г. Краснодар |
|
03 февраля 2017 г. |
Дело N А15-990/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Иниша" (ИНН 0520002477, ОГРН 1030501231012) - Шейхова А.А. (доверенность от 30.01.2017), от ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива "Львовск-15" (ИНН 0520003657, ОГРН 1040501231011) - Гусенова М.Ш. (доверенность от 23.08.2015), от третьего лица - администрации муниципального образования Лакский район (ИНН 0520003826, ОГРН 1110521000810) - Шихкаибова М.А. (доверенность от 27.01.2017), в отсутствие ответчиков: Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Дагестан, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Львовск-15" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.07.2016 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А15-990/2015, установил следующее.
СПК "Иниша" (далее - кооператив-1) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к СПК "Львовск-15" (далее - кооператив-2), министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (в настоящий момент - Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан; далее - комитет) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата), в котором просил:
- признать незаконными действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:16 и 05:01:000156:18;
- признать отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельные участки с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:16 и 05:01:000156:18;
- признать отсутствующим обременения в пользу СПК "Львовск-15" в виде аренды земельного участка с кадастровым номером 05:01:000156:18 по договору от 15.03.2011 N 18, запись о регистрации 05-01-104/2004/2012-956, а также аренды земельного участка с кадастровым номером 05:01:000156:16 по договору от 15.03.2011 N 16, запись о регистрации 05-01-104/2004/2012-957.
Кооператив-2 предъявил к кооперативу-1, комитету и кадастровой палате встречное исковое заявление о признании отсутствующим обременения в пользу СПК "Иниша" в виде аренды земельного участка с кадастровым номером 05:01:000156:0009 по договору от 05.10.2007 N 178, запись о регистрации N 05-05-24/005/2008-567.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра) и администрация муниципального образования Лакский район (далее - администрация; т. 3, л. д. 20 - 24).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.07.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016, первоначальные исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:16 и 05:01:000156:18. Признано отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельные участки с кадастровыми номерами 05:01:000156:15 (запись о регистрации права от 02.08.2012 N 05-05-01/090/2012-096), 05:01:000156:16 (запись о регистрации права от 02.08.2012 N 05-05-01/090/2012-099) и 05:01:000156:18 (запись о регистрации права от 02.08.2012 N 05-05-01/090/2012-100). Признано отсутствующим обременение в пользу СПК "Львовск-15" в виде аренды земельного участка площадью 69,2709 га с кадастровым номером 05:01:000156:18 по договору от 15.03.2011 N 18 (запись о регистрации права N 05-0-1-104/2004/2012-956) и аренды земельного участка площадью 1186,0764 га с кадастровым номером 05:01:000156:16 по договору от 15.03.2011 N 16 (запись о регистрации права N 05-0-1-104/2004/2012-957).
В удовлетворении встречного иска отказано. Суды пришли к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 05:01:000156:18 и 05:01:000156:16 предоставлены кооперативу-2 с нарушением порядка, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Данное обстоятельство, а также отсутствие доказательств владения спорным участком, исключают возможность удовлетворения встречного иска. Названные земельные участки и земельный участок с кадастровым номером 05:01:000156:15 налагаются на земельный участок кооператива-1 (кадастровый номер 05:01:000156:9), который предоставлен истцу в установленном действующим законодательством порядке. Судебные инстанции, указывая на нарушения порядка формирования, постановки на государственный кадастровый учет, а также порядка предоставления спорных земельных участков, удовлетворили требования кооператива-1 к комитету, кадастровой палате и кооперативу-2.
В кассационной жалобе кооператив-2, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 05.07.2016 и постановление от 18.10.2016. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции нарушено правило о тайне совещания судей. Поступившие в суд первой инстанции заявления кооператива-2 о фальсификации доказательств надлежащим образом не рассмотрены. Судебные инстанции не приняли во внимание, что СПК "Иниша" не является правопреемником совхоза "Родина". Суды не учли расхождения в сведениях о площади земельного участка кооператива-1, не проверили обстоятельства его формирования и предоставления истцу. Подробно доводы кооператива-2 приведены в кассационной жалобе.
В отзыве кооператив-1 указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель администрации просил отложить судебное разбирательство, ссылаясь на неполучение копии кассационной жалобы.
Арбитражный суд округа, полагает, что предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) основания для отложения судебного разбирательства отсутствуют. К материалам дела приобщен документ, подтверждающий направление копии кассационной жалобы в адрес администрации (почтовый идентификатор 36702999002960). Согласно информации, содержащейся на сайте Почты России, данное почтовое отправление получено адресатом 09.12.2016. О дате и времени судебного заседания в суде кассационной инстанции администрация извещена надлежащим образом.
В заседании представитель кооператива-2 на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Представители кооператива-1 и администрации полагали, что основания для отмены решения и постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты в части удовлетворения искового заявления кооператива-1 надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:16, 05:01:000156:18 принадлежат на праве собственности Республике Дагестан (т. 1, л. д. 49, 50, 54 - 57; т. 2, л. д. 2, 3, 97, 115).
Сведения о земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 845,8569 га (кадастровый номер 05:01:000156:15) внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2009 (т. 2, л. д. 6, 7).
Согласно представленной в дело выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.02.2015 ограничения (обременения) права в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:01:000156:15 не зарегистрированы (т. 1, л. д. 54, 55).
Сведения о земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 1186,0764 га (кадастровый номер 05:01:000156:16) внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2009 (т. 8, л. д. 7, 8).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан (арендодатель) и кооператив-2 (арендатор) 15.03.2011 заключили договор N 16 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства) площадью 1186,0764 га (кадастровый номер 05:01:000156:16), находящийся в Бабаюртовском районе Республики Дагестан. Данная сделка прошла процедуру государственной регистрации 02.11.2012 (т. 8, л. д. 1 - 6).
Сведения о земельном участке площадью 69,2709 га (кадастровый номер 05:01:000156:18), предназначенном для сельскохозяйственного производства, внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2009 (т. 9, л. д. 134, 135).
На основании заключенного с министерством договора аренды от 15.03.2011 N 18 данный земельный участок передан во временное владение и пользование кооператива-2. Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации 02.11.2012 (т. 8, л. д. 21 - 28).
В соответствии с распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан от 05.10.2007 N 560-р СПК "Иниша" Лакского района переоформлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства) площадью 926,9023 га с кадастровым номером 05:01:000156:0009 в пределах Бабаюртовского района, ранее находившийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у совхоза "Родина" Лакского района, на право аренды сроком на 49 лет для ведения отгонного животноводства (т. 1, л. д. 21).
В качестве основания для владения кооперативом-1 земельным участком площадью 926,9023 га (кадастровый номер 05:01:000156:0009) в материалы дела представлен договор аренды от 05.10.2007 N 178. Государственная регистрация данной сделки осуществлена 29.05.2008 (т. 1, л. д. 22 - 27).
Данный земельный участок сельскохозяйственного назначения представляет собой единое землепользование, состоящее из двух учетных частей (т. 1, л. д. 28 - 32). Согласно кадастровой выписке от 20.02.2015 о земельном участке с кадастровым номером 05:01:000156:9 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1, л. д. 58, 59).
Кооператив-1, полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:16, 05:01:000156:18 налагаются на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером 05:01:000156:9, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства (в том числе распоряжение министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан от 25.02.2011 N 73-р) по правилам статьи 71 Кодекса, установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 05:01:000156:16, 05:01:000156:18 предоставлены кооперативу-2 с нарушением действующей в рассматриваемый период публичной процедуры. Данное обстоятельство исключало возможность удовлетворения встречного искового заявления кооператива-2 (статьи 11 и 168 Гражданского кодекса).
Доводы кассационной жалобы о допущенных судами нарушениях норм процессуального права противоречат содержанию процессуальных документов, фиксирующих этапы рассмотрения данного дела, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
В то же время при рассмотрении исковых требований кооператива-1 судебные инстанции не учли следующее.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В данном случае кооператив-1, заявляя требование о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:16, 05:01:000156:18, признании отсутствующими зарегистрированных в отношении данных участков обременений, а также о признании действий органа кадастрового учета по постановке участков на государственный кадастровый учет, должен доказать наличие у него материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного им способа судебной защиты.
При производстве по делу в суде первой инстанции кооператив-2 ссылался на отсутствие у кооператива-1 оснований для приобретения земель совхоза "Родина" (т. 2, л. д. 86 - 88), поэтому в соответствии с частью 4 статьи 170 Кодекса названные возражения ответчика входили в предмет судебной оценки при разрешении спора по существу.
В силу абзаца четвертого пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожной сделке, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этой сделки недействительной.
Наличие права на предъявление иска кооператив-1 основывает на договоре аренды от 05.10.2007 N 178 земельного участка площадью 926,9023 га с кадастровым номером 05:01:000156:0009 в пределах Бабаюртовского района, ранее находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у совхоза "Родина" Лакского района. Согласно представленным в материалы дела доказательствам данный земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен СПК "Иниша" распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан от 05.10.2007 N 560-р (т. 1, л. д. 21 - 27).
Судебные инстанции исходили из того, что СПК "Иниша" является правопреемником совхоза "Родина", от которого к истцу перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель отгонного животноводства площадью 926,9023 га.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу статьи 58 Гражданского кодекса в зависимости от формы реорганизации правопреемство определяется в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.
В соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт или разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Согласно уставу СПК "Иниша", утвержденному общим собранием членов кооператива 01.08.1999, он создан при совхозе "Родина" Лакского района и является его правопреемником. Особенности земельных отношений в кооперативе урегулированы в пунктах 5.1 и 5.2 устава. Тождественные положения содержатся в уставе кооператива-1, зарегистрированном 06.06.2003 (т. 9, л. д. 2 - 40). Документы, предусмотренные статьями 58 и 59 Гражданского кодекса, позволяющие определить правопреемство в отношении земельных участков совхоза, в материалы дела не представлены. Более того, в представленной истцом копии материалов землеустроительного дела содержится выписка из приказа совхоза "Родина" от 20.05.2005 о согласии на изъятие из землепользования совхоза 900 га для последующего закрепления за СПК "Иниша" (т. 1, л. д. 90). Документы, подтверждающие правомерность такого изъятия, а также возможность предоставления изъятого участка указанной площади кооперативу-1 без соблюдения публичной процедуры, судебные инстанции не исследовали.
Протокол схода жителей сел Лакского района от 17 и 18 апреля 1999 года не содержит положений о правопреемстве кооператива-1 в отношении землепользования совхоза "Родина" (т. 9, л. д. 41 - 46). В акте приема-сдачи основных средств от 18.11.1999 указано на передачу кооперативу-1 зданий и сооружений, а также инженерных рисовых чеков площадью 150 га (т. 9, л. д. 47 - 49).
Приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Юридическим лицам вменено в обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию (пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пункты 2, 9 статьи 3, пункт 12 статьи 13 Закона N 137-ФЗ).
Положениями Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" устанавливалась возможность передачи земельных участков коллективам колхозов и акционерным обществам, созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную (совместную или долевую) собственность. Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" на органы местной администрации возложена обязанность по принятию решений по перераспределению земель, на колхозы и совхозы - по проведению в 1992 году реорганизации, приведению своего статуса в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрации в соответствующих органах, а на районные органы исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам - по установлению среднерайонных норм бесплатной передачи земли, с учетом ее качества, в собственность граждан. Участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, подлежали включению в фонды перераспределения земель. Коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, должны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предполагалось разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель с выделением земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, получали право на покупку земли и имущества бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 N 138 "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования предполагалась перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств допускалось образование товариществ, акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществлялась их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной земельным законодательством. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности. Владелец имущественного пая и земельной доли мог внести их в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Свою заинтересованность в оспаривании прав ответчиков кооператив-1 обосновал предполагаемым наличием у него перешедшего от совхоза "Родина" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 926,9023 га. Вместе с тем, суды не исследовали документы, оформляющие права на землю совхоза "Родина", а также не установили того, что после реорганизации совхоза уполномоченным органом издавался акт, закреплявший за кооперативом-1 на праве постоянного (бессрочного) пользования земли, оставшиеся после перераспределения принадлежавших совхозу земель. Исследование названных доказательств необходимо не только для вывода о наличии оснований для удовлетворения искового заявления кооператива-1, но и для оценки обоснованности заключения судебного эксперта, в котором говорится о том, что в случае принятия за основу плана земельных участков Львовский N 14, 15 совхоза "Родина" (т. 1, л. д. 93) земельный участок с кадастровым номером 05:01:000156:16 не будет налагаться на земельный участок кооператива-1(т. 3, л. д. 50 - 56).
В соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 - 13 данного Закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.
Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.
Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (далее - республиканский закон N 18) под землями отгонного животноводства понимает земли, расположенные в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, используемые для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства, а также земли, занятые государственными трассами скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота. В зависимости от характера систематического использования земли отгонного животноводства подразделяются на пашню, пастбища, сенокосы и другие угодья в соответствии с установленной классификацией (статьи 1 и 2).
Статья 3 республиканского закона N 18 наделяет земли отгонного животноводства особым статусом и относит их к собственности Республики Дагестан.
В качестве второго основания, свидетельствующего о наличии у кооператива-1 охраняемого интереса в оспаривании прав на спорные участки, суды сослались на принадлежность истцу находящихся на участках объектов недвижимости (т. 10, л. д. 75 - 77). В то же время в акте осмотра земельного участка указано, что на земельном участке с кадастровым номером 05:01:000156:18 отсутствуют объекты недвижимости. На земельном участке с кадастровым номером 05:01:000156:16 находятся дома, переданные по акту СПК "Иниша" и коровники частных лиц. Крупные комплексы, соответствующие площади арендуемого земельного участка, отсутствуют. Выявлен также коровник площадью 647 кв. м, принадлежащий СПК "Иниша" (т. 10, л. д. 122 - 163).
В обжалуемых судебных актах отсутствует основанное на оценке относимых доказательств указание о том, что для эксплуатации принадлежащих кооперативу-1 объектов недвижимости необходима совокупная площадь земельных участков с кадастровыми номерами 05:01:000156:15, 05:01:000156:18, а также участка 05:01:000156:16 (в площади наложения).
Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Установив частичное наложение на участок истца (площадь наложения 31,6 га) земельного участка с кадастровым номером 05:01:000156:16, суды не привели основания, в силу которых необходимо признать отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации в отношении всего земельного участка отгонного животноводства площадью 1186,07 га.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Поскольку содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы в части удовлетворения искового заявления кооператива-1 сделаны при неполном выяснении фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а арбитражный суд округа в силу своих полномочий лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства, решение и постановление в названной части надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать оценку доводам кооператива-2 об отсутствии у кооператива-1 подлежащего судебной защите интереса в оспаривании прав на спорные земельные участки, правильно квалифицировать требования кооператива-1, установить имеющие значение для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, после чего разрешить исковое заявление кооператива-1 с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы кооператива-2 по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд округа распределить по результатам нового рассмотрения дела (часть 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А15-990/2015 в части отказа в удовлетворении встречного иска СПК "Львовск-15" оставить без изменения.
В остальной части решение от 05.07.2016 и постановление от 18.10.2016 отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
В удовлетворении ходатайства представителя администрации муниципального образования Лакский район об отложении судебного разбирательства отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 - 13 данного Закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.
Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.
...
Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф08-10555/16 по делу N А15-990/2015
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3287/15
05.07.2017 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-990/15
03.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10555/16
18.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3287/15
05.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-990/15
18.02.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3287/15
15.12.2015 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-990/15
30.10.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3287/15