г. Краснодар |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А32-16702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Селеброс-Розница" (ИНН 2308131602, ОГРН 1072308005670) - Серебряковой С.А. (директор), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару (ИНН 2308024329, ОГРН 1042303711559) -Невзоровой С.В. (доверенность от 01.02.2019), в отсутствие заинтересованных лиц - государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878), государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе города Краснодара (ИНН 2308081038, ОГРН 1022301195322), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару и общества с ограниченной ответственностью "Селеброс-Розница" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 (судья Лукки А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2019 (судьи Сулименко Н.В., Стрекачёв А.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-16702/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Селеброс-Розница" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Краснодару (далее - инспекция) о признании безнадежной к взысканию и исключении из лицевых счетов общества задолженности по уплате налогов, сборов, пени, штрафов, взносов, отраженной в справке N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 06.03.2018: 2 848 рублей 25 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017; 937 рублей 38 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 183 рубля 35 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 1 015 рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 4 984 рубля 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) до 01.01.2017; 4 229 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 539 рублей 09 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 97 241 рубль минимального налога в бюджеты субъектов до 01.01.2016; 58 924 рубля 61 копейка пени по минимальному налогу в бюджеты до 01.01.2016; 600 рублей штрафа за нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации; 100 рублей штрафа по единому налогу (далее - спорная задолженность); взыскания с инспекции 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края (далее - пенсионный фонд), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд ОМС).
Решением суда от 25.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2019, требования удовлетворены в части признания безнадежной к взысканию задолженности: 2 848 рублей 25 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017; 937 рублей 38 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 183 рубля 35 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 1 015 рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 4 984 рубля 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 4 229 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 539 рублей 09 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; взыскания с инспекции 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы истечением срока для принудительного взыскания спорной задолженности, что является основанием для ее признания безнадежной к взысканию. В удовлетворении остальной части требований отказано со ссылкой на то, что остальная часть указанной в справке N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам на 06.03.2018 сумма задолженности (97 241 рубль минимального налога в бюджеты субъектов до 01.01.2016, 58 924 рубля 61 копейка пени и 100 рублей штрафа, 200 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации) признана безнадежной к взысканию решениями инспекции, в связи с чем отсутствуют основания для повторного признания задолженности безнадежной к взысканию; основания для признания безнадежной к взысканию задолженности в виде 400 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют, поскольку не истек установленный законом пятилетний срок взыскания штрафа.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения требований общества, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что инспекция не является уполномоченным лицом по списанию спорной задолженности. Соответствующие решения должны быть приняты уполномоченными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество, фонд социального страхования и фонд ОМС не представили в суд отзывы на кассационную жалобу инспекции.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что инспекция признала безнадежной к взысканию часть спорной задолженности только после обращения общества в суд с заявлением, в связи с чем решения инспекции по признанию задолженности безнадежной к взысканию не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований. По эпизоду отказа в признании безнадежной к взысканию задолженности по уплате 400 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации суды не учли, что общество не получало решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности, требование об уплате штрафа, решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса.
В отзыве на кассационные жалобы инспекция просит оставить кассационную жалобу общества без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу пенсионный фонд просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фонд социального страхования и фонд ОМС не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали доводы кассационных жалоб.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция составила справку N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 06.03.2018, в которой отразила наличие у общества спорной задолженности: 2 848 рублей 25 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017; 937 рублей 38 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 183 рубля 35 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 1015 рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 4 984 рубля 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 4 229 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 539 рублей 09 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 97 241 рубль минимального налога в бюджеты субъектов до 01.01.2016; 58 924 рубля 61 копейка пени по минимальному налогу в бюджеты до 01.01.2016; 600 рублей штрафа за нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации; 100 рублей штрафа по единому налогу (далее - справка N 161096).
Полагая, что инспекция утратила право на взыскание указанной в справке N 161096 задолженности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании спорной задолженности безнадежной к взысканию.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Таким образом, основанием для признания судом недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию является утрата налоговым органом возможности взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
С 01.01.2010 по 31.12.2016 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.
Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Статья 4 Закона N 243-ФЗ дополнена частью 3.1, исходя из которой при утрате налоговыми органами возможности взыскания переданных им в том числе органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и Фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам (далее - недоимка), образовавшихся на 01.01.2017, недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Препятствием списания такой недоимки органами ПФР и ФОМС по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Закона N 212-ФЗ, является утрата на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия судебного акта, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"") (далее - Закон N 250-ФЗ).
Таким образом, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как образование их по состоянию на 01.01.2017; передача данных о них налоговым органам от ПФР и ФОМС; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки ПФР и ФОМС с 01.01.2017 за периоды, истекшие до 01.01.2017; истечение срока взыскания недоимки до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
При этом в силу части 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления сумм недоимки, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами ПФР по запросам налоговых органов (часть 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ).
Безнадежная задолженность, обладающая такими признаками до 01.01.2017 и находившаяся в ведении ПФР, подлежит списанию самим ПФР.
Суды установили, что спорная задолженность передана пенсионным фондом и принята инспекцией 21.02.2017, после чего инспекция прияла следующие меры для взыскания с общества спорной задолженности.
По эпизоду взыскания 2 848 рублей 25 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017: в связи с неисполнением требования пенсионного фонда N 033S01170207596 об уплате задолженности инспекция приняла решения от 06.04.2017 N 300075 - о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и от 20.04.2017 N 28938 - о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса и направила постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
По эпизоду взыскания 937 рублей 38 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии: в связи с неисполнением требований пенсионного фонда N 03301312ТН0501859 и 033S01170207596 об уплате задолженности инспекция приняла решения от 06.04.2017 N 300075 - о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, от 09.02.2017 N 03301313СП0000255 и от 20.04.2017 N 28938 - о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса и направила постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ.
По эпизоду взыскания 1 015 рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 и 200 рублей 45 копеек пени: в связи с неисполнением требований инспекции N 10855, 57281, 26773, 39924, 16778, 6968, 4141 об уплате задолженности по страховым взносам и пени инспекция приняла решения от 13.02.2018 N 369454, от 08.12.2017 N 361217, от 09.08.2017 N 328682, от 09.11.2017 N 346956, от 10.06.2017 N 321604, от 23.01.2012 N 10855 - о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, от 13.04.2018 N 44644 и от 26.09.2017 N 34617 - о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса и направила постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ.
По эпизоду взыскания 4 984 рублей 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017: в связи с неисполнением требований пенсионного фонда N 03301312ТН0501861, 033S01170207596, 03301312ТН0501860 и инспекции N 57281 и 16778 об уплате задолженности инспекция приняла решения от 10.06.2018 N 321604, от 08.12.2017 N 361217, от 06.04.2017 N 300075 - о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, от 09.02.2017 N 230803301313СП0000258, от 09.02.2017 N 230803301313СП0000257, от 20.04.2017 N 28938 - о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса и направила постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ.
По эпизоду взыскания 4 229 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 и 610 рублей 31 копейки пени: в связи с неисполнением требований инспекции N 26773, 4141, 57281, 39924, 10675 об уплате задолженности по страховым взносам и пени инспекция приняла решения от 13.02.2018 N 369454, от 08.12.2017 N 361217, от 09.08.2017 N 328682, от 09.11.2017 N 346956 - о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, от 13.04.2018 N 44644 - о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса и направила постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ.
По эпизоду взыскания 600 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации: инспекция направила обществу требования от 09.09.2014 N 38912 и от 22.08.2015 N 45463 об уплате 200 рублей и 400 рублей штрафа в срок до 29.09.2014 и 11.09.2015 соответственно; приняла решения от 21.09.2015 N 240023 - о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, от 12.01.2016 N 7829 - о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 Кодекса и направила постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ.
Суды установили, что срок взыскания задолженности (2 848 рублей 25 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01.01.2017; 937 рублей 38 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии; 183 рубля 35 копеек пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 1 015 рублей страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017; 4 984 рубля 37 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 4 229 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017; 539 рублей 09 копеек пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017) истек, и правомерно удовлетворили требования общества в этой части, признав безнадежной к взысканию указанную сумму задолженности.
Суды установили, что остальная часть указанной в справке N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам на 06.03.2018 задолженности (97 241 рубль минимального налога в бюджеты субъектов до 01.01.2016, 58 924 рубля 61 копейка пени и 100 рублей штрафа) признана безнадежной к взысканию решением инспекции от 25.05.2018 N 24, т. е. в указанной части восстановлено право общества на исключение из его лицевого счета указанной суммы задолженности, что подтверждено решением инспекции от 25.05.2018 N 24, и не требует дополнительного признания не подлежащей взысканию указанной суммы задолженности.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о том, что именно инспекция является уполномоченным лицом, утратившим право на взыскание переданной ему пенсионным фондом спорной задолженности общества по страховым взносам и пеням, и которая с 01.01.2017 осуществляет полномочия по администрированию страховых взносов, в том числе в части взыскания недоимки, образовавшейся у плательщика страховых взносов до указанной даты, и именно инспекция обязана на основании судебного решения исключить из лицевых счетов общества сумму задолженности, признанной судом безнадежной к взысканию.
По эпизоду взыскания 600 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации суды установили следующее.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации одним из оснований для признания задолженности по штрафам безнадежной к взысканию является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ, если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет.
По состоянию на 30.01.2019 инспекция признала 200 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию.
Суды установили, что с даты образования недоимки и (или) задолженности в виде 400 рублей штрафа прошло менее пяти лет, и сделали верный вывод об отсутствии правовых оснований для признания безнадежной к взысканию задолженности в части 400 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы о непредставлении инспекцией доказательств направления обществу решения о привлечении его к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, требования об уплате штрафа, решений о взыскании штрафа за счет денежных средств и имущества общества противоречат представленным в материалы дела доказательствам и не опровергают совершение обществом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб общества и инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2019 по делу N А32-16702/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По состоянию на 30.01.2019 инспекция признала 200 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию.
Суды установили, что с даты образования недоимки и (или) задолженности в виде 400 рублей штрафа прошло менее пяти лет, и сделали верный вывод об отсутствии правовых оснований для признания безнадежной к взысканию задолженности в части 400 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы о непредставлении инспекцией доказательств направления обществу решения о привлечении его к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, требования об уплате штрафа, решений о взыскании штрафа за счет денежных средств и имущества общества противоречат представленным в материалы дела доказательствам и не опровергают совершение обществом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 августа 2019 г. N Ф08-7078/19 по делу N А32-16702/2018