г. Краснодар |
|
10 июня 2019 г. |
Дело N А15-2776/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" (ИНН 0550005250, ОГРН 1080550000904) - Шапиева Н.Ш. (доверенность от 21.03.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (ИНН 0571002531, ОГРН 1130571000405) и третьего лица - открытого акционерного общества "Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие" (ИНН 0542035123, ОГРН 1130542000082), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.11.2018 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А15-2776/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - министерство) от 21.03.2018 N 59 "О прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок" в части прекращения действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту "Дагестанские Огни - Дербент" (регистрационный номер 229, порядковый номер 851) (далее - приказ N 59).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Дербентское ПАТП").
Решением суда от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2019, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на соответствие приказа N 59 нормам действующего законодательства и отсутствие доказательств осуществления обществом регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту "Дагестанские Огни - Дербент" (далее - спорный маршрут).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнениями к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что невозможность осуществления регулярных перевозок по спорному маршруту связана с неправомерными действиями министерства и ОАО "Дербентское ПАТП", направленными на лишение общества права осуществлять перевозки по спорному маршруту. Общество предпринимает все возможные меры для продолжения деятельности по перевозке пассажиров по спорному маршруту и представило в материалы дела доказательства осуществления перевозок, однако суд апелляционной инстанции неправомерно отказал в приобщении данных доказательств к материалам дела. Суды не учли, что бремя доказывания соответствия закону приказаN 59 лежит на министерстве, однако министерство такие доказательства не представило и не доказало, что общество не осуществляет регулярные перевозки по сорному маршруту.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и ОАО "Дербентское ПАТП" просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До рассмотрения кассационной жалобы от министерства поступило ходатайство об отложении судебного заседания, обоснованное тем, что за один день до судебного заседания от общества поступили письменные пояснения по делу, на которые министерство полагает необходимым представить свои доводы. В случае удовлетворения данного ходатайства министерство просит провести следующее судебное заседание с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении ходатайства надлежит отказать, поскольку министерство не представило доказательства, объективно препятствующие рассмотрению кассационной жалобы в судебном заседании, назначенном на 04.06.2019 на 11 часов 45 минут, а также доказательства затруднительности/невозможности подготовки и направления в суд кассационной инстанции письменных возражений на полученные от общества письменные возражения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как видно из материалов дела, доводы общества изложены в кассационной жалобе, доводы министерства и ОАО "Дербентское ПАТП" - в отзывах на кассационную жалобу.
На основании части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении последнего о времени и месте судебного разбирательства.
В материалы дела представлены доказательства надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания.
Судебное заседание может быть отложено по ходатайству участвующего в деле лица об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки, если признает эти причины уважительными.
Причины неявки в судебное заседание министерство не обосновало.
При таких обстоятельствах ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 04.06.2019 на 11 часов 45 минут, надлежит отклонить. Соответственно, ходатайство о проведении судебного заседания (в случае его отложения) с использованием системы видеоконференц-связи также не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя общества, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 22.07.2008 N АСС-05-016417 и свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок общество осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозки более восьми человек, в т. ч. по спорному маршруту (регистрационный номер 229, порядковый номер 851).
Сославшись на то, что общество не осуществляет перевозку пассажиров по спорному маршруту более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации, министерство издало приказ N 59 о прекращении действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по спорному маршруту, сославшись на пункт 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и Положение о Министерстве транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан", утвержденное постановлением Правительства Республики Дагестан от 15.12.2015 N 342 "Вопросы Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан".
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало приказ министерства в арбитражный суд.
Суды отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в т. ч. отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Перечнем мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7), Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, (утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", ГОСТ Р51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта".
Суды указали, что данные нормативные правовые акты устанавливают обязательные требования к порядку организации перевозок пассажиров и багажа. Так, субъект транспортной деятельности обязан провести предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств; обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации. Субъект транспортной деятельности также обязан оформить путевой лист. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается. Путевой лист должен содержать дату, время и показания одометра, которые при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий; дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества; дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Суды указали, что общество не представило доказательства бесперебойного осуществления по спорному маршруту перевозок пассажиров с 01.01.2018, в т. ч. доказательства прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, выдачи водителям оформленных в установленном порядке путевых листов.
Суды указали, что с 01.01.2018 общество не выполнило ни одного предусмотренного расписанием рейса по спорному маршруту, и признали приказ N 59 соответствующим пункту 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при принятии уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации в течение более чем трех дней подряд.
При этом суды сослались на сведения ОАО "Дербентское ПАТП" (которое имеет транспортную инфраструктуру для осуществления перевозок по спорному маршруту, в т. ч. автостанцию "Северный"), следующего содержания: между обществом и ОАО "Дербентское ПАТП" отсутствует договор на обслуживание общества в целях осуществления им перевозок; с 01.01.2018 общество не использовало инфраструктуру ОАО "Дербентское ПАТП" в целях осуществления перевозки пассажиров по спорному маршруту; ОАО "Дербентское ПАТП" не осуществляло учет и регистрацию транспорта общества по спорному маршруту; в 2017 году ОАО "Дербентское ПАТП" оказывало обществу платные услуги по кассовому и диспетчерскому обслуживанию по договору от 30.12.2016, который не был пролонгирован ввиду неисполнения обществом договорных обязательств и непредставления соответствующих документов для заключения договора о перевозках.
Вместе с тем, суды не выяснили правовое регулирование полномочий ОАО "Дербентское ПАТП" по осуществлению контроля за исполнением требований законодательства о грузо- и пассажирских перевозках, в т. ч. Закона N 220-ФЗ лицами (в т. ч. обществом), осуществляющими такой лицензируемый вид деятельности как перевозки пассажиров и багажа на территории Республики Дагестан.
Суды не выяснили, кто, когда, на каком основании, в каком порядке, в пределах каких полномочий (и кем предоставленных) проводил контрольные мероприятия (проверки) на предмет осуществления обществом/неосуществления перевозок по спорному маршруту, и какие акты (справки, протоколы и пр.) составлены по результатам натуральных обследований на спорном маршруте с указанием адресов мест проверки, периодов, времени, продолжительности контрольных мероприятий.
Суд апелляционной инстанции указал, что определениями от 10.07.2018, 31.10.2018, 09.11.2018 суд первой инстанции предлагал обществу представить доказательства осуществления регулярных перевозок по спорному маршруту, однако общество такие документы не представило. Указав, что общество не доказало объективную невозможность представления истребуемых судом первой инстанции документов, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" оставил без рассмотрения представленные обществом в суд апелляционной инстанции доказательства осуществления регулярных перевозок по спорному маршруту (журнал выдачи путевых листов, путевые листы, журнал учета неисправностей при проведении контроля технического состояния при выпуске и возвращении автомобилей с линии).
В связи с тем, что в основу выводов о неосуществлении обществом перевозок по спорному маршруту суды положили лишь сведения, представленные ОАО "Дербентское ПАТП", а приказ N 59 не содержит ни конкретный период, в течение которого общество не выполнило по спорному маршруту ни одного рейса в течение более чем трех дней подряд, ни ссылку на документ, в котором данный факт зафиксирован, судебные акты о соответствии приказа N 59 Закону N 220-ФЗ нельзя признать законными и обоснованными.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты при нарушении статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей совокупную оценку всех представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, по неполно установленным и исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу N А15-2776/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.