г. Ессентуки |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А63-970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Москва" Управления делами Президента Российской Федерации (ОГРН 1022601223260) - Лабушкиной Т.Г. (доверенность от 01.03.2019), от заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601989508) - Хаджебиекова Р.Ш. (доверенность от 12.02.2019), третьего лица - ООО "Пятигорский молочный комбинат" (ОГРН 1102650001277) - Полторакиной Е.В. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие третьего лица - ООО "Винсадский молочный завод" (ОГРН 1102650000936), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" и управления Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019 по делу N А63-970/2019 (судья Орловский Э.И.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019, принятым по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Москва" (далее -заявитель), признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 12.11.2018 N 130-18.1-2018 в части указания на передачу материалов должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 7.32.3 КоАП РФ. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение вынесено в отсутствие достаточных и достоверных доказательств нарушения заявителем антимонопольного законодательства, что свидетельствует о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Управление и ООО "Пятигорский молочный комбинат", участвующее в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, обжаловали судебный акт в апелляционном порядке, просят отменить решение суда, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права и отказать в иске.
Апеллянты считают, что действия заказчика, установившего в конкурсной документации невыполнимое требование к товару "Масло крестьянское сладко-сливочное" нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в отзыве считает доводы апелляционных жалоб несостоятельными, просит отказать в их удовлетворении, указывая на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.09.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru (электронной торговой площадке (ЭТП) ООО "РТС-тендер" размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, документация об аукционе торговой секции закупки (http://223.rts-tender.ru) на поставку продуктов питания: молоко и молочных продуктов для нужд ФГБУ "Санаторий "Москва" в 2019 году (номер закупки 394089).
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме 24.10.2018 представлены две заявки с порядковыми номерами 1 и 2.
По результатам рассмотрения заявок на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, комиссия заказчика на основании протокола от 24.10.2018 N 1 приняла решение о соответствии заявки с порядковым номером 1, поданной ООО "ВМЗ", требованиям документации об аукционе и допуске участника закупки к участию в аукционе в электронной форме и признании его участником открытого аукциона в электронной форме.
В отношении заявки с порядковым номером 2 (участник закупки ООО "ПМК") комиссией ФГБУ "Санаторий "Москва" принято решение об отказе в допуске участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 2, к участию в аукционе в электронной форме на основании пункта 22.2 аукционной документации по следующим основаниям: -непредставления информации (сведений и документов), предусмотренной пунктом 13.2.2 указанной документации, или предоставления недостоверной информации; -несоответствия информации (сведений и документов), предусмотренной пунктом 13.2.2 документации, требованиям документации.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник закупки, подавший заявку, признан участником аукциона, учреждением принято решение о признании аукциона несостоявшимся и о заключении контракта с ООО "ВМЗ" по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении аукциона, или по цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником закупки и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта.
Протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 24.10.20108 N 1 размещен на официальном сайте, электронной площадке http://223.rts-tender.ru в сети Интернет.
Не согласившись с выводами учреждения об отклонении его заявки, изложенными в протоколе от 24.10.20108 N 1, заявитель обратился в УФАС с жалобой на действия комиссии заказчика от 01.11.2018 N 1115.
Комиссия УФАС по контролю в сфере закупок, проведя расследование в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняла решение от 12.11.2018 N 130-18.1-2018 о признании жалобы на действия организатора закупки необоснованной. При этом комиссией антимонопольного органа установлено, что закупочной документацией установлено невыполнимое требование к поставке товара "Масло крестьянское сладко-сливочное", материалы переданы для рассмотрения вопроса о привлечении ФГБУ "Санаторий "Москва" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Несогласие с решением антимонопольного органа в части передачи материалов для рассмотрения вопроса о привлечении ФГБУ "Санаторий "Москва" к административной ответственности, послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение управления от 12.11.2018 N 130-18.1-2018 в части указания на передачу материалов должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении ФГБУ "Санаторий "Москва" к административной ответственности, предусмотренной частью 7.32.3 КоАП РФ исходил из того, что вывод управления о том, что в закупочной документации установлено невыполнимое требование к поставке товара "Масло крестьянское сладко-сливочное", что могло повлиять на нарушение прав участников закупочной процедуры, основан на неверном толковании положений аукционной документации. Более того, у участников аукциона спорные условия не вызвали неясности. Так, оба претендента в своих предложениях по пункту 9 Технического задания указали один набор характеристик по показателю "консистенция").
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В пункте 5.1 ГОСТ 32261-2013, введенного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2134-ст указаны следующие характеристики масла.
Наименование показателя |
Характеристика для |
|
сладко-сливочного масла |
кисло-сливочного масла |
|
Вкус и запах |
Выраженные сливочный и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов. |
Выраженные сливочный и кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. |
Умеренно соленый - для соленого масла | ||
Консистенция и внешний вид |
Плотная, пластичная, однородная или недостаточно плотная и пластичная. Поверхность на срезе блестящая, сухая на вид. Допускается слабоблестящая или матовая поверхность с наличием мелких капелек влаги |
|
Цвет |
От светло-желтого до желтого, однородный по всей массе |
То есть, ГОСТ 32261-2013 устанавливает консистенцию и внешний вид масла, которое должно быть плотным, пластичным, однородным или недостаточно плотным и пластичным.
Управлением установлено, что в пункте 9 технического задания указано: "Масло крестьянское сладко-сливочное" консистенция и внешний вид - плотная, пластичная, однородная, недостаточно плотная и пластичная, данные показатели в документации указаны через запятую.
Пунктом 16.2.2 аукционной документацией предусмотрено, что при формировании заявки участник закупки указывает сведения установленных заказчиком наименований и значений показателей, характеристик товаров в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
В данной инструкции указано, что в случае если при перечислении вариантов исполнения товара (материала), значений показателей и/или характеристик товара (материала) используется союз "и", а также символы не указанные в настоящей инструкции - это означает, что требуются товары одновременно с каждым из
указанных показателей: в этом случае участнику закупки необходимо указать в составе своей заявки на участие в аукционе все перечисленные заказчиком показатели товара, а также конкретные характеристики каждого из перечисленных показателей.
Таким образом, участник закупки в заявке должен указать каждый показатель товара, указанный в техническом задании.
Заказчик установил требование к товару "Масло крестьянское сладко-сливочное", которое должно быть плотным, пластичным, однородным, недостаточно плотным и пластичным.
Заказчик в техническом задании установил невыполнимое требование к товару "Масло крестьянское сладко-сливочное", так как данный товар не может быть одновременно плотным и недостаточно плотным, а также пластичным и недостаточно пластичным.
Участник закупки, предлагая к поставке товар с одними характеристиками плотности и пластичности, не может соответствовать требованиям закупочной документации, ввиду несоответствия этого же товара другим взаимоисключающим характеристикам плотности и пластичности сливочного масла.
Следовательно, закупочной документацией установлено невыполнимое требование к поставке товара "Масло крестьянское сладко-сливочное", что могло повлиять на нарушение прав участников закупочной процедуры.
Поскольку в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе были выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ, антимонопольный орган обоснованно указало в пункте 2 резолютивной части оспариваемого решения на необходимость передачи материалов данного дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства.
Таким образом, оспариваемое решение антимонопольного органа в обжалуемой части не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Это означает, что решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а требования заявителя - отклонению как необоснованные.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.04.2019 по делу N А63-970/2019 отменить принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Москва" Управления делами Президента Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-970/2019
Истец: ФГБУ "САНАТОРИЙ "МОСКВА" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Третье лицо: ООО "ВИНСАДСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД", ООО "ПЯТИГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ", Лубенский Михаил Васильевич, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю