г. Краснодар |
|
11 января 2019 г. |
Дело N А63-3773/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - территориального отдела государственного надзора по Ставропольскому краю Южного межрегионального территориального управления (ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295) - Коржова Н.Н. (доверенность от 21.12.2018), Пироговой С.Ф. (доверенность от 21.12.2018), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 58871 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2018 (судья Галушка В.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2018 (судьи Семёнов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-3773/2018, установил следующее.
ООО "Южная нефтяная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному отделу государственного надзора по Ставропольскому краю Южного межрегионального территориального управления (далее - отдел) о признании незаконным постановления от 26.01.2018 N 08-33/03 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 130 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 26.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2018, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении содержит подпись свидетеля Белик Е.А., являющегося государственным инспектором отдела, ранее проводившим внеплановую документальную проверку общества, что нарушает правила составления протокола. В действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения.
В отзыве на жалобу отдел просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители отдела поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 04.12.2017 на основании служебной записки от 04.12.2017, протокола испытаний и заключения к протоколу испытаний образца дизельного топлива от 17.11.2017 N 652 установлено, что общество 07.11.2017 на МАЗС N 19 (Ставропольский край, Ставрополь, Михайловское шоссе, 13) реализовывало дизельное топливо ДТ-Л-К5, не соответствующее допустимому показателю массовой доли серы (при норме не более 10 мг/кг фактически содержалось 16,6 мг/кг), чем нарушило часть 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), пункт 1.2 статьи 1 и пункт 4.4 статьи 4 приложения N 3 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - ТР ТС 013/2011).
Эти обстоятельства зафиксированы управлением в протоколе об административном правонарушении от 19.01.2018 N 08-28/02 и повлекли вынесение постановления от 26.01.2018 N 08-33/03 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса в виде взыскания 130 тысяч рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление отдела в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Судебные инстанции со ссылкой на часть 1 статьи 6, частью 1 статьи 36, часть 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, пункт 4.4 статьи 4 приложения N 3 ТР ТС 013/2011, протокол об административном правонарушении от 19.01.2018 N 08-28/02, служебную записку от 04.12.2017, протокол испытаний и заключение к протоколу испытаний образца дизельного топлива от 17.11.2017 N 652, акт отбора образцов от 07.11.2017, паспорт на продукцию N 3450 (л. д. 53, 58 - 63 т. 1), сочли доказанным совершение обществом вмененного ему правонарушения.
Судебные инстанции не усмотрели оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, а также для снижения размера штрафа ниже низшего предела (статья 2.9, часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса). Срок давности привлечения к ответственности соблюден (статья 4.5 Кодекса). Суд отметил, что при установления размера штрафа отдел установил наличие отягчающих вину общества обстоятельств (повторное совершение однородных административных правонарушений.
Объективная сторона вмененного обществу нарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Отделом установлено, что общество реализовывало продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Таможенного союза по химическому составу (превышение содержания серы).
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Суд установил, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов заключается в превышении содержания серы в топливе.
Техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (вместе с "ТР ТС 013/2011. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту"), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - Регламент), устанавливающим требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности (статья 1 Регламента), под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю (пункт 2.1 Регламента); под обращением топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; продавцом - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена Таможенного союза, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 3.2 Регламента установлено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю в том числе информацию о соответствии топлива требованиям Регламента. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Регламента в форме декларирования соответствия (пункт 6.1 Регламента). Подтверждение соответствия топлива требованиям Регламента осуществляется для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д (пункт 6.2 Регламента).
Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (далее - Инструкция) под паспортом качества нефтепродукта понимается документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний (пункт 2 Инструкции); показателем качества нефтепродукта - количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество; экспресс-анализом - оценка качества нефтепродукта, проводимая с использованием экспресс-метода. Если экспресс-анализ показал, что нефтепродукт некондиционный, то эти данные необходимо проверить лабораторными испытаниями; экспресс-методом - метод испытания, позволяющий с установленной вероятностью за более короткое время, чем стандартный метод, определить показатель качества нефтепродукта и принять решение о необходимости проверки его в лабораторных условиях.
Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов - комплекс мероприятий, осуществляемых при подготовке и проведении операций по приему, хранению, транспортированию и отпуску нефтепродуктов с целью предотвращения реализации некондиционных нефтепродуктов (пункт 3.1 Инструкции).
Исходя из пункта 3.8 Инструкции анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят: если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа.
Выбор средств и условий хранения и транспортирования, обеспечивающих сохранение качества нефтепродуктов, должен отвечать установленным требованиям (пункт 5.1 Инструкции).
В силу пункта 5.2 Инструкции сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают в том числе за счет проверки полноты и правильности оформления сопроводительной документации принимаемого нефтепродукта, исправности транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, судов) и пломб, соответствия маркировки сопроводительным документам, фактического качества принимаемого нефтепродукта; соблюдения условий хранения, контроля качества и учета изменения численных значений показателей качества, сроков зачистки резервуаров и трубопроводов в процессе хранения нефтепродуктов; своевременного обнаружения и устранения причин, способных влиять на ухудшение качества нефтепродуктов.
По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами в соответствии в пунктом 6.2 Инструкции проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверяются данные паспортов с требованиями нормативного документа; отбираются точечные пробы и составляются объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа; сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта; заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов. Учет качественного состояния хранимых нефтепродуктов ведут в журналах анализов (приложения N 6 - 9) (пункт 6.8 Инструкции).
Для предупреждения порчи нефтепродуктов при хранении периодически проводится проверка их качества в объемах и сроки, определенные графиком проведения анализов согласно приложению N 10 (пункт 6.9 Инструкции).
Приложением N 10 к Инструкции установлено, что в графике проведения анализов хранимых нефтепродуктов, составляемом до 20 декабря года, предшествующего планируемому, включаются нефтепродукты, хранящиеся в организации более полугода и заложенные на длительное (более года) хранение. Организации, не имеющие лабораторий, должны согласовывать график с лабораторией, с которой заключен договор на проведение анализов. В графах 3 и 4 проставляются даты последнего контрольного и в объеме требований нормативного документа анализов (пункт 2 приложения N 10 к Инструкции). В графах 5 - 16 в числителе проставляется вид планируемого анализа (К - контрольный, НД - в объеме нормативного документа), в знаменателе - дата проведения анализа и номер паспорта (пункт 3 Приложения N 10 к Инструкции).
В силу пункта 6.12 Инструкции в процессе хранения нефтепродуктов необходимо: осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре; отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:
- после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ);
- после слива прибывшего нефтепродукта (контрольный анализ, а при необходимости - в объеме нормативного документа);
- в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа).
При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта (пункт 6.13 Инструкции).
Нефтепродукт отпускают при наличии данных контрольного анализа или анализа в объеме требований нормативного документа. При этом срок действия анализа должен составлять половину срока, указанного в п. п. 3.7 и 3.8 (пункт 6.14 Инструкции).
Контрольный анализ нефтепродуктов проводят (пункт 3.7 Инструкции) в том числе после слива из транспортных средств; после внутрискладских перекачек; при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в 6 месяцев, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в год; не позже 24 часов после налива нефтепродукта по пробам, отобранным из транспортных средств.
Анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят (пункт 3.8 Инструкции) в том числе: при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в год, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в 2 года; если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа.
Прием нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации и поступающих на автозаправочную станцию (далее - АЗС) в автоцистернах и расфасованных в мелкую тару, производят по паспорту качества и товарно-сопроводительным документам с указанной в них информацией о сертификации нефтепродукта или с приложением копии сертификата соответствия (пункт 6.20 Инструкции).
Исходя из пункта 6.22 Инструкции перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС в ней проверяют наличие подтоварной воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями, которая используется в качестве арбитражной, и определяют: для автобензинов - плотность, температуру и визуально - цвет, прозрачность, содержание воды и механических примесей; для дизельного топлива - плотность, температуру, содержание воды и механических примесей (визуально).
Контрольную пробу, на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.
Пунктом 6.23 Инструкции установлено, что для выполнения перечисленных работ АЗС обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащими необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на АЗС нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).
Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.
Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по пункту 6.22 Инструкции требованиям нормативного документа (пункт 6.24 Инструкции).
Исходя из пункта 6.25 Инструкции сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивают в том числе за счет проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа.
Из судебных актов по делу N А32-30776/2017, опубликованных на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети Интернет (далее - из сайте в сети Интернет), следует, что в протоколе испытаний от 09.06.2017 ФБУ "Ростовский ЦСМ" зафиксировано несоответствие реализуемого обществом дизельного топлива требованиям Регламента, в том числе по массовой доле серы в дизельном топливе.
Проверка соответствия качеству реализуемого обществом дизельного топлива в настоящем деле проводилась 04.12.2017 при контрольных мероприятиях по оценке исполнения ранее выданного обществу предписания от 07.11.2017, в том числе с учетом испытаний качества продукции, проведенных 17.11.2017.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства проведения обществом предусмотренных пунктом 6.25 Инструкции срочных мероприятий по проверке качества нефтепродуктов на АЗС (не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, проведения лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа).
Не представлены в материалы дела и доказательства выполнения обществом перечисленных в пунктах 5.2, 6.2, 6.8, 6.9, 6.12, 6.13, 6.14, 6.22, 6.23 Инструкции требований в части текущей проверки качественных характеристик хранящегося и реализуемого дизельного топлива, проведении соответствующих контрольных мероприятий за качеством реализуемой продукции. При этом в силу пунктов 6.13, 6.22 Инструкции факт принятия на реализацию дизельного топлива от поставщика без замечаний свидетельствует как о проверке его качества в момент приемки продукта нефтепереработки, так и проведении контрольной пробы при сливе нефтепродукта в резервуар АЗС.
Из имеющейся в материалах дела копии паспорта от 29.11.2016 N 3450 на изготовленное 15.11.2016 дизельное топливо, где фактическим значением массовой доли серы указаны 5,1 мг/кг (при норме 10 мг/кг), видно, что топливо изготовлено 15.11.2016, проверка осуществлялась 07.11.2017. Следовательно, в отношении этого дизельного топлива общество должно было произвести как минимум контрольный анализ нефтепродукта (пункт 3.7 Инструкции) в связи со сливом из транспортных средств, взять контрольную пробу (пункт 6.22 Инструкции), а также осуществить контроль качества экспресс-методами (пункт 6.23 Инструкции) (помимо необходимости проведения срочных контрольных мероприятий в связи с поступлением сведений о реализации некачественной продукции). Таких доказательств в материалах дела не имеется.
Из судебных актов по делам N А32-44386/2015, А63-3403/2013, А63-21255/2017, А63-21256/2017, А63-21251/2017, А63-21255/2017, А63-21251/2017, А63-21254/2017, размещенных на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети Интернет, также усматривается, что по результатам проведенных контрольных мероприятий за качеством реализуемых обществом продуктов нефтепереработки выявлены многочисленные факты нарушения их качественных характеристик. Эти обстоятельства правомерно расценены судебными инстанциями в настоящем деле как свидетельствующие о наличии у общества умысла на совершение продолжающихся противоправных действий при наличии у него сведений о несоответствии реализуемой продукции предъявляемым требованиям по качеству.
С учетом изложенного и отсутствия в материалах дела доказательств принятия обществом всех установленных законом норм по проверке качества принимаемого к реализации дизельного топлива при его сливе на АЗС, а также установления в деле N А32-30776/2017 обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у общества информации о некачественном составе реализуемого топлива и необходимости в связи с этим предпринять незамедлительные меры по проверке качества реализуемого продукта нефтепереработки, доказательства выполнения которых в материалы дела общество также не представило, вывод суда о наличии в его действиях вмененного ему правонарушения в рассматриваемом случае основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2018 по делу N А63-3773/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.