г. Краснодар |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А32-43835/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Волкова Я.Е.,
судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И.,
при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Восточное" (ИНН 2358007216, ОГРН 1062358000011) - Ветлугаева А.В. (доверенность от 01.10.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 08.11.2018), в отсутствие третьих лиц: Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, публичного акционерного общества "Мегафон", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2019 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-43835/2016,
установил следующее.
ЗАО "Восточное" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 07.09.2016 N 52-24503/16-32.20 в предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703002:1 и возложении на департамент обязанности в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с указанием его выкупной стоимости в размере 20% от кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 07.09.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и ПАО "Мегафон".
Решением от 13.07.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 05.10.2017, признан незаконным отказ департамента в предоставлении обществу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703002:1. На департамент возложена обязанность в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату без проведения торгов указанного земельного участка. Требования об установлении выкупной цены земельного участка в размере 20% от кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 07.09.2016, оставлено без рассмотрения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 решение от 13.07.2017 и апелляционное постановление от 05.10.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа указал на необходимость исследования обстоятельств формирования с включением в состав испрашиваемого земельного участка полезащитных лесных полос, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (лесополосы), не только арендуемых, но и смежных участков, не являвшихся объектами аренды в соответствии с постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от 07.04.2003 N 199. Кроме того, в связи с наличием в границах участка кургана необходимо установить, препятствует ли это приватизации, которая не распространяется на курган как археологический объект, включающий поверхностный почвенный слой и культурные слои в недрах земельного участка, с учетом отсутствия сведений об утвержденных в установленном порядке границах территории объекта археологического наследия, позволяющих осуществить мероприятия, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", обеспечить раздельный оборот объекта археологического наследия и земельного участка в границах расположения этого объекта.
Решением от 12.02.2019, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 17.05.2019, заявленные требования удовлетворены. Суды указали, что заявитель в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность. Судебные инстанции признали договор аренды возобновленным на неопределенный срок в соответствии с правилами пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Нахождение в границах спорного участка объекта археологического наследия не препятствует его приобретению в собственность, поскольку его границы определены (указаны точное расположение). Суды отклонили довод департамента о наличии на спорном земельном участке полевой дороги (согласно заключению эксперта данная дорога представляет собой образованную тракторами общества колею); в реестре муниципального имущества муниципального образования Щербиновский район объект полевая дорога и автомобильная дорога на спорном участке не значатся. Находящиеся на территории участка лесополосы расположены по отдельности внутри участка и создают единую систему защитных многолетних насаждений. Данные лесополосы высаживались силами общества, что подтверждается актами технической приемки.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в связи с отсутствием доказательств соблюдения публичных процедур дополнительные соглашения о продлении срока действия договора аренды являются недействительными (ничтожными) сделками. Испрашиваемый земельный участок не тождественен земельному участку, переданному в аренду правопредшественнику общества. По договору от 13.01.1998 N 8836000019 ТОО "Восточное" передан в аренду земельный участок площадью 1233 га. Согласно постановлению главы Щербиновского района Краснодарского края от 07.04.2003 N 199 "Об уменьшении площади и продлении срока аренды земельного участка" площадь земельного участка по договору аренды от 13.01.1998 N 8836000019 уменьшилась с 1233 га до 1192 га. Вместе с тем, в дополнительном соглашении от 07.07.2008 к договору аренды от 13.01.1998 N 8836000019 (3690000053/177) указана иная площадь участка.
Из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить тождественность земельных участков, имеющих определенные кадастровые номера, площадь и местоположение, с земельным участком, который предоставлен правопредшественнику общества в аренду в 1998 году. Согласно акту обследования от 06.06.2016 N 155 в состав спорного земельного участка входит 19,9 га полезащитных лесных полос, полевая дорога. Наличие на земельном участке полевой дороги препятствует его приобретению в собственность. Кроме того, на дату обращения общества в департамент, уполномоченный орган обладал информацией о нахождении в границах участках объекта археологического наследия.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 22.04.1993 N 199 МП "Щербиновское" решением учредительного собрания реорганизовано в ТОО "Восточное".
Администрация Щербиновского района и ТОО "Восточное" заключили договор от 20.05.1993 N 67 аренды земельных участков площадью 1233 га для выращивания сельскохозяйственных культур.
На основании постановления главы Щербиновского района от 26.04.2000 N 166 зарегистрирован СПК "Восточный" в результате реорганизации путем преобразования ТОО "Восточное".
Общество является правопреемником указанных организаций, что подтверждено письмом Межрайонное инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Краснодарскому краю от 21.01.2010 N 06-07/00385.
Согласно письму управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 16.11.2016 N 29-26/635 из земельного участка площадью 1233 га при межевании образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0703001:2 и 23:36:0703002:1.
В августе 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 5 951 008 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, примерно в 14,5 км по направлению на юго-восток от ориентира ст. Старощербиновская, Щербиновский район, СПК (колхоз) "Восточный", участок N 48.
Письмом от 07.09.2016 N 52-2450/16-32.20 департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка. Отказ мотивирован тем, что дополнительные соглашения от 07.04.2003 N 3 и от 07.07.2008 N 4 к договорам аренды земельных участков 1998 года имеют признаки ничтожных сделок. В связи с недействительностью соглашений о продлении договора аренды земельного участка общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность по истечении срока действия договора аренды.
В границах участка расположен объект археологического наследия курган "Патриот 2", в связи с чем, земельный участок следует признать ограниченным в обороте. В состав земельного участка также входит полевая дорога. Приватизация земельного участка в составе земель общего пользования недопустима.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участка в собственность не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии ограничений, препятствующих предоставлению в собственность испрашиваемого обществом земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:36:0703002:1.
Вместе с тем судебные акты приняты без учета следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые ограничиваются в обороте, определены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса. К их числу относятся участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703002:1 департамент указал на нахождение на нем объекта археологического наследия "Курган "Патриот-2"", включенного приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 6 в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, древние погребения, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Территория, непосредственно занятая объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Законом об объектах культурного наследия, признается территорией объекта культурного наследия. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункты 1, 3 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьями 94 (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса).
В рассматриваемом случае уполномоченный орган не обладал сведениями об утвержденных в установленном порядке границах территории объекта археологического наследия, что не позволяет осуществить мероприятия, предусмотренные статьей 48 Закона N 73-ФЗ, и обеспечить раздельный оборот объекта археологического наследия и земельного участка, в границах которого этот объект располагается (статья 50.1 Закона N 73-ФЗ). Ссылка на сведения ИСОГД от 23.07.21018 не влияет на оценку законности отказа, датированного 07.09.2016.
Указывая, что находящиеся на территории участка лесополосы не препятствуют его предоставлению в собственность, так как они расположены по отдельности внутри участка и создают единую систему защитных многолетних насаждений; данные лесополосы высаживались силами общества, что подтверждается актами технической приемки, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
В случае если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Как следует из материалов дела, находящиеся на спорном земельном участке сельскохозяйственного назначения лесные насаждения (19,9 га), представляют собой полезащитные лесные полосы и предназначены для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Из представленных в дело актов следует, что спорные насаждения созданы с участием Щербиновского лесничества (т. 4, л. д. 119 - 121). Из находящихся в общем доступе планов земельных участков (ресурс "Публичная кадастровая карта") следует, что лесонасаждения на участках предназначены для защиты от негативных воздействий иных земельных участков (в частности, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0703002:3 лесные насаждения предназначены для защиты иных участков).
Включение в границы земельного участка полезащитных лесных полос, непосредственно не используемых обществом в целях сельскохозяйственного производства, обеспечивающих защиту сельскохозяйственных земель и выращиваемых на них культур от вредных природных воздействий, препятствует предоставлению в собственность общества земельного участка испрашиваемой площади и конфигурации.
При наличии указанных ограничений, препятствующих предоставлению в собственность испрашиваемого обществом земельного участка, у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции в целях правильного применения норм материального и процессуального права считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Определением от 12.07.2019 по ходатайству департамента исполнение решения от 12.02.2019 и апелляционного постановления от 17.05.2019 по настоящему делу приостановлено на срок до рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление исполнения судебных актов, произведенное названным определением, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А32-43835/2016 отменить. В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
...
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
...
В случае если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, и которая не создавалась заявителем в целях улучшения земель, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность арендатору при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф08-6981/19 по делу N А32-43835/2016
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6981/19
17.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5941/19
12.02.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43835/16
13.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10451/17
05.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13814/17
13.07.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43835/16