г. Краснодар |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А01-2261/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" (ИНН 2311134530, ОГРН 1112311003320) - Котилеева А.В. (директор) и Рытькова В.Г. (доверенность от 01.04.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779) - Цику З.А. (доверенность от 16.05.2017), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение", извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.06.2017 (судья Нефедов В.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А01-2261/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СК-Фасад" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация) от 05.09.2015 N 01-5-26.59 в предоставлении обществу в собственность за плату в размере 300 427 рублей 22 копеек земельного участка площадью 16 338 кв. м (кадастровый номер 01:05:02000163:649), расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, 2, ул. Восточная, 61/1, а также о возложении на администрацию обязанности в течение четырнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда составить проект договора купли-продажи в отношении указанного земельного участка с выкупной ценой в размере 300 427 рублей 22 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.06.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали, что размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка с приложением необходимых для его рассмотрения по существу документов. При подготовке проекта договора купли-продажи использовались сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 23.01.2014, которая установлена в размере 33 945 462 рублей 60 копеек. Соответственно, выкупная цена земельного участка составляет 848 636 рублей 56 копеек. Новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27.11.2015 N 41, определена в размере 12 017 089 рублей. В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-Ф) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Судебные инстанции установили, что в справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16.09.2016 указано на применение измененной кадастровой стоимости с 01.01.2015. Поскольку выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом надлежащего заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка, основания для использования сведений о кадастровой стоимости, подлежащих применению с 01.01.2015, отсутствуют.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление. По мнению подателя жалобы, судебными актами по делу N А01-712/2014 признано право общества на приобретение спорного земельного участка по льготной цене без ограничения во времени. Договор купли-продажи представлен обществу в июне 2015 года после повторного обращения общества, датированного 07.04.2015. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27.12.2015 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:02000163:649 определена по состоянию на 23.12.2013 в размере в размере 12 017 089 рублей. Сведения о данной кадастровой стоимости, которая действовала на момент подготовки договора купли-продажи, подлежат учету при определении выкупной стоимости земельного участка. Общество также указывает на отсутствие оснований для вывода о переходе полномочий по распоряжению земельным участком к муниципальному образованию "Яблоновское городское поселение".
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Представитель администрации полагал, что решение и постановление основаны на представленных в дело доказательствах и приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А01-712/2014, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 01:05:02000163:649, право постоянного (бессрочного) пользования которым на право аренды переоформлено путем заключения соответствующего договора с администрацией 20.09.2006 его предыдущим правообладателем. Запись об обременении земельного участка арендой в пользу общества внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.01.2014 (на основании договора от 09.01.2014 уступки права аренды по договору от 08.10.2013 N 1166), после приобретения обществом объектов недвижимости, находящихся на спорном участке по договору купли-продажи от 08.01.2014 и государственной регистрации перехода к покупателю права собственности на указанное имущество.
Общество 24.01.2014 (т. 3, л. д. 32 - 34) обратилось в администрацию с заявлением о приобретении права собственности на спорный земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения, по цене 2,5% от кадастровой стоимости данного участка, на основании пункта 2.2 статьи 3 и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Постановлением от 30.01.2014 N 177 администрация предоставила обществу в возмездную собственность спорный земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200163:649, для эксплуатации принадлежащих заявителю на праве собственности производственных помещений. При этом, сославшись на принадлежность обществу на основании договора аренды от 08.10.2013 N 1166 и договора уступки права от 09.01.2014 N 09/01/2014-1 испрашиваемого в собственность участка, администрация указала на невозможность применения в данном правоотношении положений пункта 1 статьи 2 и пункта 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (т. 3, л. д. 31). В подготовленном администрацией договоре купли-продажи земельного участка его цена определена в размере 20% от кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А01-712/2014 за обществом признано право приобретения указанного земельного участка по цене из расчета 2,5% от кадастровой стоимости, суд возложил на администрацию обязанность в двухнедельный срок предоставить проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Администрация 28.04.2016 направила в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка от 10.04.2015 N 562, расчет выкупной цены земельного участка и акт приема-передачи.
Общество, указывая, что в предоставленном договоре купли-продажи приведены ошибочные сведения о кадастровой стоимости участка (33 945 462 рублей 60 копеек), его действительная кадастровая стоимость составляет 12 017 089 рублей, обратилось в администрацию с письмом о внесении изменений в договор купли-продажи в части определения цены участка с учетом действительной кадастровой стоимости и просило установить ее в размере 300 427 рублей 22 копеек (т. 1, л. д. 23, 24).
Администрация в письме от 05.09.2015 N 01-5-2659 отказала в изменении цены спорного земельного участка, поскольку на момент исполнения судебного акта, его кадастровая стоимость составляла 33 945 462 рубля, расчет цены участка произведен от указанной кадастровой стоимости (т. 1, л. д. 25).
Общество полагая, что при определении цены выкупа земельного участка подлежит применению его кадастровая стоимость, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27.11.2015 N 41 в размере 12 017 089 рублей, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. При этом с 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, в том числе в случае, если в период со дня вступления в силу данного Закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Определенная по правилам пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ стоимость спорного земельного участка составляет 2,5% от его кадастровой стоимости.
С заявлением о приобретении в собственность земельного участка общество обратилось в уполномоченный орган 24.01.2014 (т. 2, л. д. 183 - 185). По состоянию на дату названного обращения в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200163:649 равной 33 945 462 рублям 60 копейкам (т. 3, л. д. 13 - 21). Названная кадастровая стоимость использовалась администрацией при определении цены участка (848 636 рублей 56 копеек = 33 945 462 рубля 60 копеек Х 2,5%) в договоре купли-продажи от 10.04.2015, подготовленном во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по делу N А01-712/2014 (пункт 1.1 проекта договора; т. 3, л. д. 25 - 29).
Решением от 27.11.2015 N 41 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в связи с установлением в отношении участка рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере, установленном в отчете об оценке, равной 12 017 089 рублей по состоянию на 23.12.2013 (т. 1, л. д. 66 - 69). Согласно справке от 16.09.2016 заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано 05.11.2015. Дата изменения кадастровой стоимости в случае ее изменения по решению комиссии или по решению суда - 01.01.2015.
Правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка.
Поскольку общество обратилось с надлежащей заявкой о приобретении в собственность спорного участка 24.01.2014, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в соответствии со статьей 2 Закона N 137-ФЗ выкупная цена участка подлежала определению в льготном размере 2,5% от кадастровой стоимости участка, установленной на указанную дату (33 945 462 рубля 60 копеек).
На возникновение правоотношений по предоставлению в собственность земельного участка в момент, и именно в связи с подачей лицом, имеющим для этого правовые и фактические основания, надлежащего заявления в уполномоченный орган, неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, от 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738).
Вопреки доводам жалобы проект договора купли-продажи от 10.04.2015 подготовлен администрацией на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А01-712/2014 (пункт 1.1 проекта), разрешивших разногласия о порядке определения выкупной стоимости участка с учетом поданного обществом заявления от 24.01.2014. Заявление общества от 07.04.2015 (т. 1, л. д. 9) направлено на реализацию вступивших в законную силу судебных актов по делу N А01-712/2014 и не может свидетельствовать о том, что спорные правоотношения возникли в 2015 году.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка определена администрацией в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данное обстоятельство служит правомерным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Доводы жалобы общества о необходимости применения измененной кадастровой стоимости земельного участка не принимаются.
В соответствии с третьим абзацем статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, применимой к спорным правоотношениям, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке статьи 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Поскольку в рассматриваемом случае льготная цена (2,5%) подлежала применению к кадастровой стоимости, действующей на дату обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность участка (24.01.2014), основания для использования при определении цены выкупа измененной кадастровой стоимости, подлежащей применению с 01.01.2015, у администрации отсутствовали.
Заявитель, указывая, что решением комиссии кадастровая стоимость участка установлена по состоянию на 23.12.2013, не учитывает, что установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки (соответствующая правовая позиция приведена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2687-О).
В случае, если заявитель полагает, что администрация допустила незаконное бездействие в процессе исполнения вступивших в законную силу судебных актов по делу N А01-712/2014, восстановление нарушенных прав возможно путем предъявления в суд самостоятельного иска.
Иные доводы жалобы суд округа не принимает, как не влияющие на итоговый результат рассмотрения спора (не способные его изменить). Нормы материального права суды применили верно, представленные сторонами доказательства всесторонне исследовали и дали им надлежащую правовую оценку. Суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен (статьи 286, 287 Кодекса). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены (изменения) решения от 15.06.2017 и постановления от 21.09.2017 по доводам жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу N А01-2261/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель, указывая, что решением комиссии кадастровая стоимость участка установлена по состоянию на 23.12.2013, не учитывает, что установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки (соответствующая правовая позиция приведена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2687-О).
В случае, если заявитель полагает, что администрация допустила незаконное бездействие в процессе исполнения вступивших в законную силу судебных актов по делу N А01-712/2014, восстановление нарушенных прав возможно путем предъявления в суд самостоятельного иска.
Иные доводы жалобы суд округа не принимает, как не влияющие на итоговый результат рассмотрения спора (не способные его изменить). Нормы материального права суды применили верно, представленные сторонами доказательства всесторонне исследовали и дали им надлежащую правовую оценку. Суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен (статьи 286, 287 Кодекса). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены (изменения) решения от 15.06.2017 и постановления от 21.09.2017 по доводам жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2018 г. N Ф08-10635/17 по делу N А01-2261/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11549/20
12.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17067/20
24.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5109/20
19.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-129/20
24.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10635/17
21.09.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12670/17
15.06.2017 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2261/16