г. Краснодар |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А20-2617/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Промтехмонтаж" (ИНН 0725015325, ОГРН 1140725002417), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, местной администрации Эльбрусского муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промтехмонтаж" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А20-2617/2014, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Промтехмонтаж" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 10 850 кв. м с кадастровым номером 07:11:0500003:26, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, г. Тырныауз, в районе ДПС "Азау", под существующим зданием тракторного парка с прилегающей территорией, территория бывшего вертодрома, 3 км относительно ориентира, (далее - земельный участок) в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10.01.2013 согласно подготовленному муниципальным унитарным предприятием "Эксперт" отчету об оценке от 30.05.2014 N 01/05/14.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2014 произведена замена ответчика на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике (далее - учреждение). Управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 10.01.2013 равной 1 487 535 рублей.
Учреждение присуждено к внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Судебный акт мотивирован наличием у общества как собственника земельного участка интереса в инициировании процедуры оспаривания результатов определения его кадастровой стоимости на основании установления в отношении названного объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Представленный обществом отчет об оценке и положительное экспертное заключение данного отчета приняты судом в качестве надлежащих доказательств.
Определением от 23.12.2014 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду принятия судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Кодекса). Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Эльбрусский муниципальный район Кабардино-Балкарской Республики в лице местной администрации (далее - администрация).
Общество с ограниченной ответственностью "Промтехмонтаж" (далее - общество) как правопреемник акционерного общества уточнило исковые требования и просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 10.01.2013 равной 1 487 535 рублей, возложить на учреждение обязанность по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости с момента вступления судебного акта в законную силу.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с несоответствием представленного обществом отчета федеральным стандартам оценки и отказом общества от назначения судебной экспертизы на предмет определения достоверной рыночной стоимости земельного участка.
Общество обжаловало судебный акт суда апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая, что его права нарушаются несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суд апелляционной инстанции не располагал документами, свидетельствующими об ином размере рыночной стоимости земельного участка, оценщиком правильно подобраны объекты-аналоги для реализации сравнительного подхода методом сравнения продаж, основными факторами, влияющими на формирование рыночной стоимости земельного участка, являются также его местоположение и площадь, а не только разрешенное использование, определение рыночной стоимости земельного участка на дату проведения государственной кадастровой оценки земель соответствует сложившейся судебной практике.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая на несоответствие указанной в просительной части искового заявления даты (10.01.2013) дате, по состоянию на которую установлена рыночная стоимость земельного участка, и дате, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка земель.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником земельного участка, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 01.02.2010 серии 07-АВ N 092165.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2012 N 293-ПП (далее - постановление N 293-ПП) утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики, на основании которых управлением в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 11 454 204 рублей 50 копеек. Постановление N 293-ПП вступило в силу 01.01.2013.
По заказу общества муниципальным унитарным предприятием "Эксперт" подготовлен отчет об оценке от 30.05.2014 N 01/05/14 рыночной стоимости земельного участка, по состоянию на 01.01.2013 составившей 1 487 535 рублей. Некоммерческим партнерством "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" дано положительное экспертное заключение от 10.09.2014 N 140630-1410 о соответствии отчета об оценке от 30.05.2014 N 01/05/14 законодательству об оценочной деятельности.
Преследуя цель установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Установленным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (в действовавшей в рассматриваемый момент редакции) порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускалось оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в этом случае прилагаются отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Согласно статьям 24.12, 24.13, 24.15, 24.16, 24.17, 24.18 Закона N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель включает в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки органом, являющимся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и учтенных в государственном кадастре недвижимости, определение кадастровой стоимости оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и составление отчета об определении кадастровой стоимости, проведение экспертизы отчета саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, утверждение результатов определения кадастровой стоимости заказчиком соответствующих работ, направление одного экземпляра отчета об определении кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки.
В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона N 135-ФЗ. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Закон N 135-ФЗ прямо не называл ту дату, которую следовало считать датой установления кадастровой стоимости. Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Исходя из сведений, содержащихся в постановлении N 293-ПП, не представляется возможным определить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, дата вступления названного акта в силу (01.01.2013) таковой не является. Установленная Законом N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель не позволяет утвердить результаты кадастровой оценки земель ранее даты, по состоянию на которую такая оценка производилась. Общество не представило сведения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, указанную в поданном в суд заявлении (10.01.2013), отчет об оценке от 30.05.2014 N 01/05/14 составлен по состоянию на иную дату (01.01.2013). У судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали законные основания для установления рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости по состоянию на дату (10.01.2013), на которую не могла быть проведена государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением N 293-ПП, и на которую не составлялся отчет о рыночной стоимости земельного участка.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу N А20-2617/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.