Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 сентября 2023 г. N 3а-285/2023
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2024 г. N 66а-11/2024 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Закиева Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 июня 2023 года N 69-5/тко-2023 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 ноября 2022 года за N 9920, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 ноября 2022 года, установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" (далее - ООО "МПОЖХБ") в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан на 2023 год в размере 71,03 рубля за кубический метр.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 мая 2023 года, постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год" признано недействующим со дня принятия.
Пунктом 1 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 июня 2023 года N 69-5/тко-2023 установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "МПОЖХБ" в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан на 2023 год в размере 76,73 рубля за кубический метр.
Этим же документом признано утратившим силу постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022 (пункт 4).
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 6 июля 2023 года за N 10947, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 6 июля 2023 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", 1 сентября 2023 года, N 65, ст. 1960.
ООО "МПОЖХБ" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 июня 2023 года N 69-5/тко-2023 как противоречащего Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
По мнению административного истца, установленный оспариваемым постановлением тариф на 2023 год не является экономически обоснованным, поскольку Госкомитет при его расчете неверно определил объем и массу твердых коммунальных отходов (далее также ТКО), не включил в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) организации в должном размере расходы на транспортировку грунта сторонними организациями.
В судебном заседании представители ООО "МПОЖХБ" Карев В.Ю. административный иск поддержал.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Миннебаев Г.Ф. административный иск не признали.
Представитель ООО "Гринта" Ахметова Д.Р. с административным иском не согласилась.
Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе, захоронение твердых коммунальных отходов. Регулированию подлежит предельный тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 24.9 вышеупомянутого Федерального закона государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, помимо прочих, решение вопросов установления предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Установление тарифов в области обращения с отходами высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.5.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "МПОЖХБ" об экономической необоснованности установленного оспариваемым постановлением тарифа на 2023 год в связи с неверным определением Госкомитетом при его расчете объема и массы ТКО, неверным определением размера расходов на транспортировку грунта сторонними организациями, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.
Административным истцом 5 июля 2022 года подано предложение об установлении тарифа с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
Данное тарифное предложение включало в себя сведения об объеме твердых коммунальных отходов, прогнозируемых для захоронения на Малореченском полигоне ТБО, владельцем которого является ООО "МПОЖХБ", в размере 180,6 тысяч кубических метров.
Из содержания экспертного заключения Госкомитета по делу об установлении предельных тарифов для административного истца на 2023 год регулирования следует, что, ссылаясь на вышеуказанные судебные акты, тарифный орган определил объем твердых коммунальных отходов, прогнозируемых для захоронения на Малореченском полигоне ТБО, владельцем которого является ООО "МПОЖХБ", в размере 279,45 тысяч кубических метров ТКО.
Орган регулирования при определении расчетного объема ТКО в соответствии с правилами, закрепленными в пункте 18 Основ ценообразования, пунктах 7, 14 Методических указаний, исходил из имеющихся сведений о динамике образования ТКО за последние 3 года. Согласно расчетам административного ответчика, средний процент изменения фактических объемов ТКО за 2019-2022 годы составил 332 процента, что значительно выше фактической динамики образования ТКО в 2022 году по отношению к 2021 году (160%).
Приняв объем ТКО на 2023 год в размере 271,76 тысяч кубических метров, Госкомитет исходил из динамики роста фактического объема образования ТКО в 2021 году к 2020 году в размере 185 процентов.
Суд также отмечает, что согласно проектной и другой согласующейся между собой документации, предоставленной Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Малореченский полигон ТБО должен обеспечивать прием общегодового объема ТКО для захоронения в размере 150 тысяч кубических метров. При этом общий проектный объем захоронения ТКО на данном полигоне составляет 2 139 тысяч кубических метров, а объем размещенных ТКО по состоянию на 11 января 2021 года составляет 1457,44 тысячи кубических метров.
Одновременно суд обращает внимание, что упомянутое экспертное заключение Госкомитета содержит сведения о фактическом размещении административным истцом на Малореченском полигоне ТБО в 2021 году 151,05 тысячи кубических метров ТКО, а в 2022 году - 242,75 тысячи кубических метров ТКО.
Оценивая вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом при размещении на Малореченском полигоне ТКО для захоронения только в 2022 году превышены проектные объемы захоронения, что, в свою очередь, явилось основанием для внесения Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес ООО "МПОЖХБ" предостережения от 1 августа 2023 года N 04-10333 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно пояснениям представителя ООО "Гринта", являющегося региональным оператором по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, ООО "МПОЖХБ" в предыдущие периоды регулирования принимало для утилизации ТКО в большем, чем проектный, объеме ТКО. Одновременно региональный оператор может перенаправлять ТКО для утилизации на полигоны, расположенные в других близлежащих Мамадышскому и Елабужскому муниципальным районам Республики Татарстан.
Учитывая изложенное, суд полагает, что органом регулирования неправомерно значительно завышен расчетный объем ТКО, подлежащих захоронению, что привело к неверному определению размера НВВ, и, как следствие, неправильному определению размера оспариваемого тарифа.
Суд соглашается с доводами административного истца о неправильном определении тарифным органом размера расходов на транспортировку грунта сторонними организациями исходя из неверного расчета объема и массы ТКО, подлежащих захоронению. Согласно сведениям экспертного заключения остались без должной оценки доводы регулируемой организации о том, что расходы на транспортировку грунта сторонними организациями относятся исключительно к регулируемой деятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Госкомитета от 21 июня 2023 года N 69-5/тко-2023 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2023 год), признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 июня 2023 года N 69-5/тко-2023 "Об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 ноября 2022 года N 521-30/тко-2022".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт об установлении предельного тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства" на 2023 год.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 сентября 2023 г. N 3а-285/2023
Опубликование:
официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 23 января 2024 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2024 г. N 66а-11/2024 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения