г. Краснодар |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А53-13904/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (ОГРН 1026104159696) - Нахапетяна С.С. (доверенность от 30.03.2018), от заинтересованного лица (органа, осуществляющего публичные полномочия) - территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ОГРН 1026103161028) - Жуковой Т.Н. и Гноинской Е.В. (доверенности от 18.06.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.09.2017 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-13904/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - территориальный фонд), в котором просило:
- признать недействительным требование территориального фонда от 13.02.2017 N 5 о взыскании с общества денежных средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 385 000 рублей (т. 1, л. д. 6 - 13).
Названное заявление общества принято к производству в рамках дела N А53-13904/2017 (судья Пименов С.В.).
Территориальный фонд обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу, в котором просил:
- взыскать с общества в бюджет территориального фонда денежные средства в сумме 350 000 рублей, штраф в сумме 35 000 рублей и государственную пошлину в размере 10 700 рублей (т. 2, л. д. 5 - 10).
Заявление территориального фонда принято к производству арбитражным судом в рамках дела N А53-14534/2017 (судья Парамонова А.В.).
Определением от 19.06.2017 по делу N А53-13904/2017 по ходатайству территориального фонда дела N А53-13904/2017 и N А53-14534/2017 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А53-13904/2017 (т. 1, л. д. 92).
Решением от 20.09.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 27.12.2017, в удовлетворении требований обществу отказано. Заявление территориального фонда удовлетворено. С общества в бюджет территориального фонда взыскано 385 000 рублей, в том числе использованные не по целевому назначению средства в сумме 350 000 рублей и штраф в размере 35 000 рублей.
Судебные акты мотивированы следующим. По результатам проведенной территориальным фондом плановой тематической проверки использования обществом средств обязательного медицинского страхования за период 01.10.2015 по 30.09.2016 установлено нецелевое использование средств фонда обязательного медицинского страхования в сумме 350 000 рублей, в виде списания со счёта обязательного медицинского страхования и выдачи через кассу общества 11.01.2016 и 25.01.2016 двум работникам беспроцентных займов на общую сумму 350 000 рублей. Результаты данной проверки зафиксированы в акте от 31.01.2017. С учетом выявленных нарушений территориальный фонд предъявил обществу требование от 13.02.2017 N 5 об оплате 350 000 рублей, использованных не по целевому назначению, а также штрафа в размере 35 000 рублей. Возражения общества на акт от 31.01.2017 территориальным фондом рассмотрены и отклонены. За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; далее - Закон N 326-ФЗ, Закон об обязательном медицинском страховании). В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счёт которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование. Предоставление обществом беспроцентного займа своим работникам, занятым оказанием бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, за счёт средств обязательного медицинского страхования, полученных в предшествующем финансовом году, не предусмотрено положениями статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Правилами обязательного медицинского страхования (далее - Правила), утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н. Довод общества о том, что выдача названных беспроцентных займов нельзя признать расходованием средств обязательного медицинского страхования, поскольку они восстановлены на счете в пределах финансового года, суды отклонили как нормативно не обоснованный. Аргумент общества о том, что остаток средств обязательного медицинского страхования, в данном случае по итогам 2015 года, является остатком средств непосредственно общества, которым оно вправе самостоятельно распоряжаться, суды не приняли. Частью 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации ведут раздельный учёт по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Нормы Закона N 326-ФЗ не предусматривают возможности медицинским организациям восстановить использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования на открытый для получения средств обязательного медицинского страхования в ином порядке, как возвратить их в бюджет территориального фонда. Процедуру выставления обществу требования суды признали соответствующей положениям действующего законодательства и не нарушающей права и законные интересы последнего. Расчёт суммы штрафа, исчисленного территориальным фондом, суды проверили и признали верным.
В кассационной жалобе общество просит решение от 20.09.2017 и апелляционное постановление от 27.12.2017 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, суды ошибочно истолковали положение части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ. Вывод судебных инстанций о том, что предоставление займов сотрудникам, задействованным в реализации программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), не соответствует ни одной из статей, включенных в структуру страхового тарифа, противоречит содержанию данной нормы, которая говорит о расходах на заработную плату, начислении на оплату труда и прочих выплатах. Согласно пункту 158.4. Правил затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера. Из системного толкования статьи 35 Закона N 326-ФЗ и приведенных нормативных разъяснений следует, что в структуру страхового тарифа включаются все затраты на оплату труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, произведенные в пользу медицинского персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), при условии, что они произведены в соответствии с действующей системой оплаты труда. В силу части 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предоставление беспроцентного займа сотрудникам в виде материальной выгоды в связи с экономией на процентах, является одним из видов материальных поощрений за труд, предусмотренных локальным нормативными актами общества, то есть элементом системы оплаты труда. В части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, в Правилах, в базовой и территориальной программах ОМС, исполнение налоговых обязательств, возникающих в результате использования средств ОМС, не предусмотрено в качестве условия для признания такого использования средств ОМС целевым. Неисполнение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц является налоговым правонарушением, поэтому не может свидетельствовать об отсутствии соответствующего дохода (материальной выгоды) и не влияет на квалификацию спорных займов в качестве целевого или нецелевого использования средств ОМС. Названное поощрение предусмотрено положением о системе поощрений и дисциплинарных взысканий, действующим в обществе. В данном случае выдача беспроцентного займа являлось поощрением сотрудников за добросовестную и эффективную работу. Временное использование средств ОМС на предоставление беспроцентных займов сотрудникам, задействованным в оказании услуг по программе ОМС, полностью отвечает требованиям Закона N 326-ФЗ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что использование средств ОМС для выдачи краткосрочных займов сотрудникам, препятствует или влечет снижение качества оказываемой медицинской помощи. При условии квалификации действий по предоставлению беспроцентных краткосрочных займов своим сотрудникам, задействованным в системе ОМС, в качестве нецелевого использования средств ОМС, общество может быть привлечено к ответственности только в виде взыскания штрафа в размере 10%. Взыскание денежных средств в размере 350 000 рублей не соответствует положениям части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, поскольку денежные средства, использованные для выдачи беспроцентных займов сотрудникам, возвращены в доход бюджета территориального фонда посредством восстановления денежных средств на лицевом счете медицинской организации, предназначенном для учета денежных средств ОМС, в пределах отчетного периода еще до проведения проверки. Впоследствии данные денежные средства израсходованы обществом на цели, определенные территориальной программой и тарифным соглашением. Повторный возврат указанной суммы на лицевой счет территориального фонда повлечет возникновение неосновательного обогащения на стороне последнего. Таким образом, территориальный фонд требует не восстановить денежные средства, израсходованные не по целевому назначению, а претендует на изъятие имущества общества.
Территориальный фонд представил письменный отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал, представители территориального фонда просили оставить без изменения решение и постановление.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, территориальный фонд провел проверку использования обществом средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2015 по 30.09.2016, по результатам которой установил, что в указанный период обществом произведены расходы, не предусмотренные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, территориальной программой ОМС, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2016 год", а также Тарифным соглашением от 21.12.2015. Территориальный фонд установил, что 11.01.2016 и 25.01.2016 обществом произведена выдача денежных средств из средств ОМС отдельным сотрудникам по договорам беспроцентного займа в общей сумме 350 000 рублей. По состоянию на 01.12.2016 денежные средства в размере 350 000 рублей восстановлены. Примененный обществом порядок восстановления средств ОМС не предусмотрен статьей 39 Закона N 326-ФЗ, а также нормативными правовыми актами в сфере ОМС. В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ обществу предложено восстановить использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 350 тыс. рублей, уплатить штраф в размере 35 тыс. рублей (10 % от суммы нецелевого использования средств) в бюджет ТФОМС Ростовской области в соответствии с предъявленным требованием. Результаты данной проверки зафиксированы в акте от 31.01.2017 (т. 2, л. д. 13 - 30).
Возражения общества на акт от 31.01.2017 территориальным фондом рассмотрены и отклонены (т. 2, л. д. 31 - 39).
Обществу предъявлено требование от 13.02.2017 N 5 о восстановлении использованных не по целевому назначению средств ОМС, а также об уплате штрафа в размере 35 000 рублей (т. 1, л. д. 19).
Территориальный фонд, указывая на неисполнения обществом требования от 13.02.2017 N 5, обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества использованных не по целевому назначению денежных средств и штрафа.
Общество, полагая, что требование территориального фонда от 13.02.2017 N 5 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.
Судебные инстанции, разрешая возникший спор, правомерно исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В определении от 24.10.2013 N 1648-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
При этом в соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании целевым признается использование медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20). В свою очередь, территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (часть 11 статьи 40).
Таким образом, федеральный законодатель, учитывая особое публичное предназначение средств обязательного медицинского страхования, установил специальную ответственность за нецелевое расходование указанных средств, определил уполномоченную организацию, контролирующую их целевое использование, а также установил размер ответственности для медицинских организаций, нарушающих предусмотренный порядок расходования соответствующих средств. Такая ответственность, в силу отсутствия специальных законодательных оговорок, применяется в равной мере ко всем медицинским организациям, виновным в нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. При этом размер штрафа зависит от размера средств, израсходованных нецелевым образом.
Статьей 147 Бюджетного кодекса определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Отношения, возникшие между сторонами в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования и расходования его средств, регулируются Законом об обязательном медицинском страховании.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика, в том числе осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ.
Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно пункту 26 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом об обязательном медицинском страховании.
Право территориального фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю над использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Статьи 147, 306.4 Бюджетного кодекса, статьи 34, 39 Закона N 326-ФЗ не предусматривают иного, кроме возврата в бюджет обязательного медицинского страхования, порядка возмещения использованных медицинской организацией не по целевому назначению денежных средств.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные сторонами в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции установили факт нецелевого использования обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 350 000 рублей в виде с выдачи работникам беспроцентных займов, в связи с чем признали требование территориального фонда от 13.02.2017 N 5 соответствующим закону. Данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения требований общества (часть 3 статьи 201 Кодекса). Поскольку факт использования обществом средств ОМС на цели, не предусмотренные Законом N 326-ФЗ, подтвержден представленными в дело доказательствами, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование территориального фонда (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Доводы кассационной жалобы общества о том, что предоставление беспроцентного займа работникам является целевым использования средств обязательного медицинского страхования, поскольку в соответствии с пунктом 158.4. Правил относится к денежным выплатам стимулирующего характера, подлежат отклонению.
Предоставление работникам беспроцентных займов общество осуществило посредством заключения с ними соответствующих гражданско-правовых сделок за счет свободных денежных средств ОМС (т. 2, л. д. 49, 50, 63, 64).
В силу пункта 1 статьи 807 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Таким образом, предоставление беспроцентных займом осуществлено путем заключения отдельных гражданско-правовых сделок и в данном случае не может относиться к выплатам работникам, предусмотренным пунктом 158.4. Правил, связанным с реализацией целей ОМС.
Учреждение не обладало правом производить спорные выплаты работником за счет средств ОМС, поскольку они не соответствуют целям, установленным программами государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи.
Указание общества о целевом использовании спорных денежных средств противоречит содержанию представленных в дело доказательств, в том числе договорам займа и Положению о поощрении работников (т. 1, л. д. 64 - 89).
Довод общества о восстановлении использованных не по целевому назначению средств на счетах обязательного медицинского страхования, рассматривался при производстве по делу в судах первой и апелляционной инстанций, где получил верную правовую оценку.
Положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования. Последующее восстановление этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования. Иного порядка устранения последствий нецелевого использования денежных средств Закон N 326-ФЗ не содержит.
Иные доводы жалобы суд округа отклоняет, как основанные на ошибочном понимании положений части 7 статьи 35, части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, направленные на переоценку представленных в дело доказательств.
Судебные инстанции с достаточной полнотой установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемых актах выводы, основаны на исследованных судами доказательствах и переоценке окружным судом кассационной инстанции не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 20.09.2017 и апелляционного постановления от 27.12.2017 по доводам кассационной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество, оснований для их перераспределения между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу N А53-13904/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования. Последующее восстановление этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования. Иного порядка устранения последствий нецелевого использования денежных средств Закон N 326-ФЗ не содержит.
Иные доводы жалобы суд округа отклоняет, как основанные на ошибочном понимании положений части 7 статьи 35, части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, направленные на переоценку представленных в дело доказательств.
...
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 20.09.2017 и апелляционного постановления от 27.12.2017 по доводам кассационной жалобы не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2018 г. N Ф08-4300/18 по делу N А53-13904/2017