Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Характеристика процессов управления организацией питания, создания условий для участия родителей в контроле качества питания обучающихся
4.1. Нормативные акты для осуществления питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Управление организацией питания обучающихся на уровне образовательных учреждений включает планирование деятельности, выполнение процессов деятельности, контроль и мониторинг выполнения процессов организации питания, анализ результатов выполнения процессов.
В таблице 18 представлен перечень нормативных документов по организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях.
Таблица 18
Перечень нормативных документов, которые разрабатываются в общеобразовательной организации
N п/п |
Наименование документа |
Периодичность разработки, актуализация |
Ответственный за разработку и выполнение |
1 |
Положение о школьной столовой |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
заведующий производством |
2 |
Положение об организации горячего питания |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание |
3 |
Положение об организации питьевого режима |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание |
4 |
Положение о бракеражной комиссии |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание |
5 |
Положение об общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание |
6 |
Положение о родительском контроле организации горячего питания обучающихся |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание |
7 |
Положение о порядке доступа родителей (законных представителей) в помещения для приема пищи |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание |
8 |
Программа по совершенствованию организации горячего питания обучающихся |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание, заведующий производством |
9 |
Технологический паспорт пищеблока |
один раз в пять года, ежегодная актуализация |
заведующий производством |
10 |
Программа производственного контроля на основе принципов ХАССП |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
заведующий производством |
11 |
Меню, дифференцированное по возрастам |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание, заведующий производством |
12 |
Ежедневное меню |
ежедневно |
заведующий производством |
13 |
Контракт на оказание услуг по организации питания и обеспечению питьевого режима обучающихся (на текущий год) |
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные |
руководитель общеобразовательной организации |
14 |
Приказ об организации питания с указанием ответственного лица |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
15 |
Приказ об организации питания обучающихся на текущий год |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
16 |
Приказ о создании бракеражных комиссий |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
17 |
Приказ об организации питьевого режима |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
18 |
Приказ по утверждению графика приема пищи |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
19 |
Приказ по организации бесплатного горячего питания (списки детей на бесплатное питания, подтверждающие документы) |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
20 |
Приказ об утверждении общественной комиссии по контролю за качеством питания с участием родителей (законных представителей) |
ежегодно |
руководитель общеобразовательной организации |
21 |
Приказ о размещении на сайт образовательного учреждения необходимых материалов по организации питания |
обновляется в установленном порядке |
руководитель общеобразовательной организации, ответственный за питание |
22 |
План проведения текущего и капитального ремонта помещений пищеблока и столовой |
ежегодно |
ответственный за питание, заведующий производством |
23 |
План проведения профилактических технологических осмотров оборудования |
ежегодно |
ответственный за питание, заведующий производством |
24 |
План проведения метрологических работ по поверке измерительного оборудования |
ежегодно |
ответственный за питание, заведующий производством |
25 |
План технологического переоснащения пищеблока столовых с учетом модели предоставления питания |
один раз в три года, ежегодная актуализация |
ответственный за питание, заведующий производством |
26 |
План проведения профилактических дезинфекционных мероприятий, в том числе в условиях подъема инфекционных заболеваний (эпидемий, пандемий) |
ежегодно |
ответственный за питание, заведующий производством |
Ряд вышеприведенных нормативных документов может быть сгруппирован в единый документ, например, "Положение о работе школьной столовой".
В таблице 19 приведен перечень документов, подтверждающих выполнение требований к организации питания обучающихся общеобразовательных организаций.
Таблица 19
Документы, подтверждающие выполнение требований к организации питания
N п/п |
Наименование документа |
Периодичность разработки |
Ответственный за разработку и выполнение |
1 |
Протоколы заседаний по рассмотрению вопроса организации питания на заседании управляющего или педагогического совета, общественного совета, родительского комитета и др. |
постоянно |
ответственный за питание |
2 |
Гигиенический журнал (сотрудники) |
постоянно |
заведующий производством |
3 |
Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции |
постоянно |
заведующий производством |
4 |
Журнал бракеража готовой пищевой продукции |
постоянно |
заведующий производством |
5 |
Журнал учета температурного режима холодильного оборудования |
постоянно |
заведующий производством |
6 |
Журнал учета температуры и влажности в складских помещениях |
постоянно |
заведующий производством |
7 |
Ведомость контроля за рационом питания |
периодически |
ответственный за питание |
8 |
Договор с аккредитованной лабораторией на проведение периодических испытаний пищевой продукции по физико-химическим показателям |
ежегодно |
ответственный за питание |
9 |
Договор с аккредитованной метрологической лабораторией на выполнение поверки весоизмерительного оборудования |
ежегодно |
ответственный за питание |
10 |
Договор на проведение профилактических работ технологического оборудования |
ежегодно |
ответственный за питание |
11 |
Договор на вывоз пищевых отходов из пищеблока |
ежегодно |
ответственный за питание |
4.2. Обеспечение контроля за качеством и организацией питания обучающихся
Организация питания в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и включает комплекс мероприятий по непосредственному планированию питания, приготовлению пищи, текущему состоянию материально-технической базы, соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, организации производственного контроля, ежедневному контролю за качеством приставляемых блюд, витаминизации, по формированию навыков и культуры здорового питания, взаимодействию с соответствующими органами власти, обучающимися и их полномочными представителями, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
Руководитель общеобразовательной организации является ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся. Контроль за работой школьных столовых должен осуществляться администрацией образовательной организации, ее учредителем, надзорными и уполномоченными органами, родительской общественностью.
Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:
- соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проведение производственного контроля, основанного на принципах ХАССП;
- проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований.
Качество готовой пищи в школьных столовых ежедневно должна проверять бракеражная комиссия, в состав которой входят заведующий производством школьной столовой, медработник и представитель администрации школы. Основной целью бракеражной комиссии является обеспечение контроля за качеством питания в общеобразовательной организации.
Без бракеража не должна поступать в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовая продукция должна подвергаться проверке по мере ее изготовления, о чем должна производиться запись в бракеражном журнале.
В производственно-логистических комплексах контроль за качеством поступающего сырья, различных видов полуфабрикатов и готовых изделий должен возлагаться на технологическую лабораторию, без разрешения которой отправка продукции в школьные столовые-доготовочные не допускается.
В столовых, где производится питание из сырья по полному циклу в соответствии с планировочными решениями, должны приниматься меры по организации самостоятельной системы лабораторного контроля входного сырья.
Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также - подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения.
Таблица 20
Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания общеобразовательных организаций
Вид исследований |
Объект исследования (обследования) |
Количество, не менее |
Кратность, не реже |
Микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства |
Салаты, сладкие блюда, напитки, вторые блюда, гарниры, соусы, творожные, яичные, овощные блюда |
2-3 блюда исследуемого приема пищи |
2 раза в год |
Калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре |
Рацион питания |
1 |
1 раз в год |
Контроль проводимой витаминизации блюд |
Третьи блюда |
1 блюдо |
2 раза в год |
Микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БгкП) |
Объекты производственного окружения, руки и спецодежда персонала |
5-10 смывов |
1 раз в год |
Микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов |
Оборудование, инвентарь в овощехранилищах и складах хранения овощей, цехе обработки овощей |
5-10 смывов |
1 раз в год |
Исследования смывов на наличие яиц гельминтов |
Оборудование, инвентарь, тара, руки, спецодежда персонала, сырые пищевые продукты (рыба, мясо, зелень) |
5 смывов |
1 раз в год |
Исследования питьевой воды на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по химическим и микробиологическим показателям |
Питьевая вода из разводящей сети помещений: моечных столовой и кухонной посуды; цехах: овощном, холодном, горячем, доготовочном (выборочно) |
2 пробы |
1 раз в год |
Информация о ежедневном меню, а также о цикличном меню должна размещаться на видном месте в столовой образовательной организации, а также в сети интернет на сайте образовательной организации и организации общественного питания. В случае изменения меню, такая информация должна публиковаться в столовой образовательной организации и в сети интернет с указанием причины изменения.
В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоках должна отбираться суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции.
Отбор суточной пробы должен осуществляться назначенным ответственным работником пищеблока в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) - отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) должны отбираться в количестве не менее 100 г. Порционные блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды должны оставляться поштучно, целиком (в объеме одной порции).
Суточные пробы должны храниться не менее 48 часов в специально отведенном в холодильнике месте / холодильнике при температуре от +2°C до +6°C.
4.3. Родительский контроль за качеством и организацией питания обучающихся
Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганды основ здорового питания общеобразовательной организацией должно осуществляться при взаимодействии с родительскими комитетами, общественными организациями.
Родительский контроль за питанием обучающихся в современных условиях является действенным инструментом мониторинга и улучшения питания детей. Порядок подготовки родителей и содержание мероприятий по контролю представлены в МР 2.4.0180-20 "МР 2.4.0180-20. 2.4. Гигиена детей и подростков. Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 18 мая 2020 года.
В общеобразовательных организациях в течение 2022-2023 учебного года систематически осуществлялся родительский контроль качества горячего питания. Мониторинг горячего питания во взаимодействии с родительскими комитетами проводился с целью оценки эффективности организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и повышения доступности здорового питания.
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, рекомендуется регламентировать локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Задачи родительского контроля за организацией питания детей - повышение качества и эффективности организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях путем привлечения внимания родителей (законных представителей), выявление пищевых предпочтений и их корректировка с целью формирования у обучающихся навыков здорового питания, подготовка предложений, направленных на улучшение системы организации питания в каждой конкретной образовательной организации.
Важнейший аспект родительского контроля - выявление степени удовлетворенности детей и их родителей (законных представителей) качеством организации питания обучающихся. В целях родительского контроля удовлетворенностью детей организации питанием обучающиеся вправе осуществлять фиксацию состояния еды (фото, видео).
Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей и участии в работе общешкольной комиссии.
Для организации эффективного родительского контроля школьного питания необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях.
При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей могут быть оценены:
- соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;
- санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.;
- условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;
- наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
- объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
- наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;
- вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;
- информирование родителей и детей о здоровом питании.
Мониторинг организации качества школьного питания представителями родительских комитетов позволяет оперативно реагировать на потенциальные нарушения и является индикатором общественного мнения (удовлетворенность) по вопросам горячего питания.
Результаты проверок должны отражаться в контрольных журналах. Рекомендуется использовать при организации контроля современные информационные технологии (публикация результатов контроля в сети интернет, возможность направлять информацию о результатах контроля с помощью интернет-сайтов, мобильных приложений и т.д.).
Итоги проверок обсуждаются на родительских собраниях и могут явиться основанием для обращений в адрес администрации образовательной организации, ее учредителя и (или) оператора питания, органов контроля (надзора).
Информация о проведенных мероприятиях в рамках родительского контроля должна размещаться в открытом доступе на сайте образовательной организации и оператора питания не позднее трех дней с даты проведения контроля вместе с возражениями, сроками устранения замечаний от организации, осуществляющей организацию питания. Информация о проведенном родительском контроле вкусовых качеств готовых блюд (дегустации) должна отражаться в ежедневном журнале дегустации и на сайте образовательной организации и оператора питания.
Взаимодействие родительской общественности с образовательной организацией по вопросам осуществления контроля за качеством организации питания расширяет и оптимизирует показатели общего мониторинга качества питания обучающихся.
4.4. Требования к кадровому обеспечению технологического процесса
К работе допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию и прошедшие обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Профилактические прививки персонала против инфекционных заболеваний рекомендуется проводить в соответствии с национальным календарем прививок (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок".
Персонал, обеспечивающий питание обучающихся в общеобразовательных организациях, проходит аттестацию на знание санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года.
Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо предприятия общественного питания, должен проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний.
Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20) на бумажном и (или) электронном носителях.
Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену.
Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами и могут по решению работодателя быть переведены на другие виды работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.