г. Краснодар |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А32-19629/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Комозы Э.Д. (доверенность от 30.12.2014), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ТОРНАДО-ЮГ" (ИНН 2337027451, ОГРН 1032320797300) - Тунгулияди И.М. (доверенность от 23.07.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРНАДО-ЮГ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2015 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-19629/2015, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТОРНАДО-ЮГ" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2015, требования удовлетворены: общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности, а также отсутствием оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. По мнению общества, по каждой поставке товара представлены товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции. Общество полагает, что у него отсутствовали основания для проверки сведений, содержащихся в разделе А справки к товарно-транспортной накладной, поскольку в нем имелись все сведения, печати и подписи. Информация о том, что ЗАО Компания "Старый пивовар" произвело меньший объем алкогольных напитков, чем имеется в фактическом обороте, общество не могло знать в 4 квартале 2014 года, поскольку соответствующая информация размещена на сайте Росалкогольрегулирования только 30.03.2015. Общество не осуществляло оборот алкогольной продукции в объеме, превышающем объем, указанный в разделе А справки к ТТН. Общество указывает на отсутствие у него законом возложенной обязанности по отслеживанию публикаций на сайте Росалкогольрегулирования и Федеральном реестре алкогольной продукции, и также по сравнению комплектов документов, прилагаемых продавцом к разным партиям пивных напитков, а также контролю закономерности действий предыдущих поставщиков.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество по адресу своего места нахождения: 353389, Краснодарский край, г. Крымск, ул. Маршала Жукова, 25, А/1, с октября по декабрь 2014 года осуществляло деятельность по оптовой торговле пивом и пивными напитками.
В декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 7), представленной за 4 квартал 2014 года, обществом отражена закупка пивных напитков по коду вида продукции 520 производства ЗАО Компания "Старый пивовар" у ООО "Инвест-Торг" в объеме 23 599,2 дал.
В декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной за 4 квартал 2014 года обществом "Инвест-Торг", отражена закупка пивных напитков (код вида продукции 520) производства ЗАО Компания "Старый пивовар" у ООО "Мастер" в объеме 455 464,2 дал.
В декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной за 4 квартал 2014 года ООО "Мастер", отражена закупка пивных напитков (код вида продукции 520) производства ЗАО Компания "Старый пивовар" у ЗАО Компания "Старый пивовар" в объеме 1 965,6 дал и у ООО "ПКМ-Снаб" в объеме 451 533 дал.
Однако ООО "ПКМ-Снаб" декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2, 3, 4 кварталы 2014 года в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не представлены, остатки алкогольной продукции на конец 1 квартала 2014 года отсутствуют.
Согласно сведениям, указанным в разделе А справок к товарно-транспортным накладным на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, представленных обществом, производитель ЗАО Компания "Старый пивовар" осуществило поставку алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (пивные напитки) в адрес ООО "ПКМ-Снаб" и ООО "День и Ночь".
Для выяснения всех обстоятельств дела у производителя алкогольной продукции ЗАО Компания "Старый пивовар" управлением истребованы документы, подтверждающие поставку алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (пивные напитки) в период с июня по октябрь 2014 года в адрес ООО "ПКМ-Снаб" и ООО "День и Ночь".
Из представленных ЗАО Компания "Старый пивовар" пояснений следует, что последнее не имеет договорных отношений с указанными организациями.
Проверив соответствующие сведения, содержащиеся на официальном сайте Росалкогольрегулирования в сети Интернет, административный орган установил, что сведения об алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (пивные напитки) производства ЗАО Компания "Старый пивовар" в реестре отсутствуют.
На основании вышеизложенных обстоятельств административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, выразившегося в том, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции, сведения о которой не зафиксированы в Федеральном реестре алкогольной продукции.
По факту выявленного нарушения в отношении общества 15.05.2015 составлен протокол N 07-10/84 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса и на основании части 3 статьи 23.1 Кодекса и части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела переданы в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 2 статьи 14.16 Кодекса оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Подпунктом 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что требование о передаче информации в ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз в Российскую Федерацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Аналогичное правило содержится в пункте 7 Правил функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила N 522).
Согласно пункту 19 Правил N 22 информация, содержащаяся в ЕГАИС, предоставляется организациям, осуществляющим производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), продукции.
Организациям предоставляется информация, представленная ими в ЕГАИС, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Для получения информации организация, используя технические средства, направляет в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Пункт 19 Правил N 522 предусматривает право общества на получение из ЕГАИС информации об алкогольной продукции и в силу прямого запрета, установленного пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, общество обязано не допускать оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
В соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ одним из обязательных документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, является справка к ТТН (разделы А и Б). Согласно форме указанной справки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", в пункте 12 раздела А справки указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в ЕГАИС объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По этому номеру организация оптовой торговли алкогольной продукцией имеет возможность проверить информацию о фиксации в ЕГАИС обязательных сведений в отношении приобретаемой алкогольной продукции.
На официальном сайте Росалкогольрегулирования размещен информационный ресурс "Электронные услуги для организаций", который предназначен для подачи деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, проверки сведений, нанесенных на ФСМ (федеральные специальные марки) и AM (акцизные марки), номеров подтверждения фиксации документов в ЕГАИС, направления в адрес организации корреспонденции в электронном виде. Раздел позволяет не только проверить сведения, нанесенные на ФСМ и AM, но и проверить наличие фиксации документов в ЕГАИС (при этом электронная цифровая подпись не требуется).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 474 утверждено Положение о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее - Положение N 474).
Пункт 1 Положения N 474 устанавливает порядок представления уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее - уведомление) и порядок ведения федерального реестра алкогольной продукции (далее - реестр).
Уведомления представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка организациями - юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", которые осуществляют поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию Российской Федерации (пункт 2 Положения N 474).
Пунктом 4 Положения N 474 установлено, что уведомление представляется организацией (сельскохозяйственным товаропроизводителем) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка по телекоммуникационным каналам связи, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно пункту 6 Положения N 474 уведомление содержит, в частности, сведения о дате первой поставки, наименовании алкогольной продукции, описание характеристик и свойств алкогольной продукции, а также иные сведения об алкогольной продукции.
Информация, содержащаяся в реестре, является доступной для ознакомления без взимания платы на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (пункт 16 Положения N 474).
Суды установили, что общество в спорный период осуществляло оборот алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
При этом суды исходили из отсутствия в Федеральном реестре Росалкогольрегулирования сведений об алкогольной продукции по коду 520 (пивные напитки), размещенных изготовителем; пояснений ЗАО Компании "Старый пивовар" об отсутствии отношений по поставке с ООО "ПМК-Снаб" и ООО "День и Ночь" (поставщиками общества);т непредставления обществом "ПМК-Снаб" в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка деклараций об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 - 4 кварталы 2014 года; отсутствия у него остатков на конец 1 квартала 2014 года; недостоверности справки общества к товарно-транспортной накладной от 25.08.2014 N 0128/14 об отгрузке Компанией "Старый пивовар" пивного напитка в объеме 17 841,60 дал обществу "День и Ночь", которое ликвидировано 23.04.2014.
Обозначенные выше нарушения отражены в протоколе от 15.05.2015 N 07-10/84 и подтверждаются представленными в материалы дела товаро-сопроводительными документами на поставку алкогольной продукции, в том числе справками к товарно-транспортным накладным - разделы А и Б; отчетами, сформированными в ЕГАИС; сведениями о фиксации; декларациями об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общества и декларациями об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции вышеуказанных организаций.
Установив эти обстоятельства и оценив представленные доказательства, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества события вмененного ему правонарушения.
Суды также установили, что на сайте Росалкогольрегулирования имеется вышеназванный Федеральный реестр алкогольной продукции, посредством которого можно при наличии сведений о производителе алкогольной продукции получить информацию, содержащуюся, в том числе, в справке А к ТТН с целью проверки указанной в ней информации на предмет соответствия ее достоверности.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательства, свидетельствующие о том, что им приняты все зависящие меры по соблюдению требований действующего законодательства. Общество должно было проверить информацию о фиксации в ЕГАИС обязательных сведений в отношении приобретаемой алкогольной продукции по коду вида продукции 520 (пивные напитки) производства ЗАО Компания "Старый пивовар".
Ссылаясь на отсутствие вины, общество указывает на то, что на момент закупки спорной продукции в период 4 квартала 2014 года (с октября по декабрь) у него отсутствовала возможность доступа к ресурсам ЕГАИС. Указанный довод обоснованно не принят судами во внимание, поскольку опровергается материалами дела, а также отсутствием доказательств невозможности осуществить проверку с помощью ресурса ЕГАИС или путем направления в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка соответствующего запроса. Суды обоснованно указали, что в данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение вышеназванных норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательства принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства об обороте алкогольной продукции в материалы дела не представлены, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Суды установили, что управление соблюло установленный законом порядок привлечения к административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А32-19629/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.