г. Краснодар |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А32-43021/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Рассказова О.Л.,
судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В.,
при участии в судебном заседании заявителя - Шабалиной Людмилы Юрьевны - (паспорт) и ее представителя Седоголовко Т.П. (доверенность от 30.03.2018), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Слободянюк О.А. (доверенность от 22.03.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 (судья Гордюк А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2019 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А32-43021/2018,
установил следующее.
Шабалина Л.Ю. обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к УФНС России по Краснодарскому краю и МИФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 15.08.2018 N 7535377А о ликвидации ООО "Полюс" (далее - общество) и возложении на инспекцию обязанности аннулировать запись от 15.08.2018 N 7535377А в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр; измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2019, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение инспекции о государственной регистрации ликвидации общества от 15.08.2018. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что ликвидационный баланс общества содержал недостоверные сведения, задолженность перед Шабалиной Л.Ю. не отражена в балансе и не погашена, ликвидатор (единственный участник) уведомлен о наличии задолженности (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2016, исполнительное производство N 20346/18/23047-ИП).
В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, регистрирующий орган в силу своих прав и обязанностей, установленных действующим законодательством, не мог знать о наличии либо отсутствии задолженности, ликвидатор не привлечен к участию в деле, выводы об отсутствии доказательств уведомления Шабалиной Л.Ю. о ликвидации сделаны без учета правовой позиции ликвидатора. Признанию записи недействительной должно предшествовать признание недействительным решения собрания о ликвидации общества.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю указало на ее правомерность и ошибочность выводов в обжалуемых судебных актах.
В судебном заседании участвующие в деле лица и представители поддержали доводы жалобы и возражений.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц и представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 30.11.2016 инспекция приняла решение N 27476А о государственной регистрации внесения в реестр сведений о принятии решения о ликвидации общества и назначении ликвидатора (Романченко П.П.).
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 03.05.2017/271 часть 1 N 17 (631).
Решением от 02.11.2017 инспекция зарегистрировала внесение в реестр сведений о промежуточном ликвидационном балансе общества.
Ликвидатор Романченко П.П. в инспекцию представил 08.08.2018 для осуществления государственной регистрации ликвидации общества следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы N Р16001;
- бухгалтерскую (финансовая) отчетность;
- решение единственного участника общества от 08.08.2018 N 3-2018;
- копию документа, удостоверяющего личность;
- документ об уплате государственной пошлины.
Возражения относительно предстоящей ликвидации общества в установленном действующим законодательством порядке (форма N Р38001) в инспекцию не представлены.
На этапе проведения автоматической проверки на наличие ограничений на осуществление регистрационных действий в отношении лиц, сведения о которых содержатся в представленных на регистрацию юридического лица документах в информационном ресурсе "Ограничения" выявлено отсутствие ограничений на осуществление регистрационных действий в отношении общества. На момент регистрационных действий реестр содержал сведения о единственном учредителе общества Романченко П.П.
По результатам рассмотрения представленных документов в связи с отсутствием возражений и ограничений в отношении общества, а также представлением заявителем полного комплекта документов, установленного законодательством, инспекция приняла решение о государственной регистрации общества при ликвидации от 15.08.2018 N 7535377А.
Вместе с тем решением Курганинского районного суда за истцом признано право на 1/3 доли в уставном капитале общества. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2016 с общества в пользу Шабалиной Л.Ю. взыскано 254 535 рублей 35 копеек действительной стоимости доли. На основании исполнительного листа от 04.04.2018 возбуждено исполнительное производство N 20346/18/23047-ИП.
Полагая, что ликвидация общества при указанных обстоятельствах не может быть признана законной, Шабалина Л.Ю. обратилась в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как указано в абзаце 2 пункта 1 статьи 63 Кодекса, прежде всего ликвидатор должен совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях (подпункт "а" пункта 1 Закона N 129-ФЗ); ликвидационный баланс (подпункт "б" пункта 1 Закона N 129-ФЗ).
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
В рассматриваемой ситуации ликвидация общества осуществлена на основании промежуточного ликвидационного баланса, не отражающего наличие задолженности перед Шабалиной Л.Ю.
Исследовав и оценив, имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией представлен ликвидационный баланс с заведомо недостоверными сведениями, в связи с неотражением задолженности перед Шабалиной Л.Ю.
Между тем суды не учли следующего.
В пунктах 2 и 3 статьи 62 Кодекса предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В силу части 4 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Суды констатировали ненадлежащее исполнение ликвидатором (единственным участником) Романченко П.П. возложенных на него законодательством обязанностей при проведении процедуры ликвидации указанного юридического лица.
Между тем Романченко П.П., не привлеченный к рассмотрению дела, лишен возможности представлять доказательства, обосновывать свою правовую позицию, участвовать в арбитражном процессе, который в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен проходить в состязательной форме.
Исключение на основании решения суда из реестра записи о прекращении деятельности общества влечет необходимость принятия единственным участником общества соответствующих решений и совершения действий в отношении общества, отнесенных действующим законодательством к полномочиям единственного участника общества.
В апелляционной жалобе инспекция указала на эти обстоятельства, однако они оставлены без оценки.
В рассматриваемом деле неверно определен круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, в обжалуемых судебных актах сделан вывод о представлении в регистрирующий орган документов, содержащих не соответствующие действительности сведения, чем затронуты права и обязанности ликвидатора, подписавшего нулевой ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Аналогичные правовые выводы приведены в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2015 N 306-КГ15-537 по делу N А65-6134/2014.
Таким образом, принимая во внимание, что судебные акты по рассматриваемому делу приняты о правах и об обязанностях не привлеченного к участию в деле ликвидатора (единственного участника) Романченко П.П., обжалуемые судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в соответствующем процессуальном статусе ликвидатора (единственного участника) Романченко П.П., разрешить спор в соответствии с требованиями норм права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2019 по делу N А32-43021/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 2 и 3 статьи 62 Кодекса предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
...
В рассматриваемом деле неверно определен круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, в обжалуемых судебных актах сделан вывод о представлении в регистрирующий орган документов, содержащих не соответствующие действительности сведения, чем затронуты права и обязанности ликвидатора, подписавшего нулевой ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. Аналогичные правовые выводы приведены в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2015 N 306-КГ15-537 по делу N А65-6134/2014."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2019 г. N Ф08-2991/19 по делу N А32-43021/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2991/19
17.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14032/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43021/18
26.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2991/19
02.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-351/19
03.12.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43021/18