г. Краснодар |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А32-17943/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 24.01.2018), Чернуха А.Г. (доверенность от 23.09.2019), от ответчика - акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" (ИНН 2315007476, ОГРН 1022302387172) - Мурзина В.Ю. (доверенность от 27.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А32-17943/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - завод) о взыскании 186 383 рублей 38 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, 7165 рублей 08 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 18.10.2018 по 15.04.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 16.04.2019 по день фактического исполнения решения суда, а также 6806 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2019, с ответчика в пользу истца взыскано 186 383 рубля 38 копеек задолженности, 7165 рублей 08 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты, начисленные на сумму долга, в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, начиная с 16.04.2019 до момента фактической уплаты суммы долга, а также 6806 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 94 рубля излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе завод просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, истцом в материалы дела не представлены акты общей формы, которые подтверждают наличие на станции назначения Новороссийск вагонов, готовых к подаче на пути завода, но не поданных по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования. Завод представил доказательства, что в моменты бросания и периоды задержки спорных вагонов ответчик принимал к переработке без задержек все подаваемые на станцию вагоны. Суды не оценили довод завода о том, имелась ли возможность у станции назначения принимать вагоны, прибывающие в адрес ответчика, при нарушении сроков оборота отдельных вагонов на путях необщего пользования. Суды не дали должной оценки графикам работы завода и не учли распоряжение общества от 30.12.2016 N 2827р. Анализ графиков доказывает, что в периоды задержки спорных вагонов на промежуточных станциях завод принимал все вагоны станции Новороссийск. Наличие ограниченного количества вагонов с превышением сроков их разгрузки на путях необщего пользования ответчика не было препятствием к приему и переработке других вагонов. Размер задолженности определен судами неверно.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 12.03.2020 суд округа в судебном заседании объявил перерыв до 17.03.2020 15 часов 20 минут, информация о котором размещена на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, отношения между обществом и заводом регулируются заключенным ими договором от 15.11.2012 N 398/7 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заводу, при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного путем необщего пользования производится локомотивом владельца (заводом).
Параграфом 11 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов 6 часов.
В октябре - ноября 2018 года в адрес ответчика следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения ответчиком (грузополучателем) установленного договором технологического срока оборота вагонов.
На основании актов общей формы и ведомостей по ставкам тарифного руководства истцом рассчитана плата за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов в размере 186 383 рублей 38 копеек.
Истец направил ответчику претензии от 30.11.2018 N 18/630, 18/634, 18/636 и от 25.12.2018 N 18/714 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неудовлетворение требований претензий явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что вина завода в нарушении срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов. Обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика.
Между тем суды не учли следующее.
Ответчик неоднократно приводил доводы о том, что разгрузка ограниченного количества вагонов с превышенным сроком оборота на его путях необщего пользования не препятствовала приему и переработке других вагонов, в подтверждение чего представил графики работы завода в смены задержки на промежуточных станциях спорных поездов, основанные на ведомостях подачи и уборки вагонов.
Истец и суды сослались на случаи нарушения сроков разгрузки вагонов ответчиком, однако не проанализировали объемы задержанных в разгрузке вагонов, не опровергли представленные ответчиком графики, не обосновали невозможность подачи задержанных поездов занятостью подъездных путей необщего пользования завода с отражением количества разгружаемых вагонов в периоды, соответствующие задержкам поездов в пути следования.
Суды указали, что в качестве документов, удостоверяющих факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях, обществом представлены акты общей формы, подтверждающие задержку вагонов на промежуточных станциях в связи с невозможностью обеспечения выгрузки вагонов грузополучателем.
В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки.
Вместе с тем надлежащий анализ нахождения вагонов на разгрузке у ответчика с учетом количества конкретных разгружаемых вагонов, занятости путей необщего пользования, которая бы препятствовала подаче новых партий вагонов и влекла их задержку на промежуточных станциях, отсутствует.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, сформулированы без исследования и оценки обстоятельств (доказательств), необходимых для правильного разрешения спора, решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить наличие вины ответчика в задержке вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, оценить все представленные доказательства в их совокупности, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А32-17943/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2020 г. N Ф08-1245/20 по делу N А32-17943/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12410/20
23.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15766/20
20.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17943/19
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1245/20
15.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18638/19
15.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17943/19