г. Краснодар |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А61-6614/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Электроцинк" (ИНН 1500000113, ОГРН 1021500668617) - Тедеева Э.Г. (доверенность от 20.12.2018), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501027140, ОГРН 1021500668914) - Кониевой Л.Б. (доверенность от 20.05.2019), Цгоева Р.А. (доверенность от 09.01.2019), Цомартовой Э.М. (доверенность от 20.05.2019), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электроцинк" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.02.0219 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (судьи Цигельников И.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А61-6614/2018, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Электроцинк" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление) о признании недействительным приказа от 03.08.2018 N 135-д об отказе в рассмотрении и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании заявления от 01.08.2018 N 50/01-1171.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 01.08.2018 обратилось в Управление с заявлением N 50/01-1171 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Приказом Управления от 03.08.2018 N 135-д заявителю отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно представленному проекту.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно пункту 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок), проекты нормативов образования отходов разрабатываются юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу пункта 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка установлено, что в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 10 Порядка в случае, предусмотренном пунктом 9 данного документа, срок принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 7 Порядка.
В случае непредставления юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Росприроднадзора возвращает юридическому лицу ранее представленное заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые направляется почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
В силу пункта 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее - Методические указания), в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) включаются, в том числе, сведения о хозяйственной и иной деятельности; расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год; сведения о предлагаемом образовании отходов; сведения о местах накопления отходов; сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения; сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов; сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов; предложения по лимитам ежегодного размещения отходов.
Пунктом 18 Методических указаний установлено, что в разделе "Общие сведения о хозяйствующем субъекте" ПНООЛР содержатся, в том числе, перечень самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов.
Согласно пункту 19 Методических указаний в разделе "Сведения о хозяйственной и иной деятельности" ПНООЛР в текстовой форме приводится краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы.
По каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков: используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное; производственные операции (без детализации производственных процессов); производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы); образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования); операции по обращению с отходами, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 24 Методических указаний хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно удаляют образованные ими отходы путем использования и (или) обезвреживания, включают в ПНООЛР раздел "Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов".
В данном разделе ПНООЛР приводится обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отходов.
Для обоснования количества предлагаемого ежегодного обезвреживания отходов указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности.
Согласно пункту 3.1 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), отходами являются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
В силу пункта 3.11 ГОСТа 30772-2001 отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Суды установили, что 21.05.2018 общество обратилось в Управление с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Уведомлением от 25.05.2018 N 410/937-18 указанное заявление возвращено Управлением обществу с указанием на несоответствие представленной документации требованиям действующего законодательства.
В дальнейшем, 23.07.2018 обществом в адрес Управления вновь направлено заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 21.07.2018 N 50/01-1100.
Письмом от 27.07.2018 N 410/1453-18 Управление уведомило общество о выявленной неполноте сведений, содержащихся в представленных документах.
Обществом 01.08.2018 представлено в Управление заявление N 50/01-1171 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Письмом от 03.08.2018 N 410/1490-18 Управление направило в адрес общества приказ от 03.08.2018 N 135-д об отказе в рассмотрении и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с несоответствием представленных обществом материалов пунктам установленным законом сведениям.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что, фактически, общество, не устранив недостатки, выявленные при подаче заявления от 21.05.2018, обратилось в адрес Управления с заявлениями от 21.07.2018 и от 01.08.2018, представив пакет документации, не соответствующий требованиям действующего законодательства.
Так, суды установили, что представленный обществом проект не содержал расчета и обоснования предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год по всем видам производственных отходов; сведений о предлагаемом образовании отходов; сведений о местах накопления отходов; сведений о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования и (или) обезвреживания, и (или) размещения; сведений о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов, а также сведений о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов; предложения по лимитам ежегодного размещения отходов.
Фактически в представленном проекте общество не отразило все производственные отходы, в том числе побочные продукты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, в представленном обществом проекте отсутствовала краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы в обжиговом, выщелачивательном, кадмиевом, гидрометаллургическом, сернокислотном цехах, а также вельцехе и электролитной.
Суды также установили, что в разделе 7 "Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов" проекта не указана информация о количестве предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отходов. Сведения о лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности обществом в указанном разделе также не представлены.
При вынесении судебных актов суды также установили, что спорная документация не содержит перечень объектов размещения отходов клинкера, расположенных по адресам:
г. Владикавказ, ул. Заводская 1 и ул. 1-я Промышленная.
При этом довод общества о том, что производственный отход - клинкер не принадлежит ему на праве собственности, не включен в акт инвентаризации, а право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором размещен указанный отход, прекращено, изучен судами и обоснованно отклонен как несостоятельный. При этом суды указали, что отсутствие в акте оценки стоимости зданий и сооружений предприятия по состоянию на 1992 год отвала лежалого клинкера не свидетельствует о том, что отход клинкера не образован в результате производственной деятельности общества.
Кроме того, в материалы дела обществом не представлены доказательства того, что доставка клинкера осуществлялась по указанным адресам иными лицами или принадлежит иным лицам.
Довод общества о том, что производственные отходы, не отраженные в проекте, являются побочным продуктом и (или) готовой продукцией, на которые разработаны технические условия, изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный. Судебными инстанциями обоснованно применены положения ГОСТ 30772-2001, согласно которому для целей определения отходов к данной категории также относятся и побочные продукты.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.02.0219 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А61-6614/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.