г. Краснодар |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А32-1528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Довлатов А.Н. (доверенность от 29.07.2019), в отсутствие краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" и Микуленко Н.Л., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 по делу N А32-1528/2019, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 30.11.2018 N 31846/9 по делу N 284/2018.
Решением суда от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, земельный участок не может быть предоставлен Микуленко Н.Л. без соответствующего статуса.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворения жалобы, а Фонд госимущества Краснодарского края поддерживает доводы жалобы, просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
В судебном заседании представитель департамента, поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, а представитель управления поддержал доводы отзыва, просил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление рассмотрело обращение Микуленко Н.Л. от 12.2018 N 1372 на действия департамента, выразившиеся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 50 324 кв. м, с кадастровым номером 23:24:0202000:615, расположенного по адресу: Краснодарский край, Павловский район, на территории ЗАО "Колос", секция 6, контур 63 (далее - земельный участок).
В ходе рассмотрения обращения антимонопольный орган установил, что 04.07.2017 Микуленко Н.Л. обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка.
Письмом от 25.07.2017 N 52-24530/17-32-20 департамент отказал Микуленко Н.Л. в предоставлении земельного участка в аренду без торгов на основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться только фермерским хозяйством. В ходе рассмотрения обращения Микуленко Н.Л. установлено, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, Микуленко Н.Л. не зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Управление выдало департаменту предупреждение в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) об устранении выявленных нарушений путем повторного рассмотрения заявления Микуленко Н.Л. со сроком исполнения до 25.06.2018.
Приказом руководителя управления от 26.06.2018 N 249 возбуждено дело N 284/2018 по признакам нарушения департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
30.11.2018 комиссия управления вынесла решение по делу N 284/2018 о признании в действиях департамента факта нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Несогласие заявителя с названным решением послужило основанием для обращения его в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются, в том числе информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Установление запрета для граждан на участие в указанных торгах препятствует развитию конкуренции и созданию новых крестьянских фермерских хозяйств, что прямо противоречит части 1 статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Ссылка на статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, так как на момент участия в аукционе регистрации гражданина в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в силу положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 2 статьи 17 Закона наряду с установленными частью 1 данной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что на стадии подачи заявки на участие в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать статус индивидуального предпринимателя либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно установил в действиях департамента факт нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, путем ограничения прав граждан (не имеющих на момент подачи заявок статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), на участие в аукционе на право заключения договоров аренды указанных земельных участков, аналогичный праовой подход изложен в определениях Верховного суда Российской Федерации от 16.08.2018 N 308-КГ18-11678, N 308-КГ18-11685.
Ссылка департамента на решение Павловского районного суда Краснодарского края от 18.10.2017 N 2а-899/2017, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23.01.2018 по делу N 33а-2212/18 правомерно отклонена судебными инстанциями.
Доводы заявителя отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права в их системной взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции.
Основания для отмены или изменения определения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 по делу N А32-1528/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что на стадии подачи заявки на участие в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать статус индивидуального предпринимателя либо главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно установил в действиях департамента факт нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, путем ограничения прав граждан (не имеющих на момент подачи заявок статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), на участие в аукционе на право заключения договоров аренды указанных земельных участков, аналогичный праовой подход изложен в определениях Верховного суда Российской Федерации от 16.08.2018 N 308-КГ18-11678, N 308-КГ18-11685.
...
Доводы заявителя отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права в их системной взаимосвязи с нормами Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2019 г. N Ф08-8586/19 по делу N А32-1528/2019