г. Краснодар |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А53-14704/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., без участия в судебном заседании кредитора - Александрова Михаила Анатольевича, временного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "СтройСпектр" (ИНН 6166044211, ОГРН 1026104026013) - Капитанец В.Н., иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Александрова М.А. на определение Арбитражного суда Ростовской области от 24.03.2017 (судья Харитонов А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 (судьи Стрекачёв А.Н., Емельянов Д.В., Николаев Д.В.) по делу N А53-14704/2015, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "СтройСпектр" (далее - должник) Александров М.А. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования о передаче жилого помещения.
Определением от 24.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отсутствуют нормы, регулирующие порядок удовлетворения требований кредитора - участника строительства, основанных на договоре долевого участия в строительстве, заключенного после возбуждения дела о банкротстве.
В кассационной жалобе Александров М.А. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Податель жалобы указывает, что обязательства, возникшие в ходе заключения договора от 10.09.2015 об участии в долевом строительстве, возникли на основании имевшегося ранее договора от 13.11.2013, заключенного с должником. В момент заключения договора долевого участия в строительстве Александрову М.А. не были доведены сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства. Кроме того, Александров М.А. указывает на то, что граждане, заключившие аналогичные договоры с должником, уже включены в реестр требований кредиторов должника. Право подателя жалобы на долевое участие в указанном домовладении зарегистрировано в соответствии с законодательством.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2015 при рассмотрении дела о банкротстве должника применены правила параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, к участию в деле привлечена Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области. Определением арбитражного суда от 24.08.2015 в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Капитанец Виталий Николаевич.
Отказывая Александрову М.А. в удовлетворении заявления о включении требования в реестр о передаче жилых помещений, суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201.6 Закона о банкротстве требования о передаче жилых помещений предъявляются и рассматриваются в порядке, установленном статьями 71 и 100 данного Закона. Из изложенных норм следует, что требования о включении в реестр по передаче жилых помещений не могут быть текущими.
По смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Вопрос отнесения требования к реестровому или текущему в зависимости от даты возникновения и вне зависимости от того, является оно денежным или натуральным, вытекает также из пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 63) денежные обязательства в силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 201.4 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, требования о передаче жилых помещений и (или) денежные требования участников строительства, за исключением требований в отношении текущих платежей, могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика с соблюдением установленного параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве порядка предъявления требований к застройщику. Таким образом, текущие требования не включаются в реестр требований о передаче жилых помещений.
В Законе о банкротстве отсутствуют нормы, регулирующие порядок удовлетворения требований кредитора - участника строительства, основанных на договоре долевого участия в строительстве, заключенного после возбуждения дела о банкротстве.
Суд установил, что требование Александрова М.А. о включении в реестр требований кредиторов должника требования о передаче жилого помещения основано на договоре от 10.09.2015 N 124/203а/15/Б2 об участии в долевом строительстве, то есть заключенном уже после принятия к производству заявления о банкротстве должника (16.06.2015). Следовательно, требование кредитора - участника строительства о включении его в реестр требований о передаче жилых помещений, мотивированное договором долевого участия в строительстве жилья, заключенным после даты возбуждения дела о банкротстве должника-застройщика (при условии его соответствия пункту 7 статьи 201.1 Закона о банкротстве), является текущим и подлежит оставлению судами без удовлетворения, так как по смыслу статьи 5 Закона о банкротстве текущие требования не подлежат включению в реестр требований о передаче жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Александрова М.А. о том, что возникшие в ходе заключения договора от 10.09.2015 N 124/203а/15/Б2 обязательства возникли на основании имевшегося ранее договора от 13.11.2013 N 55/183/13/Б2, заключенного между теми же сторонами и связаны с ним, поскольку застройщик, заключая договор от 10.09.2015, зачел требования Александрова М.А. по договору от 13.11.2013. Согласно тексту договора от 10.09.2015 каких-либо ссылок на договор от 13.11.2013 он не содержит и заключен в отношении иной квартиры, т. е. предметы указанных договоров иные.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что поскольку оспариваемая сделка заключена после возбуждения дела о банкротстве, она может быть признана недействительной по статьям 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Основания для включения такого требования в реестр по передаче жилого помещения не возникнут. Очередность денежного требования, возникшего в результате неосновательного обогащения должника, подлежит установлению в зависимости от последствий признания сделки недействительной, указанных в статье 61.6 Закона о банкротстве.
Доводы кассационной жалобы изучены судом кассационной инстанции, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, не основанные на надлежащем толковании действующего законодательства и опровергаемые материалами дела, а также установленными судами обеих инстанций обстоятельствами.
Основания для отмены или изменения определения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 24.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 по делу N А53-14704/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил, что требование Александрова М.А. о включении в реестр требований кредиторов должника требования о передаче жилого помещения основано на договоре от 10.09.2015 N 124/203а/15/Б2 об участии в долевом строительстве, то есть заключенном уже после принятия к производству заявления о банкротстве должника (16.06.2015). Следовательно, требование кредитора - участника строительства о включении его в реестр требований о передаче жилых помещений, мотивированное договором долевого участия в строительстве жилья, заключенным после даты возбуждения дела о банкротстве должника-застройщика (при условии его соответствия пункту 7 статьи 201.1 Закона о банкротстве), является текущим и подлежит оставлению судами без удовлетворения, так как по смыслу статьи 5 Закона о банкротстве текущие требования не подлежат включению в реестр требований о передаче жилых помещений.
...
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что поскольку оспариваемая сделка заключена после возбуждения дела о банкротстве, она может быть признана недействительной по статьям 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Основания для включения такого требования в реестр по передаче жилого помещения не возникнут. Очередность денежного требования, возникшего в результате неосновательного обогащения должника, подлежит установлению в зависимости от последствий признания сделки недействительной, указанных в статье 61.6 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2017 г. N Ф08-4660/17 по делу N А53-14704/2015
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3475/2023
21.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5565/2023
15.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1200/2023
20.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3183/2022
27.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22293/2021
11.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-43/2022
10.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19414/2021
04.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19414/2021
04.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17383/2021
12.08.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
30.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3506/2021
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2046/2021
26.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20792/20
14.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20783/20
16.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14202/20
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3181/20
12.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-27/20
29.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23226/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
16.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13954/19
15.10.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
04.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
22.08.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
05.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4221/19
30.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7264/19
27.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2905/19
23.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7238/19
30.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2865/19
19.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2548/19
13.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2198/19
27.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22055/18
16.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22240/18
01.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20761/18
17.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17634/18
10.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18193/18
30.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17600/18
19.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17636/18
15.11.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
10.10.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
20.09.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
15.09.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
30.08.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
29.08.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
24.05.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
25.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21453/17
24.10.2017 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
16.10.2017 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8356/17
22.09.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7901/17
22.09.2017 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
01.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5093/17
19.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4660/17
24.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5512/17
17.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5477/17
26.04.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5319/17
29.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10455/16
18.07.2016 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
06.06.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5804/16
18.12.2015 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15
24.08.2015 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-14704/15