г. Краснодар |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А32-6105/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Успенскому району и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "НЭРО", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЭРО" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А32-6105/2023, установил следующее.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Успенскому району (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "НЭРО" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 20.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2023, суд привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса и назначил ему наказание в виде 100 тыс. рублей административного штрафа. Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 25.12.2022, суд направил на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Суд освободил от ареста и возвратил собственнику Дзагоеву Руслану Витальевичу транспортное средство (свидетельство о регистрации ТС 1557 N 012081) с полуприцепом (свидетельство о регистрации 1519 N 560386), арестованное на основании протокола изъятия вещей и документов от 25.12.2022.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, соблюдением административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты. По мнению общества, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм процессуального и материального права и подлежат отмене. Общество полагает, что в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, поскольку товарно-транспортные накладные от 20.12.2022 N 220 и N 221 (с заполненным транспортным разделом) предназначались для перевозки алкогольной продукции, являющейся предметом спора, на транспортном средстве: MAN 26/430 6 х 2 государственный номер А 724 УХ 190, прицеп KRONE SDP 27 государственный номер АС 0130 15, которые представлены водителем в ходе проверки. По какой причине в системе ЕГАИС не отобразилась информация о транспортном средстве в транспортном разделе, обществу неизвестно. Отсутствие сведений о транспортном средстве в системе ЕГАИС правового значения не имеет.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 24.12.2022 в 21 час 40 минут на автодороге Р-217 "Кавказ" 209 км в рамках проводимой операции "Анаконда" сотрудниками полиции выявлен факт осуществления оборота алкогольной продукции - пиво в ассортименте "Дарьял" ("Немецкое", "Жигулевское", "Баварское", "Чешское") в стеклянных бутылках объемом по 0,5 литра каждая в количестве 4800 штук (общий объем 2400 литра) и пиво в ассортименте "Дарьял" ("Традиционное", "Немецкое", "Жигулевское", "Баварское", "Царская корона", "Чешское", "Оригинальное") в ПЭТ объемом 1,5 литра каждая в количестве 10488 штук (общий объем 15732 литра). При проверке установлено, что общий объем перевозимой продукции составил 18132 литра; грузоотправителем указанной алкогольной продукции, транспортировка которой осуществлялась обществом без сопроводительных документов, является ООО "НЭРО".
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о нарушении обществом требований статьи 10.2, статьи 16, статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), и изъятия алкогольной продукции - пиво в ассортименте "Дарьял" ("Немецкое", "Жигулевское", "Баварское", "Чешское") в стеклянных бутылках объемом по 0,5 литра каждая в количестве 4800 штук (общий объем 2400 литра) и пиво в ассортименте "Дарьял" ("Традиционное", "Немецкое", "Жигулевское", "Баварское", "Царская корона", "Чешское", "Оригинальное") в ПЭТ объемом 1,5 литра каждая в количестве 10488 штук (общий объем 15732 литра), на основании протокола изъятия вещей и документов от 13.12.2022 (общий объем изъятой продукции 18132 литра).
По факту осуществления незаконного оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, отдел составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 25.01.2023 N 21-075082 по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса и, в порядке части 3 статьи 23.1 Кодекса, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь пунктом 16 статьи 2, пунктом 1 статьи 10.2, статьями 25, 26 Закона N 171-ФЗ, разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 15.1 постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Кодексом, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.16 Кодекса и обоснованно направили на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола об изъятии вещей и документов от 25.12.2022.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Судебные инстанции установили, что в ходе проверки при остановке транспортного средства MAN 26/430 6 х 2 государственный номер А 724 УХ 190, прицеп KRONE SDP 27 государственный номер АС 0130 15 сотрудниками полиции, водитель транспортного средства Дзагоев Р.В. представил товарно-транспортные накладные, не внесенные в базу данных ЕГАИС.
Согласно пункту 6.2 приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС. Оборот алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС информации о его объеме является самостоятельным основанием для принятия должностным лицом уполномоченного органа решения об изъятии из незаконного оборота такой алкогольной продукции (абзац 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ).
Суды обоснованно исходили из того, что все сведения, содержащиеся в сопроводительных документах, должны соответствовать данным государственных информационных ресурсов. Действующим законодательством на участников алкогольного рынка возлагается безусловная обязанность по надлежащему и своевременному оформлению товаросопроводительных документов и фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции (в том числе пива) до выезда транспортного средства. Общество должно было убедиться, что товарно-транспортная накладная принята в ЕГАИС без ошибок и только потом выпустить транспортное средство с алкогольной продукцией с территории предприятия, что в данном случае общество не выполнило. Суды учли, что когда содержащиеся в сопроводительных документах данные невозможно сопоставить с данными, содержащимися в ЕГАИС о реализации алкогольной продукции, что имело место в данном случае, представленные документы не могут удостоверять легальность оборота алкогольной продукции.
Установив, что обществом допущен оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (транспортировка продукции осуществлялась без сопроводительных документов, оформленных должным образом), судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 Кодекса. Документально данный вывод общество не опровергло.
Сделав правильный вывод о том, что товаросопроводительные документы, отвечающие требованиям законодательства и подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции обществом в системе ЕГАИС не зафиксированы, следовательно, данная продукция находится в незаконном обороте в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ и подлежит безусловному изъятию с последующим уничтожением в соответствии с Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027, суды обоснованно направили алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 25.12.2022, на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом транспортное средство с полуприцепом, арестованное на основании протокола изъятия вещей и документов от 25.12.2022 правомерно возвращено судом собственнику - Дзагоеву Руслану Витальевичу. В кассационной жалобе не приведены доводы относительно незаконности судебных актов в указанной части.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности по данной категории дел соблюден, административное наказание назначено с учетом фактических обстоятельств дела и правильного применения норм права.
Основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса суды не установили.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы общества исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 по делу N А32-6105/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса суды не установили.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2024 г. N Ф08-13362/23 по делу N А32-6105/2023