспекции от 29.05.2014 N 14/51534 в части доначисления и предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 617 532 рублей, штрафа в сумме 164 677 рублей, пеней в сумме 54 722 рублей 17 копеек; обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2014 суд удовлетворил требования общества в части признания недействительным решения налогового органа от 29.05.2014 N 14/51534 в части доначисления и предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 597 800 рублей, 164 677 рублей штрафа и 54 722 рублей 17 копеек пеней. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 решение Арбитражного суда Ростовской области изменено. Суд апелляционной инстанции признал недействительным решение инспекции от 29.05.2014 N 14/51534 в части доначисления и предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 617 532 рублей, соответствующих сумм пеней, а также штрафа по земельному налогу в размере 123 506 рублей 40 копеек. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной, подлежит исчислению с момента вступления в законную силу решения суда; налог должен рассчитываться аналогично порядку, предусмотренному пунктом 7 статьи 369 Кодекса.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа и принять по делу новый судебный акт, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований. Как считает инспекция, новая кадастровая стоимость земельных участков применяется лишь 1 января года, следующего за годом, в котором был принят судебный акт об изменении кадастровой стоимости, поэтому в связи с принятием решения Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-30579/2012 10.01.2013, новая кадастровая стоимость может быть применена лишь с 01.01.2014.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с требованиями инспекции, сочтя их необоснованными.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление суда апелляционной подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 31.01.2014 первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 16.04.2014 N 62810 и принято решение от 29.05.2014 N 14/51534 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить 823 385 рублей недоимки по земельному налогу за 2013 год, 54 722 рубля 17 копеек пеней и 164 677 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Не согласившись с решением инспекции от 29.05.2014 N 14/51534, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области. Решением от 17.07.2014 N 15-15/1591 Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области оставило апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Считая решение инспекции от 29.05.2014 N 14/51534 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Кодекса).
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период проведения кадастровой оценки в Ростовской области с 2009 года, определяла, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Пунктом 11 Порядка определено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, применяемый в Ростовской области с 2009 года, произведен в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов".
Согласно пункту 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В Ростовской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены постановлением N 212, которое вступило в силу с 01.01.2009.
С учетом статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суды сделали правомерный вывод о том, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, однако, это не означает, что вновь установленная рыночная стоимость должна применяться с означенной даты.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 разъяснил, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка. При этом, сами по себе достоверность кадастровой стоимости участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
С учетом положений Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего его рыночную стоимость. До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная постановлением N 212.
Суды установили, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.01.2013 по делу N А53-30579/2012 кадастровая стоимость земельного участка 61:44:0021907:30 установлена в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 3 990 тыс. рублей, земельного участка 61:44:0021907:29 - 3 538 тыс. рублей, земельного участка 61:44:0021907:27 - 4 942 тыс. рублей.
Учитывая положения абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), согласно которому сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленная решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.01.2013 по делу N А53-30579/12 кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с момента вступления в законную силу данного решения суда, т.е. с 11.04.2013.
Доводы кассационной жалобы инспекции о том, что новая кадастровая стоимость земельных участков применяется лишь 1 января года, следующего за годом, в котором был принят судебный акт об изменении кадастровой стоимости, изучены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
В то же время суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 7 статьи 396 Кодекса и позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/12, от 29.05.2012 N 16485/11 установил, что расчет земельного налога должен быть произведен не исходя из соотношения календарных дней к общему количеству дней в налоговом периоде (году), а исходя из соотношения полных и неполных месяцев к количеству месяцев в соответствующем налоговом периоде (году).
Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/12, от 29.05.2012 N 16485/11 не содержат толкования норм права относительно расчета налога.
Суд первой инстанции при расчете налога, подлежащего уплате обществом, исходил из соотношения календарных дней к общему количеству дней в налоговом периоде (году). При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался порядком исчисления налоговой базы, предусмотренным пунктом 1 статьи 391 Кодекса, поскольку в рассматриваемом случае вопрос связан с кадастровой оценкой земельного участка в конкретный период времени.
Как следует из пункта 1 статьи 396 Кодекса, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 данной статьи.
Довод общества о применении положений пункта 7 статьи 396 Кодекса обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в указанной норме предусмотрен специальный порядок исчисления налога при возникновении права на земельный участок. Иной вариант исчисления налога предусмотрен в пункте 10 данной статьи при применении налоговых льгот. Ссылка на письма Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507, от 03.06.2013 N 03-05-04-02/20217, не являющихся нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок исчисления налога в силу положений статьи 4 Кодекса, не может быть признана состоятельной. Тем более, что в данных письмах изложена позиция департамента налоговой и таможенно-тарифной политики в форме мнения без правового, экономического обоснования.
Применение порядка, предусмотренного пунктом 7 статьи 396 Кодекса, в рассматриваемом случае допускает перерасчет земельного налога на основе определенной судом кадастровой стоимости за прошлое время, до вступления решения суда в законную силу, что является неправомерным.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А32-19504/2014 отменить, решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2014 по делу N А 53-19504/2014 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.