Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2023 г. N 5-КАД23-5-К2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н., Кузьмичева С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аверина Сергея Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июня 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2022 года по административному делу N 2а-627/2021 по административному исковому заявлению Аверина С.В. к Центральному банку Российской Федерации о признании решения незаконным в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения Аверина С.В., возражения на кассационную жалобу представителей Центрального банка Российской Федерации Акинфиевой Д.В., Будановой И.Н., Пиндак И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
на основании части 3 статьи 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет ведение базы данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 названного закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (далее - база данных).
Аверин С.В., в период с 12 августа 2020 года по 12 марта 2021 года являвшийся членом наблюдательного совета, а с 20 октября 2020 года по 12 марта 2021 года - заместителем председателя правления акционерного общества "Небанковская кредитная организация "Сетевая Расчетная Палата" (далее - кредитная организация, Общество), в связи с отзывом у Общества 12 марта 2021 года лицензии на осуществление банковских операций был включен в названную выше базу данных.
Не согласившись с таким решением Банка России, Аверин С.В. обжаловал его в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее - Комиссия).
30 апреля 2021 года Комиссия, рассмотрев жалобу, удовлетворила ее частично, исключив из базы данных сведения об Аверине С.В. как о заместителе председателя правления Общества. Сведения об Аверине С.В. как о члене наблюдательного совета кредитной организации в базе данных оставлены без изменения.
Аверин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии от 30 апреля 2021 года в части отказа в исключении из базы данных сведений о нем как о члене наблюдательного совета Общества, просил суд возложить на Банк России обязанность исключить указанные сведения о нем из базы данных. В обоснование заявленных требований ссылался на свою непричастность к нарушениям законодательства Российской Федерации, допущенным Обществом.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 10 декабря 2021 года решение Комиссии от 30 апреля 2021 года в обжалуемой части признано незаконным, на Банк России возложена обязанность рассмотреть вопрос об исключении из базы данных сведений об Аверине С.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июня 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Аверин С.В. просит отменить судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 26 мая 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами апелляционной и кассационной инстанций таких нарушений допущено не было.
В силу части 1 статьи 75 Закона о Банке России Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.
Для предотвращения указанных в названной статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, перечисленные в статье 60 упомянутого Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц (часть 3 статьи 75).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 60 Закона о Банке России Банк России в определенном им порядке оценивает соответствие установленным частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) требованиям к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на указанные должности.
Согласно абзацу девятнадцатому пункта 1 части 1 статьи 16 Закона о банках и банковской деятельности под несоответствием требованиям к деловой репутации понимается в том числе осуществление кандидатом функций (независимо от срока, в течение которого кандидат их осуществлял) члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) кандидата на должность или дню получения Банком России документов для государственной регистрации кредитной организации, не истек десятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дня исключения финансовой организации из соответствующего реестра (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо к исключению из соответствующего реестра).
Порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций регулируется положением Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76 7 Закона о Банке России, а также о порядке ведения таких баз" (далее - Положение).
В силу пункта 6.4 Положения в базы данных вносятся сведения о лицах, не отвечающих требованиям к деловой репутации по основаниям, предусмотренным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, в том числе о членах совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации.
Анализ приведенного выше правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что деловая репутация лиц, имеющих отношение к управлению финансовой организацией, при определенных обстоятельствах признается не соответствующей предъявляемым к ней требованиям в силу презумпции, установленной Законом о банках и банковской деятельности.
Данная презумпция соотносится с уровнем предоставленного этим лицам контроля и их ролью в организации надлежащего функционирования финансовой организации. Возможность формирования негативных тенденций в деятельности финансовой организации, которые впоследствии могут привести к отзыву у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих ее виду деятельности, находится в прямой взаимосвязи с осуществлением функций указанными лицами.
Положения действующего законодательства, на основании которых лица, имеющие отношение к управлению финансовой организацией, признаются не соответствующими требованиям к деловой репутации, исходят из допущения того, что в силу предоставленного объема полномочий эти лица имеют непосредственное отношение к происходящим в финансовой организации процессам, которые впоследствии ведут к отзыву у такой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих ее виду деятельности, за нарушение законодательства Российской Федерации.
При этом бремя доказывания соответствия своей деловой репутации установленным требованиям, непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии у финансовой организации, законом возложено на названных выше лиц.
Судами установлено, что Аверин С.В. в период с 12 августа 2020 года по 12 марта 2021 года осуществлял функции члена наблюдательного совета Общества.
Положением о наблюдательном совете кредитной организации, утвержденным решением общего собрания акционеров (протокол от 12 августа 2020 года N 02/20), предусмотрено, что названный совет является коллегиальным органом управления Общества, действует в его интересах; в компетенцию совета входит решение вопросов общего руководства деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания; наблюдательный совет определяет стратегию, политику и основные принципы деятельности Общества, в том числе в области внутреннего контроля, управления рисками и в других сферах деятельности, и осуществляет контроль за их реализацией (пункты 1.3, 1.4, 2.2, 2.3) т.1, л.д. 89). Член наблюдательного совета обязан анализировать акты проверок Общества и (или) информацию о результатах проверок, проведенных уполномоченными представителями Банка России, рассматривать и готовить решения по заключениям, предложениям, требованиям и предписаниям по существенным вопросам, направленным Банком России, органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6.3) т. 1, л.д. 97). Наблюдательный совет входит в систему органов внутреннего контроля Общества, который осуществляет, в частности, контроль за соблюдением законности при проведении банковских операций и сделок, контроль за полным, своевременным и достоверным представлением финансовой отчетности, контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и их оценку (пункты 9.1, 9.2) т. 1, л.д. 100).
Приказом Банка России от 12 марта 2021 года лицензия Общества на осуществление банковских операций была отозвана с указанной даты в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России с учетом неоднократного применения в течение одного года мер, предусмотренных Законом о Банке России (т. 1, л.д. 49-50).
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2022 года, данный приказ признан соответствующим нормам действующего законодательства.
Административный истец, осуществляя в том числе на основании Положения о наблюдательном совете Общества функции члена этого совета и в силу предоставленного ему объема полномочий имея непосредственное отношение к управлению организацией и обеспечению ее надлежащего функционирования, не представил доказательства, свидетельствующие о своей непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у Общества лицензии.
Доводы административного истца об обратном ранее получили надлежащую правовую оценку в судах апелляционной и кассационной инстанций, в том время как Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
При таких обстоятельствах решение Банка России об оставлении в базе данных сведений об Аверине С.В. как о члене наблюдательного совета Общества является правомерным, поскольку в данном случае административный истец в силу презумпции, закрепленной в Законе о банках и банковской деятельности, признается лицом, не соответствующим требованиям к деловой репутации, так как, обладая широким спектром полномочий для предотвращения возникновения рисков нарушения законодательства со стороны кредитной организации в качестве члена наблюдательного совета, не принял надлежащих мер по их реализации в полном объеме в целях выявления нарушений и предотвращения ситуации, при которой у Общества была отозвана лицензия, на что обоснованно указано в оспариваемых судебных постановлениях.
В связи с этим обжалуемые судебные акты, основанные на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, следует признать законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 327, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июня 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ашерина Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Кузьмичев С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2023 г. N 5-КАД23-5-К2
Опубликование:
-