г. Краснодар |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А18-747/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (ИНН 0602013600, ОГРН 1030600280050) и заинтересованного лица - Государственного бюджетного учреждения "Ингушская Республиканская клиническая больница имени А.О. Ахушкова" (ИНН 0602025161, ОГРН 1020600986240), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Ингушская Республиканская клиническая больница имени А.О.Ахушкова" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А18-747/2019, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к ГБУ "Ингушская Республиканская клиническая больница имени А.О. Ахушкова" (далее - учреждение, больница) о взыскании 2 682 727 рублей 21 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Решением от 19.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2019, суд удовлетворил заявленное фондом требование указав на документальное подтверждение нецелевого использования учреждением денежных средств ОМС.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного фондом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению учреждения территориальным фондам ОМС законодательно не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений либо о восстановлении на счете медицинских учреждений за счет иных бюджетов средств ОМС, использованных не по целевому назначению. Суды не проверили соблюдение фондом срока для обращения в суд с заявленным требованием, не указали доказательства, которые исследовали в судебном заседании, а также не установили, какие именно документы при проведении проверки фонд подверг сплошной или выборочной проверке, по результатам которой сделал вывод о нецелевом использовании больницей денежных средств ФОМС.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказов от 30.01.2017 N 116-п и от 28.02.2017 N 12-п фонд провел комплексную проверку учреждения за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 по итогам которой составил акт от 11.03.2017 N 5.
На основании приказов от 27.08.2018 N 53-п и от 25.09.2018 N 62-п фонд провел комплексную проверку учреждения за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 по результатам которой составил акт от 08.10.2018 N П.
Согласно акту от 11.03.2017 N 5 в ходе комплексной проверки выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 1 380 994 рубля 21 копейку в связи с чем, больнице рекомендовано восстановить денежные средства в сумме 1 057 848 рублей 21 копейка и уплатить штраф в размере 138 099 рублей 47 копеек.
По акту от 08.10.2018 N П фонд предложил больнице восстановить использованные не по целевому назначению денежные средства в общей сумме 1 057 848 рублей 71 копейку и уплатить штраф в размере 105 784 рубля 82 копейки.
Фонд вручил больнице требования о восстановлении денежных средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
На основании указанных актов проверок от 11.03.2017 N 5 и от 08.10.2018 N П фонд предъявил больнице требования от 28.05.2018 N 09-12/1403 и от 10.04.2019 N 09-12/454 о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в размере 1 380 994 рубля 21 копейку и 1 057 848 рублей 71 копейку и уплате штрафа в размере 138 099 рублей 47 копеек и 105 784 рублей 82 копеек (10 % от суммы нецелевого использования средств).
Поскольку учреждение в добровольном порядке требования фонда о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению не исполнило, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные фондом требования о взыскании с учреждения спорной суммы средств обязательного медицинского страхования, суды руководствовались положениями статей 1, 9, 15, 20, 34, 39 Федерального закона от 29.11.2010 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статей 10, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 196, 200, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 34 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17.06.2011 N 209, Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, и сделали вывод о том, что заявленное фондом требование о взыскании с больницы 2 682 727 рублей 21 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, подлежит удовлетворению.
При этом суды исходили из того, что акты проверок от 11.03.2017 N 5 и от 08.10.2018 N П составлены фондом без нарушений, с указанием полной и необходимой информации, с актами своевременно ознакомлены представители организации; в актах детально описаны события правонарушений, в том числе связанные с выплатами не по целевому назначению на оплату труда, иными выплатами, в том числе за работы по госконтракту и т. д.; сведений и доказательств о том, что выявленные в ходе комплексных проверок нарушения не имели места или были оспорены, учреждение не представило.
Вместе с тем, сделав вывод о том, что факт нецелевого использования обществом денежных средств ОМС документально подтвержден, суды не сослались на конкретные доказательства, подтверждающие указанное обстоятельство.
Суды не проверили обоснованность заявленных фондом ко взысканию с учреждения сумм средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, применительно к указанным в актах от 11.03.2017 N 5 и от 08.10.2018 N П нарушениям, в том числе связанным с выплатами не по целевому назначению на оплату труда, иными выплатами, в том числе за работы по государственным контрактам и т. д.
Доказательства, на которых основаны выводы фонда в актах от 11.03.2017 N 5 и от 08.10.2018 N П, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.
Несмотря на то, что, как следует из актов проверки от 11.03.2017 N 5 и 08.10.2018 N П к проверке учреждение представило необходимые документы, перечень которых указан в актах, в материалы дела указанные документы (их надлежащим образом заверенные копии) не представлялись, что следует также из приложения к заявлению фонда о взыскании денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции о нецелевом использовании учреждением денежных средств ФОМС основаны на выводах фонда, изложенных в актах от 11.03.2017 N 5 и 08.10.2018 N П при отсутствии в материалах дела доказательств, на основании которых фонд пришел к выводу о нецелевом использовании учреждением, указанные доказательства в данном случае (при их отсутствии) не могли быть исследованы и оценены судами, поэтому судебные акты не могут считаться законными и обоснованными.
Поскольку судебные акты приняты с нарушением статей 10, 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства и оценивать доказательства, которые не установлены и не оценены судебными инстанциями, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, с учетом полномочий, предоставленных суду статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.07.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А18-747/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные фондом требования о взыскании с учреждения спорной суммы средств обязательного медицинского страхования, суды руководствовались положениями статей 1, 9, 15, 20, 34, 39 Федерального закона от 29.11.2010 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статей 10, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 196, 200, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 34 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 17.06.2011 N 209, Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, и сделали вывод о том, что заявленное фондом требование о взыскании с больницы 2 682 727 рублей 21 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, подлежит удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 декабря 2019 г. N Ф08-11633/19 по делу N А18-747/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3905/19
29.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-747/19
30.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11633/19
22.10.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3905/19
19.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-747/19