г. Краснодар |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А20-5893/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Исаковой Ирины Николаевны (ИНН 263600220744, ОГРНИП 304263535800468), ответчика - межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 0725004443, ОГРН 1100725002674), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2019 (судья Дабагова Л.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А20-5893/2018, установил следующее.
ИП Исакова И.Н. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с иском к МТУ ФС по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) о взыскании 40 тыс. рублей убытков в виде расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что сумма на оплату услуг представителя необоснованно завышена и не соответствует критерию разумности и справедливости, поскольку дело было несложным. Суд необоснованно принял во внимание рекомендации Совета адвокатской палаты от 20.03.2018 и сослался на сведения о ценах на юридические услуги в Ставропольском крае. Представитель не является адвокатом. В резолютивной части решения необходимо указать, что денежные средства подлежат взысканию с Российской Федерации в лице управления за счет казны государства. По мнению ответчика, расходы, связанные с ведением представителем дел в суде, нельзя рассматривать как убытки, возмещаемые по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку они не связаны с восстановлением нарушенного права. Действия управления были правомерными и поэтому не могли причинить вред.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, 29.01.2018 должностным лицом управления в отношении предпринимателя составлен протокол СК N 025612 об административном правонарушении, который с материалами дела направлен мировому судье судебного участка N 2 Октябрьского района г. Ставрополя.
В целях обеспечения защиты своих законных прав и интересов предприниматель (заказчик) и Урсов Н.А. (далее - представитель; исполнитель) заключили договор оказания юридических услуг, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказать заказчику юридическую помощь по представлению интересов в суде. Стоимость услуг - 40 тыс. рублей - оплачена платежным поручением от 11.07.2018 N 658.
Постановлением мирового судьи от 01.03.2018, оставленным без изменения решением районного суда от 01.06.2018, производство по административному делу прекращено в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения.
Посчитав расходы по оплате услуг представителя убытками, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5), а также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2009 N 13456/08 и от 23.07.2013 N 1522/13, расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
На основании статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом. Ведомственная структура расходов бюджета - это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
Отказ в привлечении предпринимателя к административной ответственности подтвержден постановлением мирового судьи от 01.03.2018 по делу N 3-163-28-506/2018.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу предпринимателя расходов на оплату услуг представителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из принципа разумности и объема оказанных представителем услуг, с учетом существующих размеров оплат за аналогичные услуги.
Утверждение заявителя жалобы о том, что взыскание должно производиться за счет казны Российской Федерации, соответствует содержанию резолютивной части обжалуемого решения и не свидетельствует о нарушении судом норм права.
Доводы заявителя относительно размера расходов на услуги представителя получили надлежащую правовую оценку, не опровергают правильности выводов судов и направлены на переоценку доказательств, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А20-5893/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом. Ведомственная структура расходов бюджета - это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2019 г. N Ф08-7379/19 по делу N А20-5893/2018