г. Краснодар |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А32-12345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Р.С.Альянс", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А32-12345/2019, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными решений от 19.12.2018 N 23/189/003/600/2018-553 и 23/189/003/600/2018-551 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 23:49:0202021:3654 и 23:49:0202021:3655, расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Чехова, в районе дома N 58; возложении обязанности на управление осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 23:49:0202021:3654 и 23:49:0202021:3655, расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Чехова, в районе дома N 58, на основании заявлений от 11.09.2018 и представленных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Р.С.Альянс" (далее - общество).
Решением суда от 21.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности соответствует действующему законодательству, поскольку к заявлению не приложено действующее, продленное в установленном порядке разрешение на строительство.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что земельный участок площадью 7232 кв. м с видом разрешенного использования "многоквартирные жилые дома" поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер 23:49:0202021:1010. Данный факт подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.10.2010 N 2343/12/10-828056.
Право муниципальной собственности на указанный земельный участок удостоверено выпиской из ЕГРН от 02.08.2018 N 99/2018/143253110.
23 декабря 2010 года управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи и общество заключили муниципальный контракт N С-01 по строительству многоквартирных домов в городе Сочи для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Администрация предоставила обществу на основании постановления от 05.05.2011 N 840 на срок до 30.09.2011 в безвозмездное срочное пользование земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202021:1010 в целях строительства многоквартирного жилого дома.
22 августа 2011 года администрация выдала обществу разрешение на строительство N RU23309-1664 сроком действия до 22.07.2013.
После расторжения муниципального контракта строительные работы на объекте не велись.
Возведенные на земельном участке объекты незавершенного строительства поставлены на кадастровый учет (кадастровые номера 23:49:0202021:3654 и 23:49:0202021:3655).
11 сентября 2018 года администрация обратилась в управление с заявлениями N 23/189/003/600/2018-553 и 23/189/003/600/2018-551 о регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 23:49:0202021:3654 и 23:49:0202021:3655, расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Чехова, в районе дома N 58.
Управление сообщениями от 19.12.2018 N 23/189/003/600/2018-553 и 23/189/003/600/2018-551 отказало в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости по причине истечения срока действия разрешения на строительство.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации права собственности, администрация обратилась в суд с иском.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь изложенными нормами, исходили из того, что истечение срока действия разрешения на строительство не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности администрации на объект незавершенного строительства, состоящий на кадастровом учете, возведенный в период действия разрешения на строительство на земельном участке, находящемся у администрации на праве собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что строительство спорного объекта производилось после истечения срока действия разрешения. Таким образом, суды пришли к выводу о том, что у управления не было законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности администрации на спорные объекты, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2018 N 309-КГ18-14390.
Доводы управления были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах, не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в полномочия кассационного суда.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А32-12345/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь изложенными нормами, исходили из того, что истечение срока действия разрешения на строительство не является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности администрации на объект незавершенного строительства, состоящий на кадастровом учете, возведенный в период действия разрешения на строительство на земельном участке, находящемся у администрации на праве собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что строительство спорного объекта производилось после истечения срока действия разрешения. Таким образом, суды пришли к выводу о том, что у управления не было законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности администрации на спорные объекты, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2018 N 309-КГ18-14390."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 января 2020 г. N Ф08-12677/19 по делу N А32-12345/2019