г. Краснодар |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А32-14303/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С. при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Фаина" (ИНН 2317003685, ОГРН 1022302715720) - Петрова А.В. (доверенность от 16.03.2015), в отсутствие представителя ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Сочи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 (судья Левченко О.С.) по делу N А32-14303/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фаина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2133 кв. м с кадастровым номером 23:49:0402058:479, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, ул. Мира, 12, (далее - земельный участок) равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 12 474 542 рублей (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Сочи (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 исковые требования удовлетворены ввиду наличия у общества как постоянного (бессрочного) пользователя земельным участком и плательщика земельного налога интереса в инициировании процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 прекращено производство по апелляционной жалобе администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 ввиду отсутствия оснований для восстановления срока на апелляционное обжалование судебного акта суда первой инстанции.
Администрация обжаловала судебный акт суда первой инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая недостоверной определенную величину рыночной стоимости земельного участка.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно и судами установлено, что земельный участок принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации от 28.09.1995 N 802/6 "О выдаче государственных актов на право пользование землей, предоставляемой для строительства и иных целей предприятиям и организациям". На земельном участке расположен принадлежащий обществу объект недвижимости - магазин (литеры А, А7, А8) площадью 862,9 кв. м (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) от 09.10.2012 N 22/353/2012-140). Постановлением администрации от 10.06.2013 N 1102 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок, последний предоставлен обществу в аренду на 49 лет.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 67 553 880 рублей 39 копеек (кадастровая выписка о земельном участке от 20.07.2012 N 2343/12/12-452230). По заказу общества обществом с ограниченной ответственностью "АМСО" подготовлен отчет от 21.11.2014 N 10С/ОЗ-2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка, по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки земель составившей 12 474 542 рубля. Достоверность отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 21.11.2014 N 10С/ОЗ-2014 подтверждена экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой Союз оценщиков" от 15.12.2014 N 2511/12/14.
Установив значительное превышение включенной в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, существовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель (соответственно 67 553 880 рублей 39 копеек и 12 474 542 рубля), общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения арбитражного суда первой инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 167-ФЗ; далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки, в силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 135-ФЗ), понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ в действовавшей на момент обращения общества в суд редакции допускалось оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивали права и обязанности этих лиц. Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовые подходы, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, может быть определена посредством указания его рыночной стоимости. Положениями главы III.1 Закона N 135-ФЗ и регулирующих порядок проведения государственной кадастровой оценки подзаконных актов установлена необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей путем использования при определении первой ценообразующих факторов, существовавших на момент определения второй. Приведение кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствие его рыночной стоимости возможно при условии доказанности величины рыночной стоимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, указываемую во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В отсутствие такой даты в отчете она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе положениям Закона N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о достоверности величины рыночной стоимости земельного участка. Доказательства, опровергающие изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащие сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, учреждением не представлены.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 по делу N А32-14303/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.