В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 23 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области за 2022 год (далее - Доклад).
2. Службе документационного, материально-технического обеспечения и информационного взаимодействия Комитета лесного хозяйства Московской области обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Московской области в течение 3 рабочих дней после подписания настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета лесного хозяйства |
О.В. Баженов |
УТВЕРЖДЕН
приказом Комитета
лесного хозяйства
Московской области
от 25.05.2023 N 30П-1122
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области за 2022 год
Настоящий Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области за 2022 год подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), пунктом 23 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)" (далее - Постановление N 1098).
Доклад о правоприменительной практике подготовлен за 2022 год по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере лесного хозяйства на территории Московской области.
I. Общие положения
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Московской области", является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
При реализации указанных функций Комитет в 2022 году руководствовался следующими нормативно-правовыми актами:
1) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
2) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
3) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
4) Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
5) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
6) Федеральный закон от 21.12. 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
7) Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)";
9) Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах";
10) Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 "О Правилах санитарной безопасности в лесах";
11) Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
12) Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
13) Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 911 "Об утверждении Правил заготовки живицы";
14) Приказ Минприроды России от 28.07.2020 N 494 "Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений";
15) Приказ Минприроды России от 28.07.2020 N 497 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений";
16) Приказ Минприроды России от 27.07.2020 N 487 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности";
17) Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности";
18) Приказ Минприроды России от 07.07.2020 N 417 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута";
19) Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов";
20) Приказ Минприроды России от 12.12.2017 N 661 "Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков";
21) Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 534 "Об утверждении Правил ухода за лесами";
22) Приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации";
23) Приказ Минприроды России от 02.07.2020 N 408 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута";
24) Приказ Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов".
Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд подзаконных актов: постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов министерств и ведомств и т.д.
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) Комитетом осуществляется в т.ч. посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год Комитет руководствовался требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В срок до 01.09.2021 (предшествующего году проведения плановых проверок), Комитетом направлен проект ежегодного плана проведения плановых проверок в Прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителе.
Проект плана проведения плановых проверок прошел процедуру согласования с Прокуратурой Московской области. Комитетом утвержден согласованный с Прокуратурой Московской области план проведения плановых проверок и размещен в Едином реестре контрольно-надзорных мероприятий.
Прокуратурой Московской области согласовано 15 плановых проверок.
Комитетом обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Комитета размещена информация:
- о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;
- о совокупности обязательных требований к субъектам проверки, а также о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения таких проверок.
Проверки проводятся на основании приказов Комитета (согласно Закона N 294-ФЗ) и решений председателя Комитета (согласно Закона N 248-ФЗ) в форме документарной и выездной проверки.
Выбор формы проверки (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае и индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.
Должностными лицами в 2022 году проведена 1 плановая проверка, по результатам которой нарушений требований законодательства не выявлено. С учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" исключено из плана на 2022 год 14 проверок. Внеплановые проверки не проводились.
Комитетом в 2022 году не допущено нарушения сроков проведения проверки.
По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался уполномоченному представителю юридического лица под расписку.
Контрольно-надзорное мероприятие проведено с соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2022 году случаев обжалования действий должностных лиц Комитета и ГКУ МО "Мособллес" при проведении проверки не имелось. Действий со стороны проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц по проведению проверки или уклонение от такой проверки лиц должностными лицами Комитета не выявлено.
Проверок, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений требований законодательства в отчетном периоде не отмечено. Информация о показателях работы размещена на официальном сайте Комитета.
2. При осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в соответствии с Законом 248-ФЗ, Постановлением N 1098 могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении лесопользователей, отнесенных к категории значительного риска и в отношении впервые приступающих к осуществлению использования лесов и (или) лесных участков, части лесных участков.
О проведении обязательного профилактического визита лесопользователю направляется уведомление не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Количество проведенных профилактических мероприятий - 12299, в том числе:
- информирование - 5145;
- обобщение правоприменительной практики -1;
- объявление предостережения - 778;
- консультирование - 6060;
- профилактический визит - 315.
Согласно Постановлению N 1098 при проведении плановых проверок применяется риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход подразумевает под собой отнесение объектов контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям: значительный риск; умеренный риск; низкий риск.
Плановые проверки в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 2 года один из видов мероприятий из числа мероприятий;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 3 года один из видов мероприятий из числа мероприятий;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Сведения о ключевых показателях федерального государственного лесного контроля (надзора)
На 2022 год установлены целевые показатели:
1. Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных - достигнут и составил 100% от запланированного (100%);
2. Опубликование на официальном сайте нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования - достигнут и составил 100% от запланированного (100%);
3. Доля выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований - достигнут и составил 100% от запланированного (100%);
4. Доля охвата субъектов государственного контроля (надзора) (включенных в ежегодный план проверок) профилактическими мероприятиями - достигнут и составил 100% от запланированного (20%);
5. Повышение степени исполнительности контролируемых лиц государственного контроля (надзора) / устранение причин и условий выявленных нарушений обязательных требований - достигнут и составил 100% от запланированного (100%).
Оценка эффективности реализации программы профилактики контрольного (надзорного) органа на 2022 г. составила 100%.
IV. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора)
Контрольным (надзорным) органом выполнены все мероприятия, предусмотренные программой профилактики на 2022 г., что способствовало повышению информативности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях и снижению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В результате проведенных профилактических мероприятий объем ущерба, по сравнению с 2021 г. в 2022 г. сократился на 10%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 мая 2023 г. N 30П-1122 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Комитета лесного хозяйства Московской области за 2022 год"
Опубликование:
сайт Комитета лесного хозяйства Московской области (klh.mosreg.ru) 25 мая 2023 г.