Требование: о признании отсутствующим права собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А32-40734/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560) - Куцепаловой Е.В.
(доверенность от 05.04.2016), в отсутствие представителей ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2016 (судья Корейво Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (судьи Мисник Н..Н., Глазунова И.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-40734/2015, установил следующее.
Администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация района) подала в Арбитражный суд Краснодарского края иск к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 19 727 кв. м с кадастровым номером 23:30:0301001:0014, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее пос. Пересыпь, на побережье Азовского моря (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014), об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) соответствующей записи от 27.12.2004 с номером регистрации 23-01/00-317/2004-298, о снятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 с государственного кадастрового учета. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016, в иске отказано по следующим мотивам. Администрацией избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок площадью 19 727 кв. м с кадастровым номером 23:30:0301001:9, расположенный по адресу: Темрюкский район, пос. Пересыпь, ул. Калабатка, 124 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:9) не производилась, а право собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 зарегистрировано. Местоположение, границы и конфигурация земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0301001:9, 23:30:0301001:0014 совпадают. На момент обращения администрации с иском в арбитражный суд и принятия обжалуемых судебных актов утратила силу норма закона, которой администрация района была уполномочена на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. С момента утверждения правил землепользования и застройки Ахтанизовского сельского поселения названные полномочия перешли к администрации этого поселения. Суд апелляционной инстанции также прекратил производство по апелляционной жалобе Моисеевой Е.Г., Кашкарова В.А., Карнаухова В.А., Фетисова А.А., Сиряченко П.А., Виршке Э.Р., Чечковой О.В., Дронь А.А., поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Администрация района обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Материалами дела подтверждена идентичность земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0301001:9, 23:30:0301001:0014.
До государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:9 администрацией района предоставлен в аренду ряду лиц.
К арендаторам как к покупателям расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0301001:9 объектов недвижимости в 2000 году перешло право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком. Администрация района обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 не составлялся акт о его передаче из федеральной или муниципальной собственности в региональную собственность. В орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не представлялись правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 или доказательства разграничения государственной собственности на него.
Законные основания для возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 отсутствовали.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 осуществлен 16.03.1999 (кадастровый паспорт от 21.04.2014 N 2343/12/14-336473). Государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 произведена 27.12.2004.
Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:9 осуществлен 26.09.2003 (кадастровый паспорт от 27.06.2014 N 2343/12/14-551112). Постановлением главы Темрюкского района Краснодарского края от 10.06.2004 N 2159 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:9 предоставлен ряду лиц в аренду на 49 лет для эксплуатации базы отдыха. Администрация района (арендодатель) и названные лица (арендаторы) заключили договор от 20.07.2004 N 3000002356 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:9. Запись о договоре аренды внесена в Единый государственный реестр прав 10.09.2004.
В кадастровых паспортах от 21.04.2014 N 2343/12/14-336473, от 27.06.2014 N 2343/12/14-551112 указано на пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:9 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:0014. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:9 отнесен к категории земель населенных пунктов, а земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 - к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Местоположение, площадь, конфигурация границ и разрешенное использование земельных участков совпадают.
Предложение администрации района о снятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:0014 с государственного кадастрового учета и о принятии прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:9 департамент отклонил, сославшись на различие категорий земельных участков.
Решением от 07.09.2015 N 2343/5/15-232251 кадастровая палата приняла решение от 07.09.2015 N 2343/5/15-232251 об отказе администрации района в снятии земельного участка с кадастровым номером 23:30:0301001:9 с государственного кадастрового учета ввиду наличия у него статуса ранее учтенного и отсутствия сведений о его преобразовании.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения администрации района в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса правом на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов наделено заинтересованное лицо (часть 1 статьи 4). Принцип состязательности проявляется в том, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений (статья 65). Неисполнение названной обязанности влечет риск наступления для неисполнившей стороны неблагоприятных последствий (статьи 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в действующей в спорный период редакции, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в действовавшей до 01.03.2015 редакции полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.03.2015) в Закон N 137-ФЗ введена статья 3.3, абзацем 3 пункта 2 которой полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, в котором утверждены правила землепользования и застройки, наделены органы местного самоуправления поселения.
Правила землепользования и застройки Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района, в том числе поселка Пересыпь утверждены решением XXIII сессии Совета Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 20.04.2011 N 111, поэтому полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:30:0301001:9, государственная собственность на который не разграничена, перешли к органу местного самоуправления Ахтанизовского сельского поселения с 01.03.2015. Действующая в интересах муниципального образования Темрюкский район администрация района не обосновала наличие у нее каких-либо прав и законных интересов, нарушенных государственной регистрацией права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0301001:0014.
В отсутствие таких доказательств в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А32-40734/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в действовавшей до 01.03.2015 редакции полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.03.2015) в Закон N 137-ФЗ введена статья 3.3, абзацем 3 пункта 2 которой полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, в котором утверждены правила землепользования и застройки, наделены органы местного самоуправления поселения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф08-10658/16 по делу N А32-40734/2015