г. Краснодар |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А32-37080/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца (ответчика по встречному иску) - общества с ограниченной ответственностью "Акватория" (ИНН 2331012480 ОГРН 1022303858720) - Калитченко А.Н. (доверенность от 20.12.2016), в отсутствие ответчика (истца по встречному иску) - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553; ОГРН 1022301228399), третьего лица - администрации муниципального образования Ейский район (ИНН 2331006416, ОГРН 1022303860842), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акватория" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2016 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А32-37080/2011, установил следующее.
ООО "Акватория" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании права собственности на объекты недвижимости: нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д3) площадью 385,6 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д4) площадью 172,3 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д5) площадью 170,4 кв. м; здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д6) площадью 299,8 кв. м, расположенные на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, коса Долгая, кадастровый N 23/08/0101001/0030.
Исковые требования, нормативно обоснованные положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), мотивированы тем, что объекты построены на принадлежащем обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, коса Долгая, кадастровый N 23/08/0101001/0030. На спорные объекты имеются разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию. Вместе с тем Ейским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обществу отказано в государственной регистрации права собственности на указанные объекты.
Департамент обратился со встречным исковым заявлением о возложении на общество обязанности осуществить снос самовольно возведенных объектов недвижимости: нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д3), площадью 385,6 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д4) площадью 172,3 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д5) площадью 170,4 кв. м; здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д6) площадью 299,8 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, коса Долгая.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ейский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012, за обществом признано право собственности на объекты недвижимости: нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д3) площадью 385,6 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д4) площадью 172,3 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д5) площадью 170,4 кв. м; здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д6) площадью 299,8 кв. м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N 23:08:0101001:0030 по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, коса Долгая. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.12.2012 решение от 20.06.2012 и постановление от 24.09.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2016, в первоначальном иске общества отказано, встречный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, суды не учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-563/2011, согласно которому за обществом признано право постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:08:01 001:0030. Общество приобрело объекты недвижимости у лица, являвшегося обладателем права на земельный участок площадью 7,63 га. В материалы дела представлены все необходимые документы, подтверждающие безопасность объектов. Земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости не находится в охранной зоне памятника природы. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в назначении по делу судебной экспертизы.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения на основании следующего.
Из материалов дела видно и судами установлено, истцом на земельном участке площадью 76 295 кв. м (уточненная площадь 76 437 кв. м) с кадастровым номером 23/08/01 01 001/0030, расположенном в Ейском районе, Должанском сельском округе, на косе Долгой, созданы объекты недвижимости: нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д3) площадью 385,6 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д4) площадью 172,3 кв. м; нежилое здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д5) площадью 170,4 кв. м; здание "Летний дом для отдыхающих" (литера Д6) площадью 299,8 кв. м.
Ейским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обществу отказано в государственной регистрации права собственности на указанные объекты по причине того, что земельный участок, на котором созданы объекты, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23/08/0101001/0026, который принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, однако сдан в аренду истцу муниципальным образованием Ейский район, в результате чего спорные объекты обладают признаками самовольной постройки.
Указанное обстоятельство послужило причиной обращения общества в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске обществу и удовлетворяя встречные исковые требования департамента, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Кодекса самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу пункта 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункту 3 статьи 552 Кодекса при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
В пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В соответствии с положениями Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7); земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7).
Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 95).
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" режим особой охраны территорий памятников природы определяется органом государственной власти Российской Федерации или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится соответствующий памятник природы.
В силу пункта 1 статьи 27 названного закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:08:0101001:0030, расположенный по адресу: Ейский район, ст. Должанская, Должанский сельский округ, коса Долгая, входит в границы земельного участка площадью 8790000 кв. м с кадастровым номером 23:08:0101001:0026, на который зарегистрировано право собственности Краснодарского края, что подтверждается свидетельством от 26.01.2005 серии 23-АА N 022232. Договор аренды земельного участка, заключенный обществом на основании постановления главы муниципального образования Ейский район Краснодарского края от 28.02.2005 N 132, которым обществу предоставлен земельный участок площадью 76 295 кв. м из земель особо охраняемых территорий, расположенный в Ейском районе, Должанском сельском округе, на косе Долгой, под существующими зданиями и сооружениями спортивно-оздоровительной базы в долгосрочную аренду сроком на 49 лет в целях эксплуатации спортивно-оздоровительной базы, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 по делу N А32-563/2011 признан ничтожным, поскольку администрация Ейского района распорядилась земельным участком, находящемся в собственности Краснодарского края. Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 является Департамент имущественных отношений Краснодарского края. Спорные объекты возведены на земельном участке площадью 76 295 кв. м с кадастровым номером 23:08:0101001:0030. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2011 N 20/016/2011-049 и кадастровому плану назначением земельного участка является: эксплуатация существующих зданий и сооружений в качестве спортивно-оздоровительной базы. Спорные объекты возведены в отсутствие разрешения собственника земельного участка. Разрешение на строительство выдано в противоречие с целями использования земельного участка, поскольку согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок 23:08:0101001:0030 относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, сформирован с разрешенным видом использования "для эксплуатации существующих зданий и сооружений в качестве спортивно-оздоровительной базы", сведения об отведении его для целей строительства отсутствуют, в графе сведения о правах данные также отсутствуют. Указанные обстоятельства позволили суда прийти к обоснованным выводам о том, что спорные объекты созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, в нарушение условий разрешенного использования предоставляемого в аренду земельного участка, данные объекты обладают признаками самовольных построек. Основания для признания права собственности на спорные объекты за обществом отсутствуют, объекты подлежат сносу.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А32-37080/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1 статьи 7); земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7).
Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
...
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" режим особой охраны территорий памятников природы определяется органом государственной власти Российской Федерации или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится соответствующий памятник природы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2017 г. N Ф08-471/17 по делу N А32-37080/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12065/2023
24.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1191/2022
07.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10089/2021
20.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11646/2021
05.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5004/19
24.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18121/18
16.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-471/17
09.11.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15387/16
01.08.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37080/11
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7505/12
24.09.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9180/12
20.06.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37080/11