г. Краснодар |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А63-970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г, при участии в судебном заседании от федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Москва"" Управления делами Президента Российской Федерации (ИНН 2626008088, ОГРН 1022601223260) - Лабушкина Т.Г. (доверенность от 01.03.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю - Гритчин И.Н. (доверенность от 09.01.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" - Лубенский М.В. (доверенность от 14.01.2019), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Винсадский молочный завод", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Москва"" Управления делами Президента Российской Федерации на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А63-970/2019, установил следующее.
ФГБУ "Санаторий "Москва"" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - санаторий, заказчик) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения от 12.11.2018 N 130-18.1-2018 в части передачи материалов должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение управления вынесено в отсутствие достаточных и достоверных доказательств нарушения заявителем антимонопольного законодательства, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2019 решение суда от 30.04.2019 отменено, в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое решение управления не нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе санаторий просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 26.07.2019 и оставить в силе решение суда от 30.04.2019. По мнению подателя жалобы, судебный акт принят с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзывах на жалобу управление и ООО "Пятигорский молочный комбинат" (далее - общество) просят постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель санатория поддержал доводы жалобы, просил постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, а представители управления и общества поддержали доводы отзывов, просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.09.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru (электронной торговой площадке (ЭТП) ООО "РТС-тендер" размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, документация об аукционе торговой секции закупки (http://223.rts-tender.ru) на поставку продуктов питания: молоко и молочных продуктов для нужд санатория в 2019 году (N 394089).
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме (24.10.2018) представлены две заявки с порядковыми номерами 1 и 2.
По результатам рассмотрения заявок на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, комиссия заказчика на основании протокола от 24.10.2018 N 1 приняла решение о соответствии заявки с порядковым номером 1, поданной ООО "Винсадский молочный завод", требованиям документации об аукционе, допуске участника закупки к участию в аукционе в электронной форме и признании его участником открытого аукциона в электронной форме.
В отношении заявки с порядковым номером 2 (участник закупки ООО "Пятигорский молочный комбинат") комиссией санатория принято решение об отказе в допуске участника закупки к участию в аукционе в электронной форме на основании пункта 22.2 аукционной документации по следующим основаниям:
- непредставления информации (сведений и документов), предусмотренной пунктом 13.2.2 указанной документации, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации (сведений и документов), предусмотренной пунктом 13.2.2 документации, требованиям документации.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник закупки, подавший заявку, признан участником аукциона, учреждение приняло решение о признании аукциона несостоявшимся и о заключении контракта с ООО "Винсадский молочный завод" по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, или по цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником закупки и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта.
Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 24.10.20108 N 1 размещен на официальном сайте, электронной площадке http://223.rtstender.ru в сети Интернет.
Не согласившись с выводами, изложенными в протоколе от 24.10.20108 N 1, ООО "Пятигорский молочный комбинат" обратился в управление с жалобой на действия комиссии заказчика от 01.11.2018 N 1115.
Комиссия управления по контролю в сфере закупок, проведя расследование в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняла решение от 12.11.2018 N 130-18.1-2018 о признании жалобы на действия организатора закупки необоснованной.
При этом управление выявило, что закупочной документацией установлено невыполнимое требование к поставке товара "масло крестьянское сладко-сливочное", в связи с чем, принято решение о передачи материалов дела должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о привлечении санатория к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.32.3 КоАП РФ.
В связи с тем, что на момент принятия управлением оспариваемого решения санаторий заключил договор с ООО "Винсадский молочный завод", предписание не выдавалось.
Несогласие с решением в части выводов об установлении в закупочной документации невыполнимого требования к поставке товара "масло крестьянское сладко-сливочное", послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований санатория, апелляционный суд исходили из того, что заказчик в техническом задании установил невыполнимое требование к товару "масло крестьянское сладко-сливочное", так как данный товар не может быть одновременно плотным и недостаточно плотным, а также пластичным и недостаточно пластичным. Апелляционный суд указал на то, что участник закупки, предлагая к поставке товар с одними характеристиками плотности и пластичности, не может соответствовать требованиям закупочной документации, ввиду несоответствия этого же товара другим взаимоисключающим характеристикам плотности и пластичности сливочного масла. Установление в закупочной документации невыполнимого требования к поставке товара могло повлиять на нарушение прав участников закупочной процедуры.
Между тем, суд апелляционной инстанции не принял во внимание следующее.
В пункте 9 Технического задания (раздел IV документации об аукционе N 1-ОАЭФ2018/223) заказчик установил требования к технологическим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара "масло крестьянское сладко-сливочное", в частности: "консистенция и внешний вид - плотная, пластичная, однородная, недостаточно плотная и пластичная. Поверхность на срезе блестящая, сухая на вид. Допускается слабо-блестящая или матовая поверхность с наличием мелких капелек влаги. Цвет от светло-желтого до желтого, однородный по всей массе".
Пунктом 16.2.2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 16 раздела I документации об аукционе) предусмотрено, что при формировании заявки участник закупки указывает сведения установленных заказчиком наименований и значений показателей, характеристик товаров в соответствии с требованиями инструкции.
Так в инструкции указано, что перечисление характеристик (показателей) материала, являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак "двоеточие" и при этом разделенные между собой запятой - означает, что заказчику необходимо наличие в товаре всех перечисленных характеристик.
При указании спорных требований к товару знак "двоеточие" отсутствует, поэтому разъяснения инструкции о необходимости наличия всех перечисленных характеристик неприменимы.
В этом же пункте инструкции указано, что значения показателей, указанные со ссылкой на ГОСТ в наименовании, описания объекта закупки технического задания, остаются неизменными, если значения показателей перечисляются через запятую..
Пунктом 5.1 ГОСТ 32261-2013. Межгосударственный стандарт. Масло сливочное. Технические условия, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2134-ст, установлены основные показатели и характеристики.
Пунктом 5.1.3 названного ГОСТа установлено, что по органолептическим показателям масло должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1, с допустимыми отклонениями в соответствии с А.2.
Из таблицы 1 видно, что вкус и запах сладко-сливочного масла установлен как "выраженные сливочный и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов". Консистенция и внешний вид определены как "плотная, пластичная, однородная или недостаточно плотная и пластичная. Поверхность на срезе блестящая, сухая на вид. Допускается слабоблестящая или матовая поверхность с наличием мелких капелек влаги. Цвет "от светло-желтого до желтого, однородный по всей массе".
Проанализировав Инструкцию по заполнению заявки и ГОСТ 32261-2013, суд первой инстанции пришел к выводу, что в пункте 9 Технического задания заказчик установил наличие таких показателей товара, как "консистенция" и "внешний вид". По показателю "консистенция" установлены характеристики: "плотная, пластичная, однородная, недостаточно плотная и пластичная", по показателю "внешний вид" - "поверхность на срезе блестящая, сухая на вид. Допускается слабо-блестящая или матовая поверхность с наличием мелких капелек влаги". По каждому показателю участнику закупки необходимо было указать конкретные характеристики.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, вывод управления о том, что в закупочной документации установлено невыполнимое требование к поставке товара "масло крестьянское сладко-сливочное", что могло повлиять на нарушение прав участников закупочной процедуры, основан на неверном толковании положений аукционной документации. В рассматриваемом случае, указание "," при формулировании требования к "консистенции" масла в Техническом задании соответствует союзу "или" содержащемуся в ГОСТе 32261-2013 для описания показателя "консистенция".
Кроме того, у участников аукциона спорные условия не вызвали неясности. Так, оба претендента в своих предложениях по пункту 9 Технического задания указали один набор характеристик по показателю "консистенция". Заявки по данному основанию отклонены не были.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правильности выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований санатория.
В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для отмены (изменения) судебного акта в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены. Основания для отмены данного решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного, постановление суда апелляционной инстанции от 26.07.2019 следует отменить, а решение суда первой инстанции от 30.04.2019 - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А63-970/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019 по делу N А63-970/2019 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
...
Пунктом 5.1 ГОСТ 32261-2013. Межгосударственный стандарт. Масло сливочное. Технические условия, введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2134-ст, установлены основные показатели и характеристики.
...
Проанализировав Инструкцию по заполнению заявки и ГОСТ 32261-2013, суд первой инстанции пришел к выводу, что в пункте 9 Технического задания заказчик установил наличие таких показателей товара, как "консистенция" и "внешний вид". По показателю "консистенция" установлены характеристики: "плотная, пластичная, однородная, недостаточно плотная и пластичная", по показателю "внешний вид" - "поверхность на срезе блестящая, сухая на вид. Допускается слабо-блестящая или матовая поверхность с наличием мелких капелек влаги". По каждому показателю участнику закупки необходимо было указать конкретные характеристики."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2019 г. N Ф08-9015/19 по делу N А63-970/2019