Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Состояние организации питания обучающихся Пензенской области
1.1. Состояние нормативно-правового обеспечения организации питания
Повышение уровня организации и контроля качества горячего питания в общеобразовательных организациях обусловлено требованием Федерального закона от 1 марта 2020 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим возрастает ответственность общеобразовательных организаций за организацию качественного питания, удовлетворяющего физиологические потребности детей в период пребывания в организованных коллективах.
Создание единой законодательной базы в общеобразовательных организациях Пензенской области способствует оптимальному управлению организацией питания на всех уровнях. Правовая база является важным элементом в системе организации питания обучающихся и деятельности операторов питания.
В общеобразовательных организациях Пензенской области порядок обеспечения и организации питания регламентируется следующими нормативно-правовыми документами, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию питания в общеобразовательных организациях
Вид документа |
Наименование документа |
Федеральное законодательство | |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ |
"Об образовании в Российской Федерации" |
Федеральный закон от 1 марта 2020 года N 47-ФЗ |
"О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" |
Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 |
"О защите прав потребителей" |
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ |
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" |
Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ |
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" |
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ |
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" |
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 |
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" |
Нормативные акты Пензенской области | |
Закон Пензенской области от 4 июля 2013 N 2413-ЗПО |
"Об образовании в Пензенской области" |
Постановление Правительства Пензенской области от 30 октября 2013 N 804-пП |
"Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" |
Технические регламенты | |
Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 880 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" |
Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 881 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" |
Решением комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 N 769 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 |
Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 882 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" |
Решение комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 883 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию" |
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 N 67 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" |
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 N 68 |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" |
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 N 162 |
Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции" |
Санитарно-эпидемиологические нормативные документы | |
Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 N 299 |
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 |
"Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 N 28 |
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 N 18 |
"О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01" "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 N 28 |
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
Национальные и межгосударственные стандарты | |
Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия |
|
Услуги общественного питания. Термины и определения |
|
Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания |
|
Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования |
|
Услуги общественного питания. Методы лабораторного контроля продукции общественного питания. Часть 1. Отбор проб и подготовка к физико-химическим испытаниям |
|
Услуги общественного питания. Хранение проб продукции общественного питания на предприятиях общественного питания |
|
Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 2. Общественное питание |
|
Методические рекомендации и указания | |
Методические рекомендации МР 2.4.5.0131-18 |
Практические аспекты организации рационального питания детей и подростков, организация мониторинга питания (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.08.2018) |
Методические рекомендации МР 2.4.0162-19 |
"Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.12.2019) |
Методические рекомендации МР 2.3.6.0233-21 |
"Методические рекомендации к организации общественного питания населения" (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 02.03.2021) |
Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 |
"Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций" (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18.05.2020) |
Методические рекомендации МР 2.4.0180-20 |
"Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях" (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18.05.2020) |
Методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21 |
"Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.07.2021) |
Стандарт разработан для использования на территории Пензенской области:
- органами исполнительной власти Пензенской области;
- органами местного самоуправления;
- муниципальными и государственными общеобразовательными организациями;
- предприятиями общественного питания, независимо от формы собственности, осуществляющими организацию питания в общеобразовательных организациях Пензенской области.
1.2. Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях
В Пензенской области горячее питание организовано во всех общеобразовательных организациях. В 2022 году охват горячим питанием обучающихся составлял 97,5% - 131105 чел.
Во исполнение действующего законодательства с 1 сентября 2020 года и по настоящий момент все обучающиеся начальных классов общеобразовательных организаций обеспечены бесплатным горячим питанием. Общий охват горячим питанием обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций Пензенской области составляет 100% (57471 чел.).
В таблице 2 представлены данные, характеризующие охват горячим питанием обучающихся начальных классов.
Таблица 2
Охват обучающихся начальных классов горячим питанием по состоянию на 01.09.2022 г.
N п/п |
Муниципальный район / городской округ |
Количество обучающихся, чел. |
Количество обучающихся, получающих горячее питание, чел. |
Охват горячим питанием, % |
1 |
г. Пенза |
26495 |
26495 |
100 |
2 |
г. Заречный |
2512 |
2512 |
100 |
3 |
г. Кузнецк |
4030 |
4030 |
100 |
4 |
Башмаковский район |
698 |
698 |
100 |
5 |
Бековский район |
524 |
524 |
100 |
6 |
Бессоновский район |
2378 |
2378 |
100 |
7 |
Белинский район |
778 |
778 |
100 |
8 |
Вадинский район |
204 |
204 |
100 |
9 |
Городищенский район |
1875 |
1875 |
100 |
10 |
Земетчинский район |
563 |
563 |
100 |
11 |
Иссинский район |
279 |
279 |
100 |
12 |
Каменский район |
1919 |
1919 |
100 |
13 |
Камешкирский район |
340 |
340 |
100 |
14 |
Колышлейский район |
747 |
747 |
100 |
15 |
Кузнецкий район |
1246 |
1246 |
100 |
16 |
Лопатинский район |
291 |
291 |
100 |
17 |
Лунинский район |
575 |
575 |
100 |
18 |
Малосердобинский район |
205 |
205 |
100 |
19 |
Мокшанский район |
954 |
954 |
100 |
20 |
Наровчатский район |
310 |
310 |
100 |
21 |
Неверкинский район |
381 |
381 |
100 |
22 |
Нижнеломовский район |
1449 |
1449 |
100 |
23 |
Никольский район |
1032 |
1032 |
100 |
24 |
Пачелмский район |
400 |
400 |
100 |
25 |
Пензенский район |
3816 |
3816 |
100 |
26 |
Сердобский район |
1688 |
1688 |
100 |
27 |
Сосновоборский район |
465 |
465 |
100 |
28 |
Спасский район |
416 |
416 |
100 |
29 |
Тамалинский район |
434 |
434 |
100 |
30 |
Шемышейский район |
467 |
467 |
100 |
Высокий процент охвата горячим питанием обучающихся Пензенской области достигнут благодаря выполненным в полном объеме принятых обязательств по обеспечению питанием всех категорий школьников среди муниципальных образований Пензенской области.
Ведется работа по увеличению количества обучающихся, охваченных горячим питанием, за счет возможности выбора блюд старшеклассниками, участия их в обсуждении меню.
В Пензенской области при организации питания обучающихся учитываются потребности детей с пищевыми особенностями, среди которых следует отметить целиакию, сахарный диабет, пищевую аллергию.
В таблице 3 представлено количество обучающихся начальных классах, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании.
Таблица 3
Количество детей, обучающихся в начальных классах, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании по состоянию на 01.09.2022 г.
Муниципальный район / городской округ |
Обучающиеся 1-4 классах, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании |
|||
количество детей, страдающих целиакией |
количество детей с диагнозом непереносимость глютена |
количество детей с пищевой аллергией |
количество детей, страдающих сахарным диабетом |
|
г. Пенза |
6 |
7 |
6 |
4 |
г. Заречный |
0 |
0 |
0 |
0 |
г. Кузнецк |
0 |
0 |
0 |
0 |
Башмаковский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бековский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Белинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Бессоновский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вадинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Городищенский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Земетчинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Иссинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Каменский район |
1 |
0 |
2 |
0 |
Камешкирский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Колышлейский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кузнецкий район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Лопатинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Лунинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Малосердобинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Мокшанский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наровчатский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Неверкинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нижнеломовский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Никольский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пачелмский район |
0 |
0 |
0 |
1 |
Пензенский район |
1 |
0 |
1 |
0 |
Сердобский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сосновоборский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Спасский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тамалинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
Шемышейский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
В общеобразовательных организациях Пензенской области для детей с особенностями питания предусмотрено отдельное меню с заменой продуктов.
В Пензенской области для многодетных и малообеспеченных семей, семей, где воспитываются дети-инвалиды, введены льготы в муниципалитетах. Меры социальной поддержки также предоставляются обучающимся, состоящим на учете в противотуберкулезной организации.
В 2022 году всего 16323 школьников получили льготное питание из них:
- отдельные категории обучающихся из многодетных, малообеспеченных и неполных семей - 12637 чел.;
- обучающиеся, относящиеся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, и лица, признанные в установленном порядке детьми-инвалидами - 2884 чел.;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 181 чел.;
- иные категории обучающихся (например, дети участников боевых действий, дети с туберкулезной интоксикацией, матери-одиночки и т.д.) - 621 чел.
В целях поддержки граждан Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, бесплатное двухразовое горячее питание (завтрак, обед) предоставляется детям участников специальной военной операции, обучающимся в 1-11 классах. В настоящее время бесплатным двухразовым горячем питанием обеспечены 1922 чел.
В общеобразовательных организациях Пензенской области ежегодно увеличивается количество обучающихся, имеющих право на получение льготного питания.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1.2. Модели и формы организации питания
Во всех общеобразовательных организациях Пензенской области создана инфраструктура, необходимая для организации горячего питания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Модель организации питания должна соответствовать технологическим процессам, которые закладывались при проектировании и создании или модернизации пищеблока, а также процессам работы общеобразовательной организации (пропускная способность обеденных залов, время на организацию процесса питания, количество смен приема пищи, посадочных мест).
Организация питания обучающихся осуществляется общеобразовательными организациями Пензенской области самостоятельно либо на основании договоров, заключенных с организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по организации питания (таблица 4).
Таблица 4
Формы организации питания в общеобразовательных организациях Пензенской области по состоянию на 01.09.2022 г.
Пензенская область | |
Форма организации |
Количество общеобразовательных организаций (юридических лиц), ед. |
Самостоятельная организация |
190 |
Аутсорсинг |
118 |
Исходя из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что 61,7% общеобразовательных организаций Пензенской области осуществляют организацию питания самостоятельно, 38,3% - в форме аутсорсинга.
На обслуживании КШП находятся 24 организации, закупают услугу у предприятий, организаций, предпринимателей - 94 школы.
Исходя из типа пищеблока, в общеобразовательных организациях применяются следующие модели организации питания:
- столовая, работающая на сырье, набор помещений и оборудования которой предусматривают работу с полным технологическим циклом обработки сырья и производства продукции общественного питания (имеются отдельные производственные цеха). Столовая, работающая на сырье и полуфабрикатах, набор помещений и оборудования которой предусматривают обработку отдельных видов продовольственного сырья (например, рыбы неразделанной замороженной в блоках и т.д.), но для использования других видов (например, овощей) условия для обработки отсутствуют, и столовая должна работать с использованием полуфабрикатов;
- столовая доготовочная, работающая на полуфабрикатах, набор помещений и оборудования которой предусматривают работу с неполным технологическим циклом производства (отсутствуют условия для обработки всех видов продовольственного сырья), столовая должна работать с использованием только полуфабрикатов. В столовых доготовочных работа на сырье не осуществляется;
- буфет-раздаточная - предприятие, осуществляющее реализацию привозимой готовой кулинарной продукции; возможно приготовление на месте ограниченного ассортимента блюд несложного изготовления.
Распределение общеобразовательных организаций по моделям предоставления питания представлено в таблице 5.
Таблица 5
Модель предоставления питания в общеобразовательных организациях по типу пищеблоков по состоянию на 01.09.2022 г.
N п/п |
Муниципальный район / городской округ |
Модель предоставления питания |
||
сырьевая |
доготовочная |
буфеты-раздаточные |
||
1 |
г. Пенза |
15 |
0 |
0 |
2 |
г. Заречный |
10 |
0 |
0 |
3 |
г. Кузнецк |
18 |
12 |
0 |
4 |
Башмаковский район |
0 |
0 |
0 |
5 |
Бековский район |
0 |
0 |
0 |
6 |
Бессоновский район |
4 |
0 |
1 |
7 |
Белинский район |
8 |
0 |
0 |
8 |
Вадинский район |
86 |
0 |
1 |
9 |
Городищенский район |
24 |
23 |
0 |
10 |
Земетчинский район |
12 |
0 |
0 |
11 |
Иссинский район |
5 |
0 |
0 |
12 |
Каменский район |
1 |
1 |
2 |
13 |
Камешкирский район |
9 |
0 |
0 |
14 |
Колышлейский район |
17 |
0 |
0 |
15 |
Кузнецкий район |
16 |
0 |
0 |
16 |
Лопатинский район |
11 |
0 |
0 |
17 |
Лунинский район |
8 |
0 |
0 |
18 |
Малосердобинский район |
0 |
0 |
0 |
19 |
Мокшанский район |
0 |
0 |
0 |
20 |
Наровчатский район |
11 |
0 |
0 |
21 |
Неверкинский район |
0 |
0 |
0 |
22 |
Нижнеломовский район |
18 |
0 |
0 |
23 |
Никольский район |
12 |
13 |
0 |
24 |
Пачелмский район |
9 |
0 |
0 |
25 |
Пензенский район |
0 |
0 |
0 |
26 |
Сердобский район |
8 |
0 |
0 |
27 |
Сосновоборский район |
9 |
0 |
10 |
28 |
Спасский район |
10 |
0 |
0 |
29 |
Тамалинский район |
12 |
0 |
0 |
30 |
Шемышейский район |
10 |
12 |
0 |
Исходя из данных таблицы 5, видно, что более 80% общеобразовательных организаций Пензенской области работают на сырье, доготовочные столовые составляют 14%, на долю буфет-раздаточных приходится 6%.
С целью обеспечения оптимального режима питания для питания обучающихся начальных классов рекомендуется выделение 1-2 перемен, в зависимости от количества обучающихся и вместимости столовой:
- в случае, если к накрыванию столов привлекается персонал столовой (или дежурные), рекомендуемая продолжительность перемен для горячих завтраков и обедов должна составлять не менее 20 минут;
- в случае, если дети накрывают на столы самостоятельно (через линию раздачи), рекомендуется увеличивать продолжительность перемен для приема пищи до 30 минут;
- в случае, если для организации питания предусматривается использование столовой, находящейся за пределами общеобразовательной организации, продолжительность перемен для приема пищи рекомендуется увеличивать на суммарное время нахождения ребенка в пути.
Рекомендуется организовывать завтраки в соответствии с требованиями рационального питания на двух (после второго и третьего уроков) больших переменах в четыре потока, а обедов - после пятого урока в два потока, что позволит обеспечить длительность интервалов между отдельными приемами пищи в пределах не более 3,5-4 часов.
Количество посадочных мест в столовых общеобразовательных организаций Пензенской области представлено в таблице 6.
Таблица 6
Количество посадочных мест в столовых общеобразовательных организаций по состоянию на 01.09.2022 г.
N п/п |
Муниципальный район / городской округ |
Число школ, в которых кол-во посадочных мест для питания всех обучающихся |
Число школ, в которых продолжительность перемен для питания |
||
достаточно |
не достаточно |
соответствует требованиям для питания всех детей |
занижена (менее 20 мин.) |
||
1 |
г. Пенза |
15 |
0 |
15 |
0 |
2 |
г. Заречный |
10 |
0 |
10 |
0 |
3 |
г. Кузнецк |
17 |
0 |
17 |
0 |
4 |
Башмаковский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Бековский район |
9 |
0 |
9 |
0 |
6 |
Бессоновский район |
0 |
0 |
15 |
0 |
7 |
Белинский район |
7 |
0 |
7 |
0 |
8 |
Вадинский район |
86 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Городищенский район |
22 |
0 |
22 |
0 |
10 |
Земетчинский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Иссинский район |
6 |
0 |
6 |
0 |
12 |
Каменский район |
23 |
0 |
23 |
0 |
13 |
Камешкирский район |
9 |
0 |
9 |
0 |
14 |
Колышлейский район |
17 |
0 |
0 |
0 |
15 |
Кузнецкий район |
19 |
0 |
19 |
0 |
16 |
Лопатинский район |
10 |
1 |
10 |
1 |
17 |
Лунинский район |
7 |
1 |
0 |
0 |
18 |
Малосердобинский район |
9 |
0 |
9 |
0 |
19 |
Мокшанский район |
13 |
0 |
13 |
0 |
20 |
Наровчатский район |
11 |
0 |
11 |
0 |
21 |
Неверкинский район |
9 |
0 |
9 |
0 |
22 |
Никольский район |
17 |
0 |
17 |
0 |
23 |
Нижнеломовский район |
12 |
0 |
12 |
0 |
24 |
Пачелмский район |
8 |
1 |
9 |
0 |
25 |
Пензенский район |
0 |
0 |
0 |
0 |
26 |
Сердобский район |
15 |
5 |
20 |
0 |
27 |
Сосновоборский район |
9 |
0 |
9 |
0 |
28 |
Спасский район |
11 |
0 |
11 |
0 |
29 |
Тамалинский район |
6 |
0 |
6 |
0 |
30 |
Шемышейский район |
10 |
0 |
10 |
0 |
Данные таблицы 6 показывают, что в целом в общеобразовательных организациях столовые имеют достаточное количество посадочных мест и соответствуют требованиям организации питания не более чем в три перемены.
В общеобразовательных организациях, в которых увеличить число посадочных мест в столовых невозможно по объективным причинам (или в переходный период до проведения реконструкции или модернизации пищеблока), целесообразно внедрить систему гибких перемен: учебные занятия для 1-4 классов начинаются раньше или позже начала учебных занятий для обучающихся 5-11 классов (с учетом режима первой или второй смены) и соответственно время перемен для 1-4 классов не совпадает со временем перемен для 5-11 классов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.