Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 августа 2019 г. N Ф08-7078/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
26 мая 2019 г. |
дело N А32-16702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей А.Н. Стрекачёва, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару: представитель Маринченко В.В. по доверенности от 10.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару и общества с ограниченной ответственностью "Селеброс - Розница"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 по делу N А32-16702/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Селеброс - Розница"
к заинтересованным лицам: ИФНС России N 1 по городу Краснодару,
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края,
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края;
Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
о признании безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию задолженности по уплате налогов, сборов, пени, штрафов, взносов,
принятое судьей Лукки А.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Селеброс - Розница" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России N 1 по городу Краснодару о признании безнадежной ко взысканию и прекращенной обязанности по уплате налогов, сборов, пени, штрафов, взносов, подлежащей списанию и исключению из лицевых счетов налогоплательщика отраженной в справке N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам на 06.03.2018 задолженность по:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 - 2 848, 25 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату накопительной пенсии - 937,38 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 -183,35 руб.,
страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 - 1015 руб.
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 4 984,37 руб.,
страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 422 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 539,09 руб.,
минимальный налог в бюджеты субъектов до 01.01.2016 - 97 241 руб.,
пени по минимальному налогу в бюджеты до 01.01.2016 - 58924,61 руб.,
денежные взыскания за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотренные НК РФ - 600 руб.
штраф по единому налогу, взимаемый с налогоплательщика (доход-расход)-100 руб. и взыскании с ИФНС N по городу Краснодару в пользу ООО "Селеброс-Розница" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 по делу N А32-16702/2018 суд признал задолженность ООО "Селеброс-Розница" по уплате пени по страховым взносам безнадежной ко взысканию и обязал списать отраженную в выданной ИФНС России N 1 по городу Краснодару справке N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам на 06.03.2018 задолженность по:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 - 2 848, 25 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату накопительной пенсии - 937,38 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 -183,35 руб.,
страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 - 1015 руб.
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. - 4 984,37 руб.
страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 4229 руб.
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 539,09 руб.
С ИФНС России N 1 по г. Краснодару в пользу общества с ограниченной ответственностью "Селеброс-Розница" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 25.02.2019 по делу N А32-16702/2018, ООО "Селеброс-Розница" и налоговая инспекция обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение изменить.
Апелляционная жалоба ООО "Селеброс-Розница" мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт просит обжалуемое решение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, судом не учтено, что отказ в иске может иметь место лишь в случае признания исковых требований незаконными или необоснованными. Установление судом того факта, что в процессе рассмотрения дела налоговая инспекция списала спорные суммы недоимки, не свидетельствует о необоснованности иска. Апеллянт полагает, что налоговой инспекцией нарушена процедура принудительно взыскания спорной суммы штрафа в размере 400 руб. Налоговый орган не представил доказательств выставления в порядке статей 69, 70 НК РФ в адрес общества требований об уплате задолженности по штрафу. Налоговой инспекцией не представлены доказательства получения заявителем решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках; решения о приостановлении операций по счетам; решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика по спорным суммам пеней.
Апелляционная жалоба налоговой инспекции мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права. Апеллянт просит обжалуемое отменить решение суда в части обязания инспекцию списать задолженность ООО "Селеброс-Розница" по уплате пени по страховым взносам, отраженную в выданной налоговой инспекцией справке N 161096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам на 06.03.2018; взыскания 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. Налоговый орган полагает, что уполномоченным лицом на списание задолженности по страховым взносам являются: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края, Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края. По мнению апеллянта, судом не учтено, что в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с этим, именно фонд обладает полномочиями по признанию безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в бюджет. До 31.12.2016 правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом N 212-ФЗ. С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, решение о признании безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в бюджет за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 по делу N А32-16702/2018 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу заявителя налоговая инспекция просит обжалуемое решение отменить в части удовлетворения заявленных требований, в части отказа в удовлетворении заявления просит обжалованный судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционные жалобы без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя налоговой инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно справке N 161096 от 06.03.2018, выданной налоговым органом обществу "Селеброс-Розница", за обществом числится задолженность, а именно:
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 - 2 848, 25 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату накопительной пенсии - 937,38 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 - 183,35 руб.,
страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 - 1015 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. - 4 984,37 руб.,
страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 4 229 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г - 539,09 руб.,
минимальный налог в бюджеты субъектов до 01.01.2016 - 97 241 руб.,
пени по минимальному налогу в бюджеты до 01.01.2016 г. - 58924,61 руб.,
штраф - 600 руб.,
штраф по единому налогу, взимаемый с налогоплательщика (доход - расход) - 100 руб.
Посчитав указанную выше задолженность безнадежной ко взысканию, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование в части, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В период с 01.01.2010 по 31.12.2016 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также -страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Согласно части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В случае несвоевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов за каждый календарный день просрочки начиная со дня следующего за установленным сроком на основании статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ начисляются пени.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, согласно представленным Инспекцией пояснениям в связи с образовавшейся у ООО "Селеброс-Розница" задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, Инспекцией был принят следующий комплекс мер принудительного взыскания.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 задолженность в размере 2 848.25 руб. (пеня).
В результате неисполнения ООО "Селеброс-Розница" требования УПФР ЗВО г. Краснодара N 033S01170207596 об уплате задолженности по пени страховых взносов, Инспекцией в рамках ст. 46 НК РФ было принято решение N 300075 от 06.04.2017 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако, ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Селеброс-Розница", а также отсутствия информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, Инспекцией, в силу ст. 47 НК РФ было принято решение N 28938 от 20.04.2017 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, направленно постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, задолженность в размере 937.38 руб. (пеня).
В результате неисполнения ООО "Селеброс-Розница" требования УПФР ЗВО г. Краснодара N 03301312ТН0501859, N 033S01170207596 об уплате задолженности по пени страховых взносов, Инспекцией в рамках ст. 46 НК РФ было принято решение N300075 от 06.04.2017 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако, ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Селеброс-Розница", а также отсутствия информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, Инспекцией, в силу ст. 47 НК РФ было принято решение N 03301313СП0000255 от 09.02.2017 и решение N 28938 от 20.04.2017 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, направлены постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
По страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды до 01.01.2017 г., задолженность в размере 1 215.45 руб., в том числе налог- 1 015. 00 руб., пени - 200. 45 руб.
В результате неисполнения ООО "Селеброс-Розница" требования налогового органа N 10855, N 57281, N 26773, N 39924, N 16778, N 6968, N 4141, об уплате задолженности по страховым взносам и пени, Инспекцией в рамках ст. 46 НК РФ было принято решение N 369454 от 13.02.2018, N 361217 от 08.12.2017, N 328682 от 09.08.2017, N 346956 от 09.11.2017, N 321604 от 10.06.2017, N10855 от 23.01.2012 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако, ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Селеброс-Розница", а также отсутствия информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, Инспекцией, в силу ст. 47 НК РФ было принято решение N 44644 от 13.04.2018 и решение 34617 от 26.09.2017 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, направлены постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. задолженность в размере 4 984.37 (пеня).
В результате неисполнения ООО "Селеброс-Розница" требования налогового органа, N 57281, N 16778, требования УПФР ЗВО г. Краснодара N 03301312ТН0501861, N 033S01170207596, N 03301312ТН0501860 об уплате задолженности по страховым взносам и пени, Инспекцией в рамках ст. 46 НК РФ было принято решение N 321604 от 10.06.2018, N 361217 от 08.12.2017, N 300075 от 06.04.2017 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако, ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Селеброс-Розница", а также отсутствия информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, Инспекцией, в силу ст. 47 НК РФ было принято решение N 44644 от 13.04.2018, N 230803301313СП0000258 от 09.02.2017, N 230803301313СП0000257 от 09.02.2017, N 28938 от 20.04.2017 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, направлены постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г. задолженность в размере 4 839.31 руб., в том числе - налог 4 229.00 руб., пени 610. 31 руб.
В результате неисполнения ООО "Селеброс-Розница" требования налогового органа, N 26773, N 4141, N57281, N39924, N10675 об уплате задолженности по страховым взносам и пени, Инспекцией в рамках ст. 46 НК РФ было принято решение N 369454 от 13.02.2018, N 361217 от 08.12.2017, N 328682 от 09.08.2017, N 346956 от 09.11.2017 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако, ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Селеброс-Розница", а также отсутствия информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, Инспекцией, в силу ст. 47 НК РФ было принято решение N 44644 от 13.04.2018 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, направлены постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Также из материалов дела следует, что налогоплательщик ООО "Селеброс-Розница" не исполнил свою обязанность по представлению в установленные сроки в налоговый орган документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в связи с чем, Инспекцией было принято решение N 8104 от 12.08.2014 и решение N 10276 от 23.07.2015 о привлечении ООО "Селеброс-Розница" к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ. Данные решения обществом обжалованы не были.
В соответствии со статьей 69 НК РФ в адрес ООО "Селеброс-Розница" Инспекцией были направлены требования N 38912 от 09.09.2014 и N 45463 от 22.08.2015 об уплате в срок до 29.09.2014 и 11.09.2015 денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 200.00 руб. и 400.00 руб.
В результате неисполнения ООО "Селеброс-Розница" требований об уплате задолженности, Инспекцией в рамках статьи 46 ПК РФ было принято решение N 240023 от 21.09.2015 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако, ввиду отсутствия денежных средств на счетах ООО "Селеброс-Розница", а также отсутствия информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, Инспекцией, в силу ст. 47 НК РФ было принято решение N 7829 от 12.01.2016 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, и как следствие, направленно постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
По состоянию на 25.05.2018 Инспекцией на основании п.4.1 статьи 59 НК РФ было принято решение N 24 о признании безнадежным к взысканию и списании недоимки ООО "Селеброс-Розница" по минимальному налогу в размере 97241.00 руб. начисленные пени в размере 60543.53 руб. штрафы в размере 100.00 руб.
Согласно частям 1 - 2 статьи 23 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Кроме того, с 01.01.2017 администратором по направленным органами ПФР и ФСС России на принудительное исполнение постановлениям о взыскании страховых взносов за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, а также вступившим в силу судебным актам о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физических лиц, являются налоговые органы.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ определен исчерпывающий перечень случаев, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными признаются безнадежными к взысканию.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.01.2013 N 10534/12, в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В абзаце 3 пункта 9 Постановления N 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
Согласно пункту 9 Постановления N 57 при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В отсутствии судебного акта, признающего имеющуюся задолженность безнадежной к взысканию, исходя из положений статьи 59 НК РФ, налогоплательщик не может обратиться в налоговый орган с требованием о списании безнадежной к взысканию задолженности. В случае обращения налогоплательщика в налоговый орган с требованием о списании безнадежной к взысканию задолженности, отказ налогового органа в удовлетворении данного требования будет законным, а следовательно, действия налогового органа при их обжаловании будут также признаны законными.
Как установлено судом, срок для принудительного взыскания задолженности по: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 - 2 848, 25 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР РФ на выплату накопительной пенсии - 937,38 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 -183,35 руб.,
страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 - 1015 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. - 4 984,37 руб.,
страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 4229 руб.,
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 - 539,09 руб. истек, в связи с этим суд правомерно удовлетворил требование заявителя в указанной части.
Суд правомерно отказал в удовлетворении требования в части признания безнадежной ко взысканию задолженности по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 в размере 97 241 руб. и пени по минимальному налогу в бюджеты до 01.01.2016 в размере 58 924,61 руб., поскольку инспекция самостоятельно приняла решение N 24 от 25.05.2018 о признании безнадежной ко взысканию и списании недоимки и задолженности пеням, штрафам и процентам.
В части признании безнадежными ко взысканию штрафа в размере 600 руб. и штрафа по единому налогу, взимаемый с налогоплательщика (доход-расход) в размере 100 руб. суд обоснованно пришел к следующим выводам.
Согласно пояснений представителей налогового органа и представленной в материалы дела выписке из лицевого счета на 30.01.2019 задолженность по уплате штрафа в размере 200 руб. списана налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ одним из оснований для признания задолженности по штрафам безнадежной к взысканию является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет
Из материалов дела видно, что с даты образования недоимки и (или) задолженности по штрафам в размере и 400 руб. прошло менее пяти лет, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания безнадежной к взысканию задолженности по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах и соответственно требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Апелляционная жалоба налоговой инспекции не подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.
Спорная задолженность не связана с основаниями, установленными статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае задолженность по страховым взносам образовалась за 2011 год, возможность взыскания утрачена по состоянию на 01.01.2017, задолженность передана Пенсионным фондом и принята налоговым органом 21.02.2017. Основанием для списания задолженности является судебный акт, принятый по рассматриваемому делу, которым установлен факт утраты возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что уполномоченным лицом по списанию спорной суммы задолженности по страховым взносам и пени является налоговая инспекция.
В связи с этим оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Селеброс - Розница" основаны на неверном толковании норм материального права, а потому апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционных жалобах, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2019 по делу N А32-16702/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.