Требование: о предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
17 августа 2016 г. |
Дело N А32-42703/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Приазовец" (ИНН 2349024448, ОГРН 1042327420244) - Шичкина А.И. (руководитель), от третьего лица - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Кухты М.И. (доверенность от 20.11.2015), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района (ИНН 2349026082, ОГРН 1052327433311), третьих лиц: администрации муниципального образования Славянский район (ИНН 2349017419, ОГРН 1022304655174), управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район (ИНН 2349002300, ОГРН 1022304653260), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приазовец" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-42703/2015, установил следующее.
ООО "Приазовец" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Анастасиевского сельского поселения Славянского района (далее - администрация) от 09.09.2015 N 32 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:27:110800:10140.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Славянский район, управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район (далее - управление) и ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016, в удовлетворении требований общества отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности заявителем прав на испрашиваемый земельный участок, который образован за счет земель, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования Нефтепромысловому управлению "Приазовнефть" (далее - НГДУ "Приазовнефть"). ООО "Приазовец" правопреемником НГДУ "Приазовнефть" не является.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ООО "Приазовец", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 21.01.2016 и постановление от 18.04.2016, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы полагает ошибочным вывод судов об отсутствии у ООО "Приазовец" права постоянного (бессрочного) пользования в отношении испрашиваемого земельного участка. Суды не исследовали обстоятельства создания подсобного хозяйства (приказ НГДУ "Приазовнефть" от 03.12.1989 N 42). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и представленными в дело доказательствами общество подтвердило право на земельный участок, указанный в акте на право пользования землей от 24.12.1963 и закрепленный приказом НГДУ "Приазовнефть" от 03.02.1989 N 42 за подсобным хозяйством - АПП "Приазовец" (правопредшественник общества). Вывод судебных инстанций о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения сделан на основании постановления администрации муниципального образования Славянский район от 27.05.2013 N 1236, изданного на основании государственного акта N 664, который является недействительным, поскольку отменен постановлением главы г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края от 29.09.2003 N 2027.
В отзыве ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства для подготовки возражений на поступивший в суд отзыв администрации. В удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку к отзыву администрации не приобщены документы, подтверждающие своевременное направление его копий иным участвующим в деле лицам (часть 7 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Данный документ не учитывается арбитражным судом округа при рассмотрении кассационной жалобы общества.
Одновременно с кассационной жалобой общество заявило ходатайство об истребовании доказательств (материалов прокурорской проверки по обращению ООО "Приазовец" от 15.01.2016 N 01-05/07). Изучив данное ходатайство, арбитражный суд округа не находит оснований для его удовлетворения, поскольку на основании статьи 286 Кодекса кассационный суд не обладает полномочиями истребовать и исследовать новые доказательства.
В заседании представители общества и ПАО "НК "Роснефть"" поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество, ссылаясь на наличие права постоянного (бессрочного) пользования обратилось в администрацию с заявлением от 11.08.2015 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:27:1108000:10140 в кадастровом квартале 23:27:1108000 (т. 1, л. д. 7, 8).
Администрация в письме от 09.09.2015 N 32 отказала обществу в удовлетворении заявления, поскольку участок предоставлялся нефтепромысловому управлению "Приазовнефть"; в соответствии с уставом общество является правопреемником агропромышленного предприятия "Приазовец" (т. 1, л. д. 6).
Общество, полагая, что отказ администрации не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 этой статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу названной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 данного Кодекса.
Как видно из материалов дела, общество ссылалось на принадлежность ему на праве постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемого земельного участка в соответствии с актом на право пользования землей, выданным Нефтепромысловому управлению "Приазовнефть" объединения "Краснодарнефтегаз" (т. 1, л. д. 11 - 15), а также приказом начальника НГДУ "Приазовнефть" от 03.02.1989 N 42, согласно которому с 01 февраля 1989 года предписано создать в НГДУ "Приазовнефть" подсобное хозяйство на базе производственного участка СМУ-4 "Краснодарнефтестроя" в х. Ханькове и закрепить земли, находящиеся в горном отводе НГДУ "Приазовнефть" (т. 1, л. д. 25).
Трудовым коллективом подсобного хозяйства (протокол от 03.07.1992 N 1) принято решение создать агропромышленное предприятие "Приазовец", которое является полным правопреемником подсобного хозяйства при НГДУ "Приазовнефть" (т. 1, л. д. 26 - 29).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.1993 по делу N 73-а установлено, что приватизация АПП "Приазовец" должна производиться в соответствии с пунктом 24 Положения "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, разработанного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (т. 1, л. д. 30).
Согласно пункту 24 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, учреждений и организаций, имеющие статус юридического лица, по решению трудового коллектива реорганизуются на условиях, предусмотренных данным Положением, с сохранением взаимных обязательств по поставкам сельскохозяйственной продукции, организации материально - технического снабжения, капитального строительства и ремонта. При этом согласие трудового коллектива предприятия (учреждения, организации), в состав которого входит подсобное хозяйство, не требуется.
При реорганизации осуществляется выделение имущественных долей трудовых коллективов подсобного хозяйства и промышленного предприятия (учреждения, организации) пропорционально их вкладам в имущество подсобного хозяйства.
Подсобное сельское хозяйство, не имеющее статуса юридического лица, может приватизироваться как составная часть промышленного предприятия в соответствии с законодательством о приватизации. При этом закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельскохозяйственные угодья передаются создаваемому хозяйству в постоянное пользование или аренду без изменения целевого назначения использования земли. С согласия трудового коллектива предприятия указанное подсобное хозяйство может выделиться из состава предприятия как самостоятельное юридическое лицо и реорганизоваться в соответствии с данным Положением.
Из представленных в материалы дела доказательств (в том числе из устава от 19.02.2004; т. 1, л. д. 33 - 35) не следует, что заявитель представил в уполномоченный орган документы, устанавливающие права на участок (протоколы собраний трудового коллектива, решения уполномоченных органов о закреплении участка) и позволяющие определить, что при реорганизации подсобного хозяйства к нему перешли права на испрашиваемый земельный участок в порядке, предусмотренном Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.
Поскольку государственный акт выдан Нефтепромысловому управлению "Приазовнефть" объединения "Краснодарнефтегаз" (т. 1, л. д. 11 - 15), а приказ начальника НГДУ "Приазовнефть" от 03.02.1989 N 42 не содержал указания на площадь закрепленного за подсобным хозяйством земельного участка, администрация правомерно отказала в удовлетворении заявления общества. Доказательства, подтверждающие предоставление в уполномоченный орган документов о нахождении на спорном участке принадлежащих заявителю объектов недвижимости, в материалах дела отсутствуют (статья 65 Кодекса).
Судебные инстанции правильно отклонили ссылку заявителя на судебные акты, принятые по делам N А32-51612/2009 и А32-11076/2013, так как в рамках названных дел исследовались обстоятельства приобретения заявителем прав на участок площадью 395 га (кадастровый номер 23:27:1108000:10; т. 1, л. д. 149 - 196, 224).
Кроме того, земельный участок площадью 593,1925 га (кадастровый номер 23:27:1108000:10140) предоставлен в аренду ПАО "НК "Роснефть"" на основании договора от 27.05.2013 (т. 1, л. д. 38 - 41, 70 - 77), что в силу статьи 39.16 и подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 исключало возможность принятия решения о предоставлении данного участка заявителю до момента разрешения в судебном порядке спора о законности оснований владения участком иным лицом.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов. Пределы компетенции кассационного суда определены статьями 286 и 287 Кодекса, в силу которых суд округа не обладает процессуальными полномочиями по переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суды первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применили нормы материального и процессуального права, поэтому основания для отмены решения от 21.01.2016 и постановления от 18.04.2016 по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при подаче кассационной жалобы, относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 по делу N А32-42703/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В удовлетворении ходатайств ООО "Приазовец" об истребовании доказательств и отложении судебного разбирательства отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.