г. Краснодар |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А53-19015/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 24.01.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 (судья Пипник Т.Д.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-19015/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРН о погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий ст. Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта технического обслуживания (литера 1) площадью 284,5 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ТК7 (далее - пункт обслуживания), и поста электрической централизации (литера 2) площадью 705 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК6 (далее - пост централизации), оформленные сообщениями от 27.03.2017 N 61/0011053/2016-233, 61/001/053/2016-229 и 61/001/053/2016-228.
Решением суда от 25.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2018, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, у управления возникли обоснованные препятствия в регистрации права собственности спорного объекта. Управление считает, что была проведена не законная реконструкция спорного объекта, однако документы подтверждающие законность реконструкции в управление не представлены. Суды не установили тождество зданий (пост централизации площадью 705 кв. м, этажность 3, год постройки 1988 и площадью 18 кв. м, этажность 1, год постройки 1972) права на которые зарегистрированы в 2004 году, пришли к ошибочным выводам о том, что бесспорным основанием для регистрации права собственности на спорные объекты, является их постановка на кадастровый учет.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежит комплекс служебно-технических зданий ст. Первомайская, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК6-ПК7 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.03.2004 N 698932 серии 61 АА).
Согласно сведениям из ЕГРН в данный комплекс входят здание пункта обслуживания и пост централизации.
В соответствии с распоряжением Северо-Кавказской железной дороги от 20.10.2016 N СКАВ-856/р проводилась работа по погашению регистрационной записи о праве собственности в связи с расформированием комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская и государственной регистрации права собственности на образованные в результате расформирования объекты недвижимого имущества.
Согласно техническому паспорту от 22.07.2012 общая площадь пункта обслуживания, по внутреннему обмеру составляет 284,5 кв. м, площадь по наружному обмеру 359,1 кв. м, год завершения строительства здания 1988.
На основании технического паспорта от 20.06.2013 общая площадь поста централизации составляет 705 кв. м, год завершения строительства здания 1988.
В связи с расформированием имущественного комплекса, уточнением площади зданий, в целях приведения в соответствие правоустанавливающих документов общество заключило договор с МП "Бюро технической инвентаризации" на выполнение кадастровых работ по постановке указанных объектов недвижимости на кадастровый учет и изготовление технических планов.
В соответствии с заключением кадастрового инженера в результате кадастровых работ в отношении здания пункта обслуживания выявлено, что объект выделен из комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская с кадастровым номером 61:24:0000000:5681, состоящего из здания пункта обслуживания (литера 1) и здания поста централизации (литера 2). Адрес объекта учета не совпадает с адресом земельного участка, в границах которого он расположен. Адрес объекта учета: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК7.
В соответствии с заключением кадастрового инженера в результате кадастровых работ в отношении здания поста централизации выявлено несоответствие общей площади и площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от 19.03.2004. По сведениям из декларации об объекте недвижимого имущества общая площадь здания составляет 705 кв. м, год завершения строительства здания 1988.
Согласно справке МП "Бюро технической инвентаризации" от 29.11.2016 техническая инвентаризация комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК6-ПК7, была проведена на основании приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 19.09.2003 N 356 с визуальным обследованием объекта, без проведения замеров и проверки правильности предоставленной обществом информации по площадям объекта. В связи с этим 20.06.2013 при проведении новой инвентаризации недвижимого имущества - поста централизации, входящего в состав указанного комплекса -выявлена внесенная ранее ошибочная информация о площади объекта.
Площадь поста централизации (литера 2) составляла 18 кв. м. При инвентаризации объекта 20.06.2013 установлено, что площадь поста централизации (литера 2) составляет 705 кв. м.
Кадастровые паспорта выданы филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области 15.09.2016 N 61/001/16-934278 на объект здание пункт технического обслуживания (литера 1), кадастровый номер 61:44:0074001:152, и 07.10.2013 N 61/001/13-716819 на объект здание поста централизации (литера 2), кадастровый номер 61:44:0000000:156119.
Общество обратилось с заявлениями от 15.11.2016 о погашении регистрационной записи о праве собственности на комплекс служебно-технических зданий ст. Первомайская и регистрации права собственности на здания пункта обслуживания (литера 1), и поста централизации (литера 2), приложив к ним все необходимые документы, предусмотренные требованиями статей 16 - 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). К документам приложено распоряжение о расформировании комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская от 20.10.2016 N СКАВ-856/р.
Управление сообщениями от 27.03.2017 N 61/001/053/2016-233, 61/001/053/2016-229 и 61/001/053/2016-228 отказало обществу во внесении изменений в запись ЕГРН: на спорные объекты - ввиду не устранения причин, приведенных в уведомлениях о приостановлении регистрационных действий, препятствующих осуществлению прекращения и регистрации права собственности: отсутствии сведений в ЕГРН о том, что нежилое здание КН/УН 61:44:0000000:156119 площадью 705 кв. м, расположенное по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК6 образовано из комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская КН/УН61:44:0000000:160554, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК6-ПК7. Кроме того, имеются расхождения в значении основной характеристики образованных объектов, указанной в правоустанавливающих документах и содержащейся в ЕГРН. Так, здание пункта обслуживания (литера I) КН/УН 61:44:0074001:152 имеет площадь 284,5 кв. м, а в соответствии с распоряжением о расформировании комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская от 20.10.2016 N СКАВ-856/р его площадь, составляет 250 кв. м. Нежилое здание КН/УН 61:44:0000000:156119 имеет площадь 705 кв. м, а в соответствии с распоряжением о расформировании комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская 20.10.2016 N СКАВ-856/р его площадь составляет 18 кв. м. Какие-либо документы, свидетельствующие об изменении характеристик комплекса служебно-технических зданий ст. Первомайская КН/УН61:44:0000000:160554, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный р-н, ст. Первомайская, 9 км ПК6-ПК7, и входящих в его состав объектов не представлены.
Полагая, что управление допустило незаконное уклонение от кадастрового учета и государственной регистрации права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 данного Кодекса).
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды, пришли к выводам о том, что в кадастре недвижимости имеются как записи о недвижимом комплексе, так и записи о зданиях, входящих в состав этого единого недвижимого комплекса. Отказ управления в регистрации спорных объектов недвижимости с уточненной площадью нарушает права и законные интересы заявителя. Суды указали, что общество представило все необходимые документы для осуществления испрашиваемых регистрационных действий, вследствие чего у заинтересованного лица отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в осуществлении кадастрового учета.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при обращении за государственной регистрацией права собственности на спорный объект заявителем в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для осуществления испрашиваемых регистрационных действий, вследствие чего у управления отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в осуществлении кадастрового учета. Судебные акты приняты судом с использованием правовой позиции суда округа изложенной в деле N А53-20240/2017.
Между тем суды не устранили имеющиеся в материалах дела противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, не усмотрели, что на регистрацию не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иные фактические обстоятельства с делом N А53-20240/2017 препятствующие совершению регистрационных действий.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.03.2004 N 698932 серии 61 АА на комплекс служебно-технических зданий ст. Первомайская, комплекс состоял из: постройки 1998 года (литера 1), 1 - наземный этаж площадью 250 кв. м и постройки площадью 18 кв. м (литера 2) - 1972 года.
Однако в 2013 году на государственный кадастровый учет поставлен объект площадью 705 кв. м и этажностью - 3 (литера 2) - 1988 года постройки (кадастровый паспорт от 07.10.2013).
Указанное несоответствие в площади образовалось в результате выдела зданий из одноэтажного комплекса, появились пункт обслуживания площадью 284,5 кв. м и 3 этажное здание пункта централизации площадью 750 кв. м с подвалом.
Выявленные несоответствия в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами (письма Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.04.2018) по мнению управления, свидетельствуют о проведении в отношении спорного здания незаконной реконструкции.
Суды указали, что изменение площади спорных зданий произошло вследствие уточнения их площади путем измерения, здания построены в 1988 году, о чем предоставлены подтверждающие документы в управление. Орган кадастрового учета - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области не нашел оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
В качестве доказательств ошибочно указанной площади спорного объекта общество сосалось на справку МП "Бюро технической инвентаризации" от 29.11.2016 в которой указано, что ранее выявленная площадь объектов определена ошибочно, однако в заключении кадастрового инженера отсутствует обоснование допущенной ошибки в площади спорного объекта.
Кроме того факт постановки спорных объектов на государственный кадастровый учет не влечет возникновения права собственности на увеличенную площадь объекта и не служит безусловным доказательством отсутствия реконструкции, в заключениях кадастрового инженера отсутствуют обоснования ошибки в несоответствии общей площади спорных зданий, их этажности и года завершения строительства.
Суды не выяснили идентичность спорных объектов, не устранили противоречия в представленных в дело доказательствах, не установили причины изменения площади указанных объектов и не исследовали материалы регистрационного дела.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду следует, руководствуясь данными в постановлении указаниями суда кассационной инстанции, обязательными в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для суда, вновь рассматривающего дело, используя процессуальные полномочия и распределив в соответствии с нормами названного Кодекса между сторонами бремя доказывания, устранить вышеназванные недостатки и противоречия, установить дополнительные обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, после чего разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А53-19015/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2018 г. N Ф08-10183/18 по делу N А53-19015/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5778/19
01.03.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-19015/17
17.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10183/18
18.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12724/18
25.06.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-19015/17