Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2022/2399 от 23 ноября 2022 г.
о создании среды "единого окна" Европейского Союза в сфере таможенного оформления товаров, а также об изменении Регламента (ЕС) 952/2013*(1)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза и, в частности, Статьи 33, 114 и 207 указанного Договора,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Таможенный союз был краеугольным камнем Европейского Союза, который является одним из крупнейших торговых блоков в мире. Таможенный союз является основой успешной интеграции Союза и надлежащего функционирования внутреннего рынка на благо предприятий и потребителей.
(2) Международная торговля Союза регулируется Регламентом (ЕС) 952/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС*(4), является обеспечение безопасности и защиты Союза и его жителей, а также защита окружающей среды, при необходимости в тесном сотрудничестве с другими органами. Отсутствие согласования между нетаможенными формальностями Союза и таможенными формальностями приводит к сложным и обременительным обязательствам по отчетности для трейдеров, неэффективным процессам оформления товаров, способствующим ошибкам и мошенничеству, и дополнительным расходам для экономических операторов. Отсутствие функциональной совместимости систем, используемых таможенными органами и другими органами, является серьезным препятствием на пути к созданию единого цифрового рынка в отношении таможенного контроля. Для устранения фрагментарной оперативной совместимости между таможенными органами и партнерскими компетентными органами в управлении процессами оформления товаров и для координации действий в указанной области Европейская Комиссия и государства-члены ЕС за эти годы брали на себя ряд обязательств по разработке инициатив "единого окна" для таможенного оформления товаров.
(3) В соответствии с Решением 70/2008/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(5) государства-члены ЕС и Европейская Комиссия должны стремиться создать и ввести в действие правовые рамки для услуг "единого окна", обеспечивающие бесперебойный поток данных между экономическими операторами и таможенными органами, между таможенными органами и Европейской Комиссией, между таможенными органами и другими администрациями или агентствами, а также между одной таможенной системой и другой по всему Союзу. Некоторые элементы указанного Решения либо были заменены, либо были недостаточно конкретны, чтобы поощрять и стимулировать дальнейший прогресс, в частности, прогресс в инициативе "единого окна". В развитие этого и в соответствии с заключительным отчетом Европейской Комиссии от 21 января 2015 г., озаглавленным "Оценка внедрения электронной таможни в ЕС", Заключениями Совета ЕС от 17 декабря 2014 г. об электронной таможне и внедрении "единого окна" в Европейском Союзе была одобрена Венецианская декларация от 15 октября 2014 г., а Европейской Комиссии было предложено представить предложение о пересмотре Решения 70/2008/EC.
(4) Первого октября 2015 г. Совет ЕС принял Решение (ЕС) 2015/1947*(6), о заключении от имени Союза Соглашения об упрощении процедур торговли, которое вступило в силу 22 февраля 2017 г. Указанное соглашение представляет собой наиболее обширные усилия по упрощению процедур торговли и таможенной реформе в рамках ВТО. Соглашение содержит положения, направленные на значительное улучшение оформления товаров и эффективное сотрудничество между таможенными органами и другими регулятивными органами по вопросам упрощения процедур торговли и соблюдения таможенных правил. В соответствии со Статьей 10(4) указанного соглашения участники должны стремиться создать или поддерживать "единое окно", позволяющее трейдерам подавать документы и/или требуемые данные для импорта, экспорта или транзита товаров через единый пункт входа в участвующие органы или агентства. Когда это считается целесообразным и когда это предусмотрено законодательством Союза, отличным от таможенного законодательства, государства-члены ЕС также должны иметь возможность разрешить трейдерам подавать документацию и/или требуемые данные для товаров, находящихся на временном хранении, через указанный единый пункт входа.
(5) Содействие торговле, охрана и безопасность касаются всех органов, участвующих в процессе таможенного разрешения на провоз товаров через границы Союза. Быстрый рост международной торговли и электронной коммерции усилил потребность в более тесном сотрудничестве и координации между указанными органами. Текущий процесс цифровизации позволяет более эффективно решать эту ситуацию за счет соединения систем таможенных органов и партнерских компетентных органов, а также обеспечения интегрированного, доступного и систематического автоматизированного обмена информацией между ними с целью укрепления сотрудничества в области таможенных процедур. Таким образом, действующие рамки соблюдения регулятивных требований недостаточны для поддержки эффективного взаимодействия между таможенными органами и партнерскими компетентными органами, чьи системы и процедуры характеризуются фрагментарностью и избыточностью. Полностью скоординированный и действенный процесс оформления товаров требует упорядоченной регулятивной базы Союза для международной торговли, которая обеспечивает долгосрочные выгоды для Союза и его резидентов во всех важных областях, поддерживает эффективность и надлежащее функционирование внутреннего рынка и обеспечивает защиту прав потребителей.
(6) Специальный отчет 4/2021 Европейской Счетной Палаты, озаглавленный "Таможенный контроль: недостаточная гармонизация противоречит финансовым интересам ЕС", и Заключения Совета ЕС от 28 июня 2021 г. по указанному Специальному отчету следует учитывать при применении настоящего Регламента, поскольку надлежащее функционирование внутреннего рынка и таможенного союза требует достаточных ресурсов и персонала.
(7) План действий ЕС по электронному правительству на 2016 - 2020 гг., установленный в Сообщении Европейской Комиссии от 19 апреля 2016 г., направлен на повышение эффективности государственных услуг за счет устранения существующих цифровых барьеров, снижения административной нагрузки и улучшения качества взаимодействия между национальными администрациями. В частности, в указанном плане действий закреплены такие принципы, как принцип стандарта обслуживания "цифровой по умолчанию", принцип "одноразовой отчетности" и принцип "трансграничный по умолчанию", которые направлены на содействие мобильности в рамках единого цифрового рынка. План действий также закрепляет принципы "интероперабельности по умолчанию", которые направлены на обеспечение беспрепятственной работы государственных услуг на внутреннем рынке, а также на достоверность персональных данных и IT-безопасность.
(8) В соответствии с видением, изложенным в Плане действий ЕС по электронному правительству на 2016 - 2020 гг., и более значительными усилиями по упрощению и оцифровке процессов отчетности для международной торговли товарами Европейская Комиссия разработала добровольный пилотный проект под названием "Обмен сертификатами "единого окна" таможенной службы Европейского Союза". Проект позволяет таможенным органам автоматически проверять соблюдение ограниченного числа нетаможенных формальностей, обеспечивая обмен информацией между таможенными системами участвующих государств-членов ЕС и соответствующими нетаможенными системами Союза, управляющими нетаможенными формальностями. Несмотря на то, что в рамках проекта были улучшены процедуры таможенного оформления, его добровольный характер явно ограничивает возможности получения существенных преимуществ для таможенных органов, партнерских компетентных органов и экономических операторов. Потенциальные выгоды от проекта ограничены, в частности, из-за отсутствия комплексного представления обо всем импорте и экспорте из Союза, а также потому, что он имеет ограниченный эффект в снижении административного бремени для экономических операторов.
(9) Для достижения полностью цифровой среды и эффективного процесса оформления товаров для всех сторон, участвующих в международной торговле, необходимо установить общие правила для гармонизированной и интегрированной среды "единого окна" Европейского Союза в сфере таможенного оформления товаров ("среда "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров"). Указанная среда должна включать набор полностью интегрированных электронных услуг, предоставляемых на уровне Союза и на национальном уровне, для облегчения обмена информацией и цифрового сотрудничества между таможенными органами и партнерскими компетентными органами, а также для оптимизации процессов таможенного оформления товаров для экономических операторов. Среда "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров должна разрабатываться в соответствии с возможностями надежной идентификации и аутентификации, предлагаемыми Регламентом (ЕС) 910/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС*(7), и принципом "только один раз", если это целесообразно, как указано в Регламенте (ЕС) 2018/1724 Европейского Парламента и Совета ЕС*(8). Для внедрения среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров необходимо создать на основе пилотного проекта систему обмена сертификатами, а именно электронную систему обмена таможенными сертификатами "единого окна" Европейского Союза (EU CSW-CERTEX), которая соединяет национальные среды "единого окна" для таможенных и нетаможенных систем Союза, регулирующих конкретные нетаможенные формальности. Также необходимо гармонизировать национальную среду "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров, интегрировать ее в среду "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров и установить набор правил цифрового административного сотрудничества в рамках среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров.
(10) Среда "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров должна быть приведена в соответствие с другими существующими или будущими системами, связанными с таможней, такими как централизованное оформление товаров в соответствии с Регламентом (ЕС) 952/2013, и должна быть максимально совместима с ними. Когда это уместно, следует добиваться синергии между европейской морской средой "единого окна", установленной Регламентом (ЕС) 2019/1239 Европейского Парламента и Совета ЕС*(9), и средой "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров.
(11) Настоящий Регламент должен привести, в частности, к лучшей защите граждан и снижению административной нагрузки на экономических операторов и таможенные органы.
(12) Среда "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров должна интегрировать решения с высоким уровнем кибербезопасности, чтобы предотвратить, насколько это возможно, атаки, которые могут нарушить работу таможенных и нетаможенных систем, нанести ущерб безопасности торговли или нанести ущерб экономике Союза. Стандарты кибербезопасности должны развиваться в том же темпе, что и регулятивные требования к сетевой информационной безопасности. При разработке, эксплуатации и поддержании среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров Европейская Комиссия и государства-члены ЕС должны следовать соответствующим руководству, выпущенному Агентством Европейского Союза по кибербезопасности (ENISA) в отношении кибербезопасности.
(13) Обмен цифровой информацией через систему EU CSW-CERTEX должен охватывать нетаможенные формальности Союза, установленные в законодательстве Союза, кроме таможенного законодательства, соблюдение которого поручено таможенным органам. Нетаможенные формальности Союза включают в себя все операции, которые должны быть выполнены физическим лицом, экономическим оператором или партнерским компетентным органом по международному обращению товаров, включая часть перемещения между государствами-членами ЕС, если это необходимо. Указанные формальности налагают различные обязательства в отношении импорта, экспорта или транзита определенных товаров, и их проверка посредством таможенного контроля имеет основополагающее значение для эффективного функционирования среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров. Система EU CSW-CERTEX должна охватывать оцифрованные формальности, установленные в законодательстве Союза и управляемые партнерскими компетентными органами в электронных нетаможенных системах Союза, сохраняя соответствующую информацию от всех государств-членов ЕС, необходимую для оформления товаров. В этой связи уместно определить нетаможенные формальности Союза и соответствующие нетаможенные системы Союза, которые должны подлежать цифровому сотрудничеству через систему EU CSW-CERTEX.
В частности, определение нетаможенных систем Союза должно быть широким и должно охватывать различные ситуации и правовые формулировки в правовых актах, которые позволяют или будут способствовать созданию и использованию указанных систем. Кроме того, также уместно указать даты, к которым конкретная нетаможенная система Союза, охватывающая нетаможенные формальности Союза, и национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должны быть подключены к системе EU CSW-CERTEX. Указанные даты должны отражать даты, установленные в законодательстве Союза, отличном от таможенного законодательства, для выполнения конкретных нетаможенных формальностей Союза для обеспечения соблюдения таможенных правил через среду "единого окна" ЕС. В частности, система EU CSW-CERTEX должна первоначально охватывать санитарные и фитосанитарные требования, правила, регулирующие ввоз органической продукции, экологические требования в отношении фторированных парниковых газов и озоноразрушающих веществ, а также формальности, связанные с ввозом культурных ценностей.
(14) Система EU CSW-CERTEX должна способствовать обмену информацией между национальной средой "единого окна" для таможенных и нетаможенных систем Союза. Соответственно, когда экономический оператор подает таможенную декларацию или реэкспортную декларацию, которая требует выполнения нетаможенных формальностей Союза, таможенные органы и партнерские компетентные органы должны иметь возможность автоматически и эффективно обмениваться информацией, которая требуется для процесса таможенного оформления, и проверять ее. Улучшенное цифровое сотрудничество и координация между таможенными органами и партнерскими компетентными органами должны привести к более интегрированным, быстрым и простым безбумажным процессам оформления товаров, а также к более эффективному обеспечению и соблюдению нетаможенных формальностей Союза.
(15) Европейская Комиссия в сотрудничестве с государствами-членами ЕС должна разработать, интегрировать и использовать систему EU CSW-CERTEX, в том числе должна обеспечить соответствующее обучение по ее функционированию и внедрению для государств-членов ЕС. Для обеспечения соответствующих, гармонизированных и стандартизированных услуг "единого окна" на уровне Союза для нетаможенных формальностей Союза Европейская Комиссия должна подключить каждую из нетаможенных систем Союза к системе EU CSW-CERTEX. Государства-члены ЕС должны нести ответственность за подключение своей национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров к системе EU CSW-CERTEX, при содействии, если это необходимо, Европейской Комиссии.
(16) Любая обработка персональных данных и данных, не являющихся персональными, в системе EU CSW-CERTEX должна осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС*(10) ("GDPR"), Регламентом (ЕС) 2018/1725 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11) ("IDPR") и действует без ущерба для Регламента (ЕС) 2018/1807 Европейского Парламента и Совета ЕС*(12) ("Регламент о свободном обращении неперсональных данных"). Это должно происходить в безопасной и надежной среде, защищенной от киберугроз. С этой целью следует использовать подходящие организационные и технические меры кибербезопасности, такие как шифрование. Кроме того, обработка данных должна обеспечивать обмен информацией между национальной средой "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров и нетаможенными системами Союза без какого-либо хранения персональных данных, за исключением технических журналов, необходимых для идентификации данных, отправляемых в данную систему. При необходимости обработка данных также должна преобразовывать данные для обеспечения обмена информацией между двумя цифровыми областями. Инфраструктура информационных технологий, используемая для преобразования данных, должна находиться в Союзе.
(17) В зависимости от типа нетаможенной формальности электронная информация, подлежащая обмену через систему EU CSW-CERTEX, может содержать различные категории субъектов данных и их персональные данные, необходимые для подачи таможенной декларации или реэкспортной декларации или подачи заявления на сопроводительные документы. Таможенные декларации или декларации о реэкспорте могут содержать персональные данные нескольких категорий субъектов данных, включая экспортеров, импортеров, грузополучателей и дополнительных участников системы поставок. Сопроводительные документы могут содержать ту же информацию для других категорий субъектов данных, таких как грузоотправители, экспортеры, грузополучатели, импортеры и лицензиаты. Третья категория субъектов данных, персональные данные которых могут обрабатываться в системе EU CSW-CERTEX, включает уполномоченный персонал таможенных органов, партнерских компетентных органов или другого сертифицированного органа, а также сотрудников Европейской Комиссии и любых сторонних провайдеров, действующих от имени Европейской Комиссии и участвующих в эксплуатации и обслуживании системы EU CSW-CERTEX.
(18) Если персональные данные обрабатываются двумя или более организациями, которые совместно определяют цель и средства обработки, указанные организации должны быть совместными контролерами. Поскольку Европейская Комиссия, таможенные органы государств-членов ЕС и партнерские компетентные органы несут ответственность за функционирование системы EU CSW-CERTEX, они должны быть совместными контролерами обработки персональных данных в системе EU CSW-CERTEX в соответствии с Регламентами (ЕС) 2016/679 и (ЕС) 2018/1725.
(19) Среда "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров должна включать в себя безотказные инструменты и должна быть разработана с целью расширения возможностей анализа данных таможенных органов, в том числе посредством использования инструментов искусственного интеллекта для обнаружения нарушений, подлежащих таможенному контролю или расследуемых таможенными органами, в том числе в отношении безопасности и сохранности товаров и защиты финансовых интересов Союза.
(20) Усиленная цифровизация таможенных и нетаможенных формальностей Союза, применимых к международной торговле, открыла новые возможности для государств-членов ЕС для улучшения цифрового сотрудничества между таможенными органами и партнерскими компетентными органами. В целях достижения этих возможностей и приоритетов несколько государств-членов ЕС приступили к разработке правовых рамок национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров. Указанные инициативы существенно различаются в зависимости от уровня существующей архитектуры таможенных информационных технологий, приоритетов и структуры затрат. В этой связи необходимо потребовать от государств-членов ЕС создать и использовать национальную среду "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров для нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX, с минимальным набором функций, позволяющих использовать все данные, имеющиеся в нетаможенных системах Союза, используемых партнерскими компетентными органами. Национальные среды "единого окна" должны представлять собой национальные компоненты среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров, обеспечивая обмен информацией и сотрудничество с помощью электронных средств между таможенными органами, партнерскими компетентными органами и экономическими операторами для обеспечения соблюдения и эффективного выполнения таможенного законодательства и нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX.
В соответствии с указанной целью национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должна обеспечивать автоматизированную проверку таможенными органами формальностей, в отношении которых данные передаются из нетаможенной системы Союза через систему EU CSW-CERTEX. Национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров также должна позволять партнерским компетентным органам отслеживать и контролировать количество разрешенных товаров ("управление количеством"), выпущенных таможенными органами через Союз. Это должно быть обеспечено путем предоставления необходимой информации о таможенном оформлении в нетаможенные системы Союза через систему EU CSW-CERTEX. С практической точки зрения управление количеством на уровне Союза необходимо для обеспечения более эффективного соблюдения нетаможенных формальностей путем автоматического и последовательного мониторинга использования разрешенных количеств для выпуска товаров, избегая их чрезмерного использования или неправильного обращения. Подключение национальной среды единого окна в сфере таможенного оформления товаров к системе EU CSW-CERTEX будет способствовать эффективному управлению количеством на уровне Союза.
(21) Чтобы еще больше упростить процессы оформления товаров для экономических операторов, национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должна стать единым каналом, который без ущерба для использования других существующих каналов связи мог бы использоваться экономическими операторами для связи с таможенными органами и партнерскими компетентными органами. Однако эти условия не должны ни ограничивать, ни препятствовать другой форме сотрудничества между таможенными органами и партнерскими компетентными органами. Нетаможенные формальности Союза, на которые распространяется эта дополнительная мера по упрощению формальностей, являются подмножеством всеобъемлющих формальностей, охватываемых системой EU CSW-CERTEX. Европейская Комиссия должна постепенно выявлять эти формальности, оценивая выполнение набора критериев, относящихся к упрощению процедур торговли, принимая во внимание их юридическую и техническую осуществимость. В целях дальнейшего упрощения процедур торговли и повышения эффективности контроля должна быть возможность использовать национальную среду "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров в качестве платформы для координации контроля между таможенными органами и партнерскими компетентными органами в соответствии со Статьей 47(1) Регламента (ЕС) 952/2013.
(22) Каждое государство-член ЕС должно назначить один или несколько компетентных органов, которые будут действовать в качестве контролера операций по обработке данных, проводимых в его национальной среде "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров. Указанные операции по обработке данных должны выполняться в соответствии с Регламентом (ЕС) 2016/679. Учитывая, что некоторые данные, поступающие из национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров, подлежат обмену с нетаможенными системами Союза через систему EU CSW-CERTEX, каждое государство-член ЕС обязано без необоснованного промедления уведомлять Европейскую Комиссию о нарушениях безопасности персональных данных, конфиденциальности, доступности или целостности персональных данных, обрабатываемых в рамках национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров и обмениваемых через систему EU CSW-CERTEX.
(23) Полностью скоординированный процесс оформления товаров требует процедур, которые поддерживают цифровое сотрудничество и обмен информацией между таможенными органами, партнерскими компетентными органами и экономическими операторами для выполнения и обеспечения соблюдения нетаможенных формальностей Союза, предусмотренных системой EU CSW-CERTEX. В этом контексте интероперабельность означает возможность беспрепятственно запускать такие процессы в таможенных и нетаможенных системах и доменах без потери контекста или значения обмениваемых данных. Для обеспечения полностью автоматизированной проверки нетаможенных формальностей Союза система EU CSW-CERTEX должна обеспечить техническую совместимость и согласованность значений соответствующих данных. Важно привести таможенную и нетаможенную терминологию в соответствие для обеспечения сохранения и понимания передаваемых данных и информации на протяжении всего обмена между нетаможенными системами Союза и национальной средой "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров. Кроме того, чтобы обеспечить согласованное соблюдение нетаможенных формальностей Союза на территории Союза, система EU CSW-CERTEX должна определить таможенную процедуру или реэкспорт, для которых может использоваться сопроводительный документ, на основании административного решения, указанного партнерским компетентным органом в сопроводительном документе. С технической точки зрения система EU CSW-CERTEX должна сделать таможенные и нетаможенные данные совместимыми, преобразовав их формат или структуру, если это необходимо, без изменения их содержания.
(24) Ввиду охвата нетаможенных формальностей Союза система EU CSW-CERTEX должна служить нескольким целям. Она должна сделать соответствующие данные доступными для таможенных органов, чтобы они могли лучше обеспечивать соблюдение политики нетаможенного регулирования Союза посредством автоматизированной проверки указанных формальностей. Система также должна предоставить соответствующие данные партнерским компетентным органам, чтобы они могли контролировать и определять оставшееся количество разрешенных товаров, не списанных таможней при оформлении других партий. Кроме того, она должна поддерживать реализацию принципа "одного окна" для осуществления контроля, указанного в Статье 47(1) Регламента (ЕС) 952/2013, путем содействия интеграции процедур таможенных и нетаможенных органов Союза для полностью автоматизированного процесса оформления товаров.
Некоторые правовые акты Союза требуют передачи данных между национальными таможенными системами и информационно-коммуникационной системой, установленной в соответствующем акте. Таким образом, система EU CSW-CERTEX должна обеспечить любой автоматизированный обмен информацией между таможенными органами и партнерскими компетентными органами, если это требуется в соответствии с указанными актами, не ограничивая сотрудничество только этим обменом данными. В той мере, в которой это не предусмотрено законодательством Союза, государства-члены ЕС определяют оперативный аспект сотрудничества между таможенными и нетаможенными органами на национальном уровне. Таким образом, государства-члены ЕС могут использовать все функции системы EU CSW-CERTEX для полностью автоматизированного выполнения формальностей и другой автоматизированной передачи данных между таможенными органами и соответствующими партнерскими компетентными органами, требуемых законодательством Союза, устанавливающим нетаможенные формальности Союза.
(25) Для установления единого канала связи с органами, участвующими в оформлении товаров, национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должна позволять экономическим операторам предоставлять необходимые данные, требуемые таможенным законодательством и законодательством Союза, отличным от таможенного законодательства, в одном пункте и получать электронные отзывы о любой связанной информации от соответствующих органов непосредственно из данного пункта. Такая обратная связь может включать уведомления о решениях таможни. Должна быть предусмотрена возможность использования единого канала связи только для нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX и определенных как подходящие для дополнительных мер по упрощению формальностей.
(26) Существует значительное дублирование между данными, включенными в таможенную или реэкспортную декларацию, и данными, включенными в сопроводительные документы, необходимые для нетаможенных формальностей Союза, перечисленных в Приложении. Для обеспечения повторного использования данных, чтобы экономическим операторам не нужно было предоставлять одни и те же данные более одного раза, необходимо согласовать и рационализировать требования к данным для таможенных формальностей и для нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX. Таким образом, Европейская Комиссия должна определить элементы данных, включенные в таможенную или реэкспортную декларацию и в сопроводительные документы, необходимые для нетаможенных формальностей Союза, перечисленных в Приложении ("общий набор данных"). Европейская Комиссия также должна определить элементы данных, которые требуются только в соответствии с законодательством Союза, отличным от таможенного законодательства ("набор данных партнерского компетентного органа"). Общий набор данных, набор данных партнерского компетентного органа и набор данных, требуемый только таможней, должны представлять собой интегрированный набор данных, включающий всю информацию, связанную с таможенным оформлением товаров, необходимую для выполнения таможенных и нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX.
(27) Для обеспечения выполнения таможенных и нетаможенных формальностей, затрагивающих перемещение одних и тех же товаров, национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должна, для обязательных нетаможенных систем Союза, или может, для добровольных нетаможенных систем Союза, предоставлять возможность экономическим операторам представлять все данные, требуемые многочисленными регулятивными органами для помещения товаров под таможенные процедуры или их реэкспорта, с помощью интегрированного набора данных. В зависимости от конкретной нетаможенной формальности Союза должна быть предоставлена возможность подачи таких данных в разные моменты времени и вместе с таможенной или реэкспортной декларацией, поданной до предполагаемого предъявления товаров таможенным органам, в соответствии со Статьей 171 Регламента (ЕС) 952/2013. Такие представления позволили бы выполнить принцип "только один раз". Национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должна использовать интегрированный набор данных для передачи общего набора данных и набора данных партнерского компетентного органа в систему EU CSW-CERTEX, а также общих и специальных данных, требуемых таможней, таможенным органам.
(28) Для передачи информации, предоставленной экономическими операторами через национальную среду "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров, всем заинтересованным органам система EU CSW-CERTEX должна обеспечить необходимый обмен информацией между таможенной и нетаможенной сферами. В частности, система EU CSW-CERTEX должна получать данные, необходимые для выполнения применимых нетаможенных формальностей Союза, из национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров и должна передавать их в соответствующую нетаможенную систему Союза. Обмен должен позволить партнерским компетентным органам просматривать информацию, передаваемую в соответствующие нетаможенные системы Союза, и принимать решения о таможенном оформлении, которые должны передаваться таможенным органам через систему EU CSW-CERTEX. Таможенные органы, в свою очередь, должны передавать данную информацию экономическим операторам через национальную среду "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров. Регистрационный и идентификационный номер экономического оператора ("номер EORI") следует использовать в качестве идентификатора для обмена и перекрестных ссылок на информацию, связанную с указанными обменами.
(29) В соответствии со Статьей 9 Регламента (ЕС) 952/2013 номер EORI присваивается каждому экономическому оператору, занимающемуся таможенными операциями, в качестве идентификатора для всех операций с таможенными органами в Союзе. Европейская Комиссия поддерживает центральную систему EORI для хранения и обработки данных, связанных с EORI. Для облегчения сотрудничества между различными органами, участвующими в процессе оформления товаров, партнерские компетентные органы должны иметь доступ к системе EORI для проверки номера EORI, который они могут запросить у экономических операторов в контексте своих формальностей.
(30) Тесное сотрудничество между Европейской Комиссией и государствами-членами ЕС необходимо для координации всей деятельности, связанной с эффективным функционированием среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров. Это также поможет преодолеть разрыв между различными уровнями цифровизации и цифровой готовности, тем самым предотвращая возможные искажения. Учитывая широкий и разнообразный масштаб деятельности, каждому государству-члену ЕС необходимо назначить компетентный орган в качестве национального координатора. Без ущерба для внутренней организации национальных администраций национальный координатор должен быть контактным лицом для Европейской Комиссии и должен содействовать сотрудничеству на национальном уровне, обеспечивая при этом функциональную совместимость системы. Европейская Комиссия должна обеспечить координацию, если это необходимо, и должна помочь обеспечить эффективное соблюдение нетаможенных формальностей Союза.
(31) Разработка среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров влечет за собой различные затраты на внедрение. Важно распределить расходы между Европейской Комиссией и государствами-членами ЕС наиболее подходящим образом в зависимости от типа предоставляемых услуг. Европейская Комиссия должна нести расходы, связанные с разработкой, обслуживанием и эксплуатацией системы EU CSW-CERTEX, которая является центральным компонентом среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров, а также расходы, связанные с обеспечением ее взаимодействия с нетаможенными системами Союза. Государства-члены ЕС должны нести расходы, связанные с их ролью в обеспечении взаимодействия с системой EU CSW-CERTEX, а также в разработке, поддержании и эксплуатации национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров.
(32) Требуется детальное планирование для постепенной интеграции различных нетаможенных формальностей Союза из различных важных областей в систему EU CSW-CERTEX. С этой целью Европейская Комиссия должна подготовить рабочую программу для включения указанных формальностей в систему EU CSW-CERTEX и для развития связей между нетаможенными системами Союза, обрабатывающими указанные формальности, и системой EU CSW-CERTEX. Основная цель рабочей программы должна заключаться в поддержке оперативных требований и графика реализации мероприятий, с особым вниманием к разработкам в области IT, необходимым, среди прочего, для национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров. Рабочая программа должна регулярно пересматриваться для оценки общего прогресса в применении настоящего Регламента и должна обновляться не реже одного раза в три года.
(33) Европейская Комиссия должна регулярно отслеживать состояние разработки среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров и возможности дальнейшего расширения ее использования. С этой целью Европейская Комиссия должна выпускать ежегодный отчет о состоянии реализации среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров и национальной среды "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров со ссылкой на рабочую программу. Кроме того, указанный отчет должен также включать подробный обзор существующих нетаможенных формальностей Союза и тех, которые включены в законодательные предложения Европейской Комиссии, с целью предоставления четкого обзора состояния цифровизации формальностей на границе. Более того, отчет должен не реже одного раза в три года включать результаты регулярного мониторинга функционирования среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров. Наряду с мониторингом Европейская Комиссия также должна оценивать работу системы EU CSW-CERTEX для обеспечения эффективного соблюдения нетаможенных формальностей Союза, предусмотренных системой EU CSW-CERTEX. Европейская Комиссия должна представлять Европейскому Парламенту и Совету ЕС регулярные отчеты об оценке функционирования среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров. Отчеты должны подводить итоги, определять области для улучшения и предлагать рекомендации на будущее в свете прогресса, достигнутого в улучшении цифрового сотрудничества между таможенными органами и партнерскими компетентными органами, участвующими в таможенном оформлении товаров для обеспечения упрощения процессов для экономических операторов и эффективного соблюдения нетаможенных формальностей Союза. Отчеты также должны учитывать соответствующую информацию, предоставляемую государствами-членами ЕС, в частности, об их национальной среде "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров. В целях мониторинга и отчетности Европейская Комиссия должна организовывать и поддерживать постоянный диалог с государствами-членами ЕС, соответствующими экономическими операторами и другими соответствующими сторонами.
(34) Разработка новых IT-систем и обновление существующих IT-систем требуют значительных усилий с точки зрения финансовых и человеческих инвестиций, особенно в самих IT. Настоящий Регламент устраняет разрыв между таможенными органами и партнерскими компетентными органами и обеспечивает основу для цифрового сотрудничества, которое необходимо внедрить на территории Союза. Таким образом, для обеспечения надлежащего планирования и соблюдения сроков государствам-членам ЕС рекомендуется проводить оценку воздействия на свои национальные системы, процессы и планирование и своевременно предоставлять необходимую информацию Европейской Комиссии с целью содействия более эффективной законодательной работы, в частности в отношении делегированных актов и имплементационных актов, в соответствии с целями Межинституционального соглашения от 13 апреля 2016 г. по совершенствованию законодательной работы*(13).
(35) В целях обеспечения эффективного и действенного функционирования среды "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров полномочия по принятию актов в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза должны быть делегированы Европейской Комиссии в отношении внесения изменений в список нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX, в Приложении; дополнения настоящего Регламента с указанием элементов данных, подлежащих обмену через систему EU CSW-CERTEX; и дополнения настоящего Регламента путем определения общего набора данных вместе с набором данных партнерского компетентного органа для каждого соответствующего акта Союза, применимого к нетаможенным формальностям Союза, интегрированным в систему EU CSW-CERTEX. При внесении изменений в список нетаможенных формальностей Союза, охватываемых системой EU CSW-CERTEX, Европейская Комиссия должна также определить крайние сроки, когда соответствующие нетаможенные системы Союза и национальная среда "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров должны быть подключены к системе EU CSW-CERTEX. Указанные сроки должны быть установлены с учетом двух элементов: во-первых, даты, к которым должны быть выполнены определенные обязательства из законодательства Союза для обеспечения того, чтобы среда "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров могла быть использована для указанной цели, и, во-вторых, окна развертывания, которые обычно используются для таможенных систем.
Государства-члены ЕС могут подключить определенные нетаможенные системы Союза и национальную среду "единого окна" в сфере таможенного оформления товаров к системе EU CSW-CERTEX раньше сроков, указанных в Приложении. Особенно важно, чтобы Европейская Комиссия провела соответствующие консультации в ходе своей подготовительной работы, в том числе на уровне экспертов, и чтобы эти консультации проводились в соответствии с принципами, изложенными в Межинституциональном соглашении от 13 апреля 2016 г. по совершенствованию законодательной работы. В частности, для обеспечения равного участия в подготовке делегированных актов Европейский Парламент и Совет ЕС получают все документы одновременно с экспертами государств-членов ЕС, а их эксперты систематически имеют доступ на заседания групп экспертов Европейской Комиссии, занимающихся подготовкой делегированных актов.
(36) В целях обеспечения единых условий для имплементации настоящего Регламента на Европейскую Комиссию должны быть возложены имплементационные полномочия в отношении установления соответствующих обязанностей совместных контролеров за соблюдением обязательств в соответствии с Регламентами (ЕС) 2016/679 и (ЕС) 2018/1725; принятия конкретных правил для обработки обмена информацией через систему EU CSW-CERTEX, включая при необходимости любые специальные правила для обеспечения защиты персональных данных; определения нетаможенных формальностей Союза, интегрированных в систему EU CSW-CERTEX, которые могут стать предметом дополнительного цифрового сотрудничества; принятия процедурных мер для дополнительного обмена информацией, обрабатываемой через систему EU CSW-CERTEX, включая при необходимости любые конкретные правила, регулирующие защиту персональных данных, и принятия рабочей программы для поддержки реализации положений, связанных с подключением соответствующих нетаможенных систем Союза в систему EU CSW-CERTEX, и интеграции соответствующих нетаможенных формальностей Союза. Указанные полномочия должны осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС*(14).
(37) Поскольку настоящий Регламент устанавливает механизм для таможенных органов по обеспечению выполнения формальностей, влияющих на процесс оформления товаров, необходимо включить его и его дополняющие и имплементационные положения в определение таможенного законодательства, установленное в пункте 2 Статьи 5 Регламента (ЕС) 952/2013. Данный подход соответствует Статье 3 указанного Регламента, которая возлагает на таможенные органы задачу обеспечения безопасности Союза и его резидентов в тесном сотрудничестве с другими органами, если это уместно, при одновременном содействии торговле. Таким образом, в Регламент (ЕС) 952/2013 следует внести изменения, чтобы включить Среду "единого окна" ЕС в сфере таможенного оформления товаров в перечень таможенного законодательства. Статья 163(1) Регламента (ЕС) 952/2013 предусматривает, что сопроводительные документы, необходимые для применения положений, регулирующих соответствующую таможенную процедуру или реэкспорт, должны находиться в распоряжении декларанта и в распоряжении таможенной службы в момент подачи таможенной или реэкспортной декларации. Поскольку таможенные органы могут получить через систему EU CSW-CERTEX необходимые данные, связанные с нетаможенными формальностями Союза, это обязательство следует считать выполненным. Таким образом, чтобы лучше интегрировать таможенные и нетаможенные процедуры Союза для их одновременной работы необходимо внести соответствующие изменения в Статью 163(1) Регламента (ЕС) 952/2013.
(38) В соответствии со Статьей 42(1) Регламента (ЕС) 2018/1725 были проведены консультации с Европейским инспектором по защите данных, который вынес заключение 20 ноября 2020 г.
(39) Интеграция нетаможенных формальностей Союза в систему EU CSW-CERTEX требует внедрения новой инфраструктуры информационных технологий для установления связей между национальными системами "единого окна" для таможенных органов и нетаможенными системами Союза, определения данных, подлежащих обмену, и разработки технических и функциональных спецификаций. В этой связи при применении настоящего Регламента следует учитывать сроки, необходимые для продвижения указанных разработок на союзном и национальном уровнях. Кроме того, ожидается, что реализация дополнительных мер цифрового сотрудничества займет значительно больше времени, поскольку для этого требуется предварительное определение соответствующих нетаможенных формальностей Союза вместе с соответствующими техническими разработками. В связи с этим необходимо отложить применение некоторых положений настоящего Регламента.
(40) Поскольку цель настоящего Регламента, а именно улучшение соблюдения нормативных требований Союза через границы Союза и упрощение международной торговли, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами ЕС из-за изначально транснационального характера перемещения товаров через границы и его сложности, но, по причине масштаба и последствия действий, может быть эффективнее достигнута на уровне Союза, Союз может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в данной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели,
приняли настоящий Регламент:
------------------------------
*(1) REGULATION (EU) 2022/2399 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 23 November 2022 establishing the European Union Single Window Environment for Customs and amending Regulation (EU) No 952/2013. Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 317, 9.12.2022, стр. 1.
*(2) ОЖ N C 220, 9.6.2021, стр. 62.
*(3) Позиция Европейского Парламента от 4 октября 2022 г. (еще не опубликована в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 24 октября 2022 г.
*(4) Регламент (ЕС) 952/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 9 октября 2013 г., устанавливающий Таможенный кодекс Союза (ОЖ N L 269, 10.10.2013, стр. 1).
*(5) Решение 70/2008/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 января 2008 г. о безбумажном документообороте для таможни и торговли (ОЖ N L 23, 26.01.2008, стр. 21).
*(6) Решение (ЕС) 2015/1947 Совета ЕС от 1 октября 2015 г. о заключении от имени Европейского Союза Протокола об изменении Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ОЖ N L 284, 30.10.2015, стр. 1)
*(7) Регламент (ЕС) 910/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 июля 2014 г. об электронной идентификации и удостоверительных сервисах для электронных трансакций на внутреннем рынке и об отмене Директивы 1999/93/ЕС (ОЖ N L 257, 28.08.2014, стр. 73).
*(8) Регламент (ЕС) 2018/1724 Европейского Парламента и Совета ЕС от 2 октября 2018 г. о создании единой цифровой платформы для обеспечения доступа к информации, процедурам, услугам по оказанию помощи и решению проблем, а также об изменении Регламента (ЕС) 1024/2012 (ОЖ N L 295, 21.11.2018, стр. 1).
*(9) Регламент (ЕС) 2019/1239 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 июня 2019 г. об установлении европейской среды единого морского окна и об отмене Директивы 2010/65/ЕС (ОЖ N L 198, 25.07.2019, стр. 64).
*(10) Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Общий Регламент о защите персональных данных) (ОЖ N L 119, 4.5.2016, стр. 1).
*(11) Регламент (ЕС) 2018/1725 Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 октября 2018 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных, осуществляемой учреждениями, органами, службами и агентствами Союза, и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Регламента (ЕС) 45/2001 и Решения 1247/2002/EC (ОЖ N L 295, 21.11.2018, стр. 39).
*(12) Регламент (ЕС) 2018/1807 Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 ноября 2018 г. о правовых рамках для свободного обращения неперсональных данных в Европейском Союзе (ОЖ N L 303, 28.11.2018, стр. 59).
*(13) ОЖ N L 123, 12.5.2016, стр. 1
*(14) Регламент (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий правила и общие принципы относительно механизмов контроля государствами-членами ЕС выполнения Европейской Комиссией имплементационных полномочий (ОЖ N L 55, 28.02.2011, стр. 13).
*(15) Делегированный Регламент (ЕС) 2015/2446 Европейской Комиссии от 28 июля 2015 г. о дополнении Регламента (ЕС) 952/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении подробных правил, касающихся некоторых положений Таможенного кодекса Союза (ОЖ N L 343, 29.12.2015, стр. 1).
*(16) Регламент (ЕС) 2021/444 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 марта 2021 г. о принятии программы "Таможня" в целях кооперации по таможенной сфере, а также об отмене Регламента (ЕС) 1294/2013 (ОЖ N L 87, 15.03.2021, стр. 1).
*(17) Регламент (ЕС) 2021/821 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 мая 2021 г. об установлении режима Союза для контроля экспорта, брокерской деятельности, технической помощи, транзита и трансфера в отношении продукции двойного назначения (ОЖ N L 206, 11.06.2021, стр. 1).
*(18) Регламент (ЕС) 2173/2005 Совета ЕС от 20 декабря 2005 г. о создании схемы лицензирования FLEGT для импорта лесоматериалов в Европейское Сообщество (ОЖ N L 347, 30.12.2005, стр. 1).
*(19) Регламент (ЕС) 338/97 Совета ЕС от 9 декабря 1996 г. о защите видов дикой фауны и флоры посредством регулирования торговли ими (ОЖ N L 61, 3.3.1997, стр. 1).
*(20) Регламент (ЕС) 2022/2399 Европейского Парламента и Совета от 23 ноября 2022 г. об учреждении среды "единого окна" Европейского Союза в сфере таможенного оформления товаров и об изменении Регламента (ЕС) 952/2013 (ОЖ N L 317, 9.12.2022 , стр. 1).";
*(21) Регламент 2017/625 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза (ЕС) от 15 марта 2017 г. об официальном контроле и других официальных мероприятиях, проводимых с целью обеспечения применения законодательства в области пищевых продуктов и кормов, правил, касающихся здоровья и благосостояния животных, защиты растений, продукции для защиты растений, и о внесении изменений в Регламенты (ЕС) 999/2001, (EC) 396/2005, (EC) 1069/2009, (EC) 1107/2009, (ЕС) 1151/2012, (ЕС) 652/2014, (ЕС) 2016/429 и (ЕС) 2016/2031 Европейского Парламента и Совета ЕС, Регламенты (EC) 1/2005 и (EC) 1099/2009 Совета ЕС и Директивы 98/58/EC, 1999/74/EC, 2007/43/EC, 2008/119/EC и 2008/120/EC Совета ЕС, а также об отмене Регламентов (EC) 854/2004 и (EC) 882/ Европейского Парламента и Совета ЕС, Директив 89/608/ЕЭС, 89/662/ЕЭС, 90/425/ЕЭC, 91/496/ЕЭC, 96/23/EC, 96/93/EC и 97/78/EC Совета ЕС и Решения 92/438/ЕЭC Совета ЕС (Регламент об официальном контроле) (ОЖ N L 95, 7.4.2017, стр. 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "(EC) 882/" имеется в виду "(EC) 882/2004"
*(22) Регламент (ЕС) 2018/848 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 30 мая 2018 г. об органическом производстве и о маркировке органических продуктов, а также об отмене Регламента (ЕС) 834/2007 Совета ЕС (ОЖ N L 150, 14.6.2018, стр. 1).
*(23) Регламент (ЕС) 1005/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 сентября 2009 г. о веществах, разрушающих озоновый слой (ОЖ N L 286, 31.10.2009, стр. 1).
*(24) Регламент (ЕС) 517/2014 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 апреля 2014 г. о фторированных парниковых газах и об отмене Регламента (ЕС) 842/2006 (ОЖ N L 150, 20.5.2014, стр. 195).
*(25) Регламент (ЕС) 2019/880 Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 апреля 2019 г. о ввозе и вывозе культурных ценностей (ОЖ N L 151, 7.6.2019, стр. 1).
*(26) Регламент (ЕС) 2173/2005 Совета ЕС от 20 декабря 2005 г. о создании схемы лицензирования FLEGT для импорта лесоматериалов в Европейское Сообщество (ОЖ N L 347, 30.12.2005, стр. 1).
*(27) Регламент (ЕС) 2021/821 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 мая 2021 г. об установлении режима Союза для контроля экспорта, брокерской деятельности, технической помощи, транзита и трансфера в отношении продукции двойного назначения (ОЖ N L 206, 11.06.2021, стр. 1).
*(28) Регламент (ЕС) 338/97 Совета ЕС от 9 декабря 1996 г. о защите видов дикой фауны и флоры посредством регулирования торговли ими (ОЖ N L 61, 3.3.1997, стр. 1).
*(29) Регламент (ЕС) 2019/1020 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 июня 2019 г. о надзоре за рынком и соответствии продукции, а также об изменении Директивы 2004/42/ЕС и Регламентов (ЕС) 765/2008 и (ЕС) 305/2011 (ОЖ N L 169, 25.06.2019, стр. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2022/2399 от 23 ноября 2022 г. о создании среды "единого окна" Европейского Союза в сфере таможенного оформления товаров, а также об изменении Регламента (ЕС) 952/2013
Вступает в силу на третий день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза. Пункт (а) Статьи 8(3), Статья 11, Статья 13(1), (2) и (3), Статья 14 и Статья 15(1) и (2) применяются с 13 декабря 2031 г.
Переводчик - Маркеева И.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 317, 09.12.2022, стр. 1.
Опубликование:
-