Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 сентября 2023 г. N С01-1324/2023 по делу N А66-12367/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 сентября 2023 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Лапшиной И.В.,
судей Рогожина С.П., Четвертаковой Е.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу иностранного лица Harman International Industries, Incorporated (400 Atlantic Street, Suite 1500, Stamford, Connecticut 06901, USA) на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А66-12367/2022, по иску иностранного лица Harman International Industries, Incorporated к индивидуальному предпринимателю Татариновой Оксане Михайловне (г. Тверь, ОГРНИП 319695200058672) о защите исключительных прав на патент на промышленный образец.
В судебном заседании принял участие представитель иностранного лица Harman International Industries, Incorporated - Никитин А.В. (по доверенности от 02.08.2022).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
иностранное лицо Harman International Industries, Incorporated (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Татариновой Оксане Михайловне (далее - предприниматель) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на патент Российской Федерации N 98697 на промышленный образец в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20.01.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование поданной кассационной жалобы истец указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не установили перечень существенных признаков промышленного образца истца, что свидетельствует о нарушении ими норм процессуального права.
При этом заявитель кассационной жалобы отмечает, что судом первой инстанции дано неверное толкование норм материального права, а именно статьей 1354 и 1358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), что выразилось в применении к промышленному образцу положений закона, относящихся к изобретениям и полезным моделям.
Также истец возражает против выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что компанией не представлено в материалы дела доказательств, позволяющих установить факт нарушения прав истца.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил оспариваемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судом по интеллектуальным правам на основании части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверено соблюдение судами норм процессуального права, нарушение которых является в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, и таких нарушений не выявлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, компания является патентообладателем промышленного образца "Громкоговоритель", охраняемого патентом Российской Федерации N 98697 с приоритетом от 20.05.2015, патент действует до 20.05.2025.
Ссылаясь на то, что ответчик через сайт www.wildberries.ru предлагает к продаже и продает товар, в котором без согласия истца используется принадлежащий ему результат интеллектуальной деятельности, защищенный патентом N 98697, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на спорном устройстве не используются все существенные признаки промышленного образца или совокупность признаков, производящую на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит запатентованный промышленный образец.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавший дело, выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнение представителя истца, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Суд по интеллектуальным правам приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1358 ГК РФ патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец), в том числе способами, предусмотренными пунктом 2 этой статьи, патентообладатель может распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 120 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10), к существенным признакам промышленного образца, учитываемым при предоставлении правовой охраны, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1352 ГК РФ относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия. Признаки внешнего вида изделия, обусловленные исключительно технической функцией изделия, не являются охраняемыми признаками промышленного образца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1354 ГК РФ патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1358 ГК РФ, использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца считается, в частности:
1) ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец;
2) совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении продукта, полученного непосредственно запатентованным способом. Если продукт, получаемый запатентованным способом, является новым, идентичный продукт считается полученным путем использования запатентованного способа, поскольку не доказано иное;
3) совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении устройства, при функционировании (эксплуатации) которого в соответствии с его назначением автоматически осуществляется запатентованный способ;
4) совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении продукта, предназначенного для его применения в соответствии с назначением, указанным в формуле изобретения, при охране изобретения в виде применения продукта по определенному назначению;
5) осуществление способа, в котором используется изобретение, в том числе путем применения этого способа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1358 ГК РФ промышленный образец признается использованным в изделии, если это изделие содержит все существенные признаки промышленного образца или совокупность признаков, производящую на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит запатентованный промышленный образец, при условии, что изделия имеют сходное назначение.
Рассмотрев довод истца о том, что суды первой и апелляционной инстанций не установили перечень существенных признаков промышленного образца истца, судебная коллегия признает его несостоятельным в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, в сведениях о патенте на промышленный образец N 98697 содержатся только изображения образца в графическом исполнении без какого-либо более подробного описания (конфигурация, орнамент, сочетание цветов, текстура и т.д.).
Проанализировав внешний вид изделия ответчика с изображением внешнего вида промышленного образца по патенту на N 98697, суды пришли к правомерному выводу о том, что не представляется возможным сделать вывод об использовании ответчиком указанного образца, исходя из совокупности его существенных признаков.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, судами дана надлежащая, соответствующая применимым правовым нормам оценка имеющимся в деле доказательствам, а также доводам истца.
Нарушений требований процессуального законодательства при оценке судами доказательств по делу суд кассационной инстанции не усматривает.
Все доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводом о том, что истцом не представлено в материалы дела доказательств, позволяющих установить факт нарушения прав истца.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды, проанализировав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к выводу о том, что представленные истцом скриншоты сайта www.wildberries.ru не являются и не могут являться надлежащими доказательствами использования ответчиком промышленного образца, принадлежащего истцу, поскольку не позволяют установить тождественность изделия, предлагаемого к продаже ответчиком, промышленному образцу, принадлежащего истцу.
Как следует из правовой позиции высшей судебной инстанции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224, вопросы о наличии у истца исключительного права и нарушении ответчиком этого исключительного права являются вопросами факта, которые устанавливаются судами первой и апелляционной инстанций в пределах полномочий, предоставленных им Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, на основании исследования и оценки представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.
Таким образом, доводы кассационной жалобы, основанные по существу на несогласии с выводами судов относительно установленных обстоятельств спора и направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, заявлены без учета определенных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции, который не вправе давать оценку доказательствам.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов истца. Окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с подачей кассационной жалобы, относятся на заявителя кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А66-12367/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу иностранного лица Harman International Industries, Incorporated (400 Atlantic Street, Suite 1500, Stamford, Connecticut 06901, USA) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.В. Лапшина |
Судья |
С.П. Рогожин |
Судья |
Е.С. Четвертакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 сентября 2023 г. N С01-1324/2023 по делу N А66-12367/2022
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2023 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1324/2023
12.07.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1324/2023
21.06.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1324/2023
02.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1684/2023
20.01.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12367/2022